←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
Южно-Уральский государственный университет
Факультет психологии
Кафедра прикладной психологии
Курсовая работа
По курсу “Основы психодиагностики”
На тему “Различие интеллекта в зависимости к принадлежности к различным расовым группам”
Выполнил: Ю. Каракозов П-304
Проверила: старший преподаватель Матвеева. Л.Г
Челябинск
1999.
План
Введение.
Глава 1.
История возникновения вопроса в психологии.
Подходы к изучению интеллекта.
Тестирование межкультурных различий.
Методы тестирования межкультурных различий.
Глава 2
Практическая часть
Заключение
Литература
В ведение.
В конце XIX в. психологию проникают и быстро завоевывают популярность идея измерения. Психологическая наука получает возможность количественного выражения индивидуальных различий.
ГЛАВА 1.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВОПРОСА В ПСИХОЛОГИИ.
«Всякий умный человек знает, что такое интеллект... Это то, чего нет у других!» (Me Nemar, 1964). Из этого шуточного высказывания становится ясно, что определений интеллекта, наверное, не меньше, чем людей, которые пытаются такие определения сформулировать.
Очень долго существовало два мнения относительно интеллекта. Согласно первому из них, интеллект - черта сугубо наследственная: либо человек рождается умным, либо нет. В соответствии же со второй точкой зрения интеллект связан со скоростью восприятия или реагиро¬вания на внешние стимулы.
Еще в 1816 году немецкий астроном Бессель утверждал, что он может определить уровень интеллекта своих сотрудников по скорости их реакции на световую вспышку.
В 1884 году английский ученый Гальтон (родственник Дарвина) предъявлял серию тестов лицам, посещавшим Лондонскую выставку. Гальтон был убежден, что представители определенных семей биологи¬чески и интеллектуально выше других людей, а также, что женщины в этом отношении явно уступают мужчинам. На выставке Гальтон предлагал десяти тысячам людей подвергнуться различным измерениям (рост, окружность головы и др.) и испытаниям (разного рода тестам на зрительное различение и мышечную силу). К его большому удивлению, по этим данным выдающиеся деятели науки не отличались от простых смертных. Более того, ему пришлось констатировать, что у женщин многие показатели оказались лучше, чем у мужчин.
В 1885 году Дж. Кэттелл разработал с десяток более «психологич¬ных» тестов, которые он назвал «ментальными». В этих тестах опреде¬лялись быстрота рефлексов, время реакции, время восприятия опреде¬ленных раздражителей, болевой порог при надавливании на кожу, число букв, запоминаемых после прослушивания буквенных рядов, и т. п. С помощью этих тестов Кэттелл определил параметры реакций на раздражители разной силы. Оказалось, например, что среднее время восприятия звука составляет около 0,1 секунды, а среднее время реакции на тот же звук примерно 0,2 секунды. Особенно важным результатом явился тот факт, что если у большинства людей эти показатели лишь ненамного отклоняются от среднего уровня, то у какой-то части испытуемых время реакции было значительно больше или меньше наиболее типичных величин. Представив эти данные графически, Кэттелл получил колоколообразную кривую, сходную с кривыми распределения некото¬рых физических или химических показателей.
Представления, сформировавшиеся в результате двух этих разнооб¬разных исследований, легли в основу способов объективной оценки интеллекта. При этом была создана определенная концепция челове¬ческого разума, продержавшаяся в течение многих лет.
В тестах, которые были разработаны позже, показателем эффектив¬ности служило время, затраченное испытуемым на решение предложен¬ных задач. Главным измерительным прибором психологов стал хронометр: чем быстрее справлялся с заданием испытуемый, тем больше он набирал очков.
Колоколообразное распределение времени реакции, полученное Кэттеллом, было использовано для оценки интеллекта с помощью раз¬личных тестов и для выяснения вопроса о том, как распределяется уровень интеллекта среди населения. При этом по одну сторону от среднего уровня оказывались «отсталые», а по другую - «сверходаренные». И, наконец, периодически всплывало представление о том, что ' интеллект должен быть наследственным свойством и составлять в ос¬новном прерогативу белой «расы». Это представление и до сих пор дискутируется на страницах солидных научных журналов.
