Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Особенности операциональной стороны мыслительной деятельности у детей с нарушением зрения

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Скачать реферат


Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.

Факультет коррекционной педагогики

Кафедра тифлопедагогики

Дипломная работа

Особенности операциональной стороны мыслительной деятельности у детей с нарушением зрения.

Студентки 5 курса

2 (тифло) группы

Беляевой Жанны

Руководитель:

Профессор психологических наук

Литвак А.Г.

Рецензент:

Волкова И.П.

Санкт-Петербург

1999 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. Основные теоретические направления в исследованиях

процессов мыслительной деятельности. 5

1.1. Становление психологической науки. 5

1.2. Проблема мышления в тифлопсихологии. 10

1.3. Особенности операционально-мыслительной деятельности. 18

Глава II. Исследование мышления слабовидящих школьников при

решении арифметических задач и их практическом выполнении. 26

2.1. Методики констатирующего эксперимента мышления при

слабовидение 26

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента. 30

Глава Ш. Формирование мыслительных процессов. Их важность в

жизни человека. 38

Заключение 40

Список литературы 42

Приложение 44

ВВЕДЕНИЕ

Об историческом прошлом человека, его настоящем написано много! Но все так же велико стремление людей к постижению себя, оценки своей личности. Философы, антропологи, психологи, представители педагогиче-ской науки, деятели литературы и искусства стремятся все глубже исследо-вать и раскрыть сущность человека, понять закономерности жизненного про-явления личности, закономерности в реализации физических и интеллекту-альных возможностей, яснее увидеть перспективы в эпохе. Все эти вопросы в разные годы решались по разному.

В последнее время, когда много внимания уделяется вопросам психо-логии, как в отечественной так и в зарубежной литературе появляется ряд экспериментальных и теоретических работ, анализ которых показывает, что мышление является важнейшим психологическим процессом, при помощи которого человек отражает действительность, со всеми ее связями и отноше-ниями.

Актуальность данной проблемы велика, затруднение решения арифме-тических задач, логическое построение всей работы ведет к большим трудно-стям в учебном процессе, а далее во всей жизни. Работа по данному факту должна проводиться с учетом дефекта. Следовательно нужна коррекционная работа по данной проблеме.

Предметом данной темы является – коррекционно-педагогические ус-ловия развития операциональной стороны мышления. Объектом являются операции мышления у детей с нарушением зрения. Гипотеза заключается в том, что преодоление неполноценно сформированных операций мыслитель-ной деятельности слабовидящих зависит от определенных условий:

- индивидуального подхода;

- успешности психодиагностики;

- развития каждого процесса в отдельности и мышления в целом;

- закрепление полученных результатов в деятельности;

При работе были поставлены задачи:

1. Раскрытие особенностей операционально-мыслительной деятель-ности.

2. Рассмотрение общих и специфических операций мышления.

3. Изучение организации коррекционной работы в специальных школах для слепых и слабовидящих школьников.

4. Определение путей и условий усовершенствования коррекцион-ной работы по формированию математических представлений.

В своем исследование я хотела подтвердить, что мышление не страдает от дефекта зрения, если нет органических поражений. Но существует задержка развития, которая с возрастом, с обогащением личностного опыта приходит в норму. Отсюда выбор данной возрастной группы – дети младшего школьного возраста и среднего школьного возраста. Выбор сделан из расчета на то, что можно было бы видеть как возрас-тные показатели меняют уровень мышления слабовидящих при реше-нии арифметических задач и их практического выполнения. В диплом-ной работе использовались такие методы:

1. Анализ литературы.

2. Обобщение педагогического опыта (работа по данной проблеме, сбор информации, обобщение ее).

3. Наблюдение (проводится на протяжении всей коррекционной рабо-ты, начинается до нее).

4. Эксперимент.

Дипломная работа состоит из 3 глав в которых приводится анализ ис-следований зарубежных и отечественных психологов, дается описание организации, проведения и результатов констатирующего эксперимен-та. Работа заканчивается выводами по проведенному исследованию.

Глава I. Основные теоретические направления в исследовани-ях процессов мыслительной деятельности.

1.1. Становление психологической науки.

Возникновение элементов психологического знания следует, по-видимому, отнести к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он, человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских сис-темах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последую-щие века сыграло важную роль в становлении психологического комплекса знаний.

Однако вместе с развитием психологического комплекса знаний в фи-лософии, в области естественно-научного знания, особенно в медицине шло накопление сведений об организме человека, его анатомии, физиологии и биохимии. При этом все более выявлялось противоречие философского пси-хологического знания о душе и естественно-научного знания о человеке. В то же время ни философская психология, ни естественные науки не могли отве-тить на вопрос, как снять это противоречие. Эта объективно сложившаяся кризисная ситуация в науке требовала своего разрешения. Разрешение кри-зисной ситуации имело важнейшее следствие выделения психологии в от-дельную науку со своим арсеналом методов и средств.

Для обретения психологией научной самостоятельности важную роль сыграло создание В. Вундтом в 1879 г. в Германии, в Лейпцигском универси-тете, первой в мире лаборатории экспериментальной психологии. Психоло-гия была определена, как наука о сознании человека, которое должно изу-чаться экспериментально. В качестве основного исследовательского метода был избран метод интроспекции, т. е. самонаблюдения. Цель исследования – получение данных о структуре сознания через выделение «чистых» его эле-ментов. Была создана экспериментальная база, организован выпуск психоло-гических журналов, положено начало периодическим форумам психологиче-ского мира – проведение конгрессов. В вундтовском институте образовалась школа подготовки профессиональных психологов, обеспечившая возмож-ность формирования мировой организации. Научное направление школы В. Вундта получило название структуризма. Оно интенсивно развивалось еще почти полвека, особенно в США. Почти в тоже время развивалось направле-ние, получившее название функционализм. Начало ему было положено В. Джемсом. Основные позиции отражают движение психологической мысли не только в направлении расширения описательно-объяснительных возмож-ностей, но и возможностей решения практических задач. Психология опре-делялась как наука о деятельности сознания. Активизация психологической мысли, особенно с запросами сферы труда, имело результатом то, что в кон-це XIX века в США возникает новое научное направление в психологии – бихевиоризм. Оно сыграло исключительную роль в развитии психологиче-ской науки, ее экспериментальных методов и связей с практикой. Возникно-вение этого направления связано с именами Э. Тордайка и Д. Уотсона. Ос-новная база этого направления основывалась на том, что предметом психоло-гии является не сознание, не деятельность сознания, а поведение.

На рубеже XIX – XX веков возникло новое научное направление, по-лучившее название психоанализа. Оно утвердило понимание психологии как науки не только о сознании, но и о бессознательном. Венский психиатр и психолог З. Фрейд предложил свою концепцию:

1. Психическое существует, как сознательное, предсознательное и бес-сознательное. Психическое организовано в личностную структуру – «ид» [оно] – «эго» [я] – «суперэго» [сверх я].

2. Существует психическая энергия, которая реализуется в личной структуре.

История мировой психологии насыщена различными концепциями, так же сыгравшими существенную роль в ее становлении и развитии. Мировая психология в целом интенсивно развивалась в различных направлениях.

Параллельно с психологией развивалась, как наука тифлопсихология, которая изучала особенности людей с нарушением зрения. Одной из про-блем, волнующих психологов, стало изучение мышления слепых и слабови-дящих. В связи с этим возникают различные теории.

Теории мышления в буржуазной тифлопсихологии.

Мышление

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»