Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Особенности психологической характеристики личности преступника

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Академия Экономической Безопасности

МВД РФ

Психология и педагогика профессиональной деятельности

Тема: «Особенности психологической характеристики личности преступника».

Выполнил слушатель 1 курса

Юридического факультета

Группа ЮВ-111

Ромашов Д.В.

Москва 2004

План

Введение

1. Понятие преступника в общем смысле.

1.1 Понятие, структура личности преступника.

1.2 Соотношение социального и биологического в личности преступника.

2. Личность преступника

2.1 Характеристика личности преступника

3. Классификация и условия формирования личности преступника

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Прежде чем начать эту работу я долго думал о том, что чем же отлича-ется личность преступника от простой личности. Ведь, что личность пре-ступника, что личность обычного человека одинаковы т.е. они люди. Каза-лось бы, какое существенное различие между ними может быть? Однако нет, большинство людей в повседневной жизни ведут себя совершенно нормаль-но, не совершая преступлений. Тогда откуда берутся в нашем обществе пре-ступники, что влияет на их поведение так, что человек становится на пре-ступный путь?

Целью данной работы является рассмотрение личности именно преступ-ника. При этом мне бы хотелось рассмотреть этот вопрос с психологической и криминологической точки зрения. Естественно, будут описаны различные подходы к этой проблеме (а это именно проблема, потому что нет о ней еди-ного мнения), но хотелось бы сразу оговориться, что ни один из них не пре-тендует на полноту. В них еще много “темных пятен”, которые возможно будут в свое время заполнены, но к тому времени появятся новые, ведь жизнь это непрерывное движение, постоянная смена планов и ситуаций.

Личность человека, совершившего преступление, является объектом пристального изучения многих наук криминалистического и психологиче-ского профиля. Именно изучение особенностей личности преступника поро-дило целое научное направление, из которого сформировалась наука «кри-минология». Криминология вместе с психологией изучает такие проблемы, непосредственно связанные с вопросом о личности преступника, как мотивы преступного поведения, детерминация, причинность преступлений и т.п.

1.Понятие преступника в общем смысле

1.1 Понятие, структура личности преступника

Понятие личности преступника многогранное, с ярко выраженным меж-дисциплинарным характером, поскольку изучается не только психологами, но и юристами, занятыми разработкой вопросов, относящихся к уголовному праву и процессу, криминологии и криминалистике. В юридической психо-логии данная проблема одна из центральных.

Понятие личности преступника, т.е. личности человека, совершившего общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой привлече-ния к уголовной ответственности, выражает его социальную сущность, сложный комплекс характеризующих его свойств, связей, отношений, его нравственный и духовный мир, взятые в развитии, во взаимодействии с со-циальными условиями, с психологическими особенностями, в той или иной мере повлиявшими на совершение им преступления.

Изучение проблемы личности правонарушителя — существенная предпо-сылка успешной разработки теории предупреждения преступлений, по-скольку именно личность является носителем причин их совершения.

Понятие личности преступника включает в себя целый комплекс социаль-но-демографических, социально-ролевых (функциональных), социально-психологических признаков, которые в той или иной мере связаны с пре-ступным деянием, характеризуют его общественную опасность. Объясняют причины его совершения.

Именно поэтому юридическая психология изучает более широкий аспект характеристик личности человека, совершившего преступление, обращая внимание не только на его нравственные качества, знания, навыки, привыч-ки, формы психического отражения, темперамент, но и на физическую сущ-ность лица как человеческого индивида, его возраст, психическую способ-ность к вменению, некоторые его функционально-ролевые признаки, напри-мер должностное положение, особые обязанности или особое положение по отношению к потерпевшему и т.д., а также психологическую характеристи-ку личности преступника во всем сложном комплексе интеллектуальных, эмоционально-волевых и других его качеств.

Все эти качества, признаки, особенности личности имеют достаточно ем-кое содержание.

В юридической психологии личность субъекта, совершившего преступле-ние, изучается в целях оказания помощи правоохранительным органам.

1.2 Соотношение социального и биологического в лич-ности преступника

Одна из коренных проблем изучения личности преступника — соот-ношение социального и биологического. Специфическим для криминологии основанием повышенного интереса к социально-биололгической и социаль-но-психиатрической проблематики выступает необходимость более глубо-кого объяснения насильственной преступности, рецидива преступности не-совершеннолетних и неосторожной, связанной с использованием источни-ков повышенной опасности.

В психологии данная проблема рассматривается диалектически. Био-логическое и социальное выступают в нём во взаимодействии. Определяю-щим фактором психического развития личности является социальная среда. Биологическое в человеке не отрицается, не уничтожается, а включается в качестве соподчинённого элемента в высший (социальный) в преобразован-ном (социализированном) виде. Биологическое оказывает влияние на пове-дение человека не прямо, а опосредованно.

Опосредованное влияние биологических элементов личности может сказываться в некоторых формах антиобщественного поведения: в насильст-венных преступлениях против личности, хулиганских поступках, которые являются разновидностью или формами агрессивного поведения. Некоторые учёные объясняют агрессивное поведение человека, в том числе и преступ-ные формы его выражения, прямым проявлением врождённых агрессивных устремлений человека. Это не совсем так. Биофакторы могут создавать предрасположенность к тому или иному типу реагирования на внешний раз-дражитель: неуравновешенный тип высшей нервной деятельности, может предрасполагать к агрессивному поведения в ситуации фрустрации. Однако психологические исследования показывают, что агрессивное поведение в этой ситуации не наследуется, а усваивается, вырабатывается у человека, начиная с детского возраста.

Становится очевидным психологический механизм формирования аг-рессивного поведения у этих лиц:

1. ребёнок, которого родители постоянно физически наказывают, перенимает их собственное поведение.

2. частое физическое поведение вызывает у него состояние фруст-рации. Накопившуюся обиду, озлобленность ребёнок возмещает на доступных ему лицах, прежде всего, на сверстниках.

Таким образом, социальные факторы являются решающими в форми-ровании и развитии у ребёнка, а затем и взрослого человека агрессивного поведения, которое может принимать в случае нравственной деформации личности антисоциальные формы выражения.

Важное направление исследования влияния биологических факторов на преступное поведение связано со случаями, когда у преступника имеются физические или психические аномалии, которые влияют на поведение. Их необходимо учитывать при оценке общественной опасности личности.

К психическим аномалиям (пограничным состоянием), которые долж-ны учитываться при оценке общественной опасности лиц, совершивших преступления, относятся психопатии, алкоголизм, наркомания, слабоумие в форме дебильности, травмы центральной нервной системы, эпилепсия. Они снижают сопротивляемость к воздействию конфликтных ситуаций.

Среди лиц, совершивших тяжкие насильственные преступления, чаще всего встречаются такие аномалии: психопатии и психопатические состоя-ния — у 33%; органические поражения центральной нервной системы — 19%; ушибы головного мозга — 18%; хронический алкоголизм — у 17%. В целом среди убийц лица с психическими аномалиями составляют более 70%.

Также отмечается интенсивный рост преступности среди несовершен-нолетних с аномалиями психики, опережающий по темпам почти в 4 раза рост преступности среди несовершеннолетних в целом.

Таким образом, психические аномалии воздействуют на поведение, в том числе преступное, не сами по себе, а через формирующее влияние на психологические особенности личности. Именно эти особенности, а не пси-хические аномалии, следует признать криминогенными.

Определяя силу влияния психических аномалий, нужно подчеркнуть, что они автоматически приводят к совершению преступления. На индивиду-альном уровне можно говорить

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»