Между тем ученые, разработавшие первые тесты на интеллект (например, Binet, Simon, 1905), рассматривали это свойство более широ¬ко. По их мнению, человек, обладающий интеллектом, это тот, кто «правильно судит, понимает и размышляет» и кто благодаря своему «здравому смыслу» и «инициативности» может «приспосабливаться к обстоятельствам жизни».
Эту точку зрения разделял и Векслер - ученый, создавший в 1939 году первую шкалу интеллекта для взрослых. Он считал, что «интеллект - это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами», т.е., короче говоря, «успешно меряться силами с окружающим миром».
Сегодня большинство психологов согласны именно с этим определе¬нием интеллекта, который рассматривается, как способность индивиду¬ума адаптироваться к окружающей среде.
Вызывает удивление, однако, что те же ученые, которые сформули¬ровали такого рода концепцию, в предлагаемых ими тестах приняли за главный показатель интеллекта скорость выполнения определенных заданий. Подобный показатель, так же как и построение, кривых рас¬пределения по интеллекту, плохо согласуется с широким понятием адаптации. Этот парадокс можно объяснить только упомянутыми уже историческими традициями и определенной системой школьного воспи¬тания..
Что же касается самих тестов на интеллект, то они в значительной степени зависят от того, как каждый исследователь представляет себе это свойство личности. И хотя в настоящее время психологи пришли к согласию по поводу общего согласия по поводу интеллекта, и его компоненты и способы их оценки все еще вызывают споры.
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИНТЕЛЛЕКТА
Понятие интеллекта всегда являлось источником парадоксов. Казалось бы, это одно из наиболее очевидных понятий психологии, но в то же время и одно из наиболее неуловимых.
У. Эстес
Кризис тестологического подхода в определении понятия "интеллект" - это проявление общего кризиса теорий описа¬тельного типа, а также кризиса экстенсивной эмпирической психологии. Вечная дилемма! Что лучше: больше знать о том, что, либо меньше, но о том, как и почему ?
Своеобразной реакцией на не конструктивность тестологических теорий явились экспериментально психологические теории интеллекта, разрабатываемые в рамках различных зарубежных и отечественных подходов и ориентированные на выявление механизмов интеллектуальной активности. В целях упорядочивания накопленного в этой области психо¬логических исследований материала выделим несколько основных подходов, для каждого из которых характерна определенная концептуальная линия в трактовке природы интеллекта.
1. Социокультурный подход (интеллект как результат процесса социализации, а также влияния культуры в целом).
2. Генетический подход (интеллект как следствие усложняющейся адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодей¬ствия человека с внешним миром).
3. Процессуально деятелъностный подход (интеллект как особая форма человеческой деятельности).
4. Образовательный подход (интеллект как продукт целенаправленного обучения).
5. Информационный подход (интеллект как совокуп¬ность элементарных процессов переработки инфор¬мации) .
6. Феноменологический подход (интеллект как особая форма содержания сознания).
7. Структурно-уровневый подход (интеллект как си¬стема разно уровневых познавательных процессов).
8. Регуляционный подход (интеллект как фактор само регуляции психической активности).
Ниже будет коротко рассмотрены взгляды некоторых веду¬щих представителей соответствующих подходов с тем, чтобы получить представление о предложенных в эксперименталь¬но психологических исследованиях типах объяснения меха¬низмов интеллектуальной активности и, соответственно, кри¬териях развития интеллекта.
1. Социокультурный подход
1.1. Межкультурные исследования познавательных процессов (Леви-Брюль; К. Леви-Стросс; А. Р. Лурия и др.)
Констатация того, что человек формируется как куль¬турно-историческое существо, усваивая в
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
|
|