Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Особенности работы практического психолога с одаренными детьми в условиях инновационного образовательного учреждения

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Скачать реферат


Курсовая работа

«Особенности работы практического психолога с одарен-ными детьми в условиях инновационного образователь-ного учреждения»

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….…....с.3

Глава 1. Психология одаренности……………………………………….......с.5

1. Из истории исследования проблем одаренности……….……..с.5

2. Творческая одаренность в развитии познавательных струк-тур………………………………………………..………………....с.6

2.1. Общая характеристика одаренности……………………..с.6

2.2. Концепция психологической структуры одаренности Матюшкина А.М……………..…………………………..…….с.8

2.3. Возрастные особенности одаренности………………….с.10

2.4. Проблемы диагностики и развития высоко одаренных и талантливых де-тей……………………………………...…с.13

Глава 2. Изучение интеллектуальных и психологических особенностей одаренности подро-стков ……………………………………………………..с.16

1. Особенности развития творческого мышления подрост-ков……………………………………………………..…………..с.16

2. Соотношение вербального и невербального компонентов в структуре мышления подростка………………………………..с.19

3. Изучение личностных особенностей учащихся………………с.20

4. Исследование тревожности по методике Нюттена…………..с.21

5. Исследование познавательной активности одаренных детей по

методике СОНА ………………………………………………….с.21

Глава 3. Разработка программы работы практического психолога с одаренными детьми учи-телями в условиях инновационного образовательного учрежде-ния……………………………………………………………..…с.24

1. Программа работы практического психолога с одаренной

молодежью (по Матюшкину А.М.)………………………………с.24

2. Система семинаров для учителей «Педагогика для одаренных

детей»………………………………………………………...…….с.26

3. Рекомендации по индивидуальной работе учителей с одаренными деть-ми………………………………………………………….с.36

Заключение……………………………………………………………………..с.36

Литература……………………………………………………………………...с.38

Приложения……………………………………………………………………..с.40

Введение.

Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как от-носиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития?

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих ро-дителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько на-учные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, пробле-ма понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.

Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Из-вестны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж.Гилфорда, П.Торренса, Ф.Баррона, К.Тейлора. На основе идей психологов Дж.Кэррола и Б.Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо ода-ренных детей занимался Ж.Брюно. («Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика»).

Проблемы одаренности изучали отечественные психологи: Матюшкин А.М. в работе «Кон-цепция творческой одаренности» и др., Шумакова Н.Б. в ряде своих работ, Чистякова Г.Д. в статье «Творческая одаренность в развитии познавательных структур», Юркевич В.С. в «Проблемах диагно-за и прогноза одаренности в работе практического психолога".

Целью данного исследования является изучение мышления одаренных детей, особенно-стей работы практического психолога с ними.

Задачи нашего исследования:

1. Раскрыть сущность проблем выявления, диагностики, развития и адаптации талантливых детей в социальной среде;

2. Диагностировать уровень творческой одаренности подростков , выявить наиболее талантливых из них.

3. Изучить интеллектуальные особенности одаренных детей, их личностные характеристики.

4. Разработать программу работы практического психолога с одаренными детьми, их родителя-ми и учителями, работающими с талантливыми детьми.

В работе использованы методы наблюдения за проявлениями творческой одаренности у подростков, за развитием талантливых детей, а также методы психологической диагностики их осо-бенностей. Кроме того, были тщательно изучены имеющиеся по данной теме исследования зарубеж-ных и отечественных психологов.

Исследования структуры интеллекта проводились в 7А классе 27 школы-гимназии. Подростки об-ладают различной степенью одаренности, разными ее проявлениями. В диагностике использовались тесты структуры интеллекта Рудольфа Амтхауера, тесты психодиагностики творческого мышления Туник Е.Е., пси-хогеометрический тест личности, методика «Незаконченные предложения», а также исследовалась познава-тельная активность особо одаренных детей по методике СОНА (спонтанное описание нерегламентирован-ной активности).

Глава 1. Психология одаренности.

1. Из истории исследования проблем одаренности.

Группа молодых ученых – Дж. Гилфорд, П. Торренс , Ф .Баррон , К. Тейлор и др. - осущест-вила ряд крупных исследований , которые очертили новые границы в психологии творческой одарен-ности и способствовали объединению теоретических исследований по психологии индивидуальных различий и практических работ по построению новых учебных программ в области дифференциро-ванного обучения .

К началу 70–х гг .психология индивидуальных различий становится практической наукой . Исследования стремительно перемещаются в область образования . В конце 70-х – начале 80-х разви-вается уже совсем новая , прикладная область психологии – психология талантливых , но не успе-вающих в учебе детей , в которой изучаются причины задержек в развитии талантов в детские годы и методы оказания психологической помощи .

Работы Дж.Гилфорда показали , что к концу школы многие одаренные дети иногда испыты-вают тяжелые состояния депрессии , вынуждены маскировать от сверстников и взрослых свою ода-ренность .Одаренные дети испытывают в школе «дискриминацию» из-за отсутствия дифференциро-ванного обучения , из-за ориентации школы на среднего ученика , из-за излишней унификации про-грамм [С.Марленд , 1972] .

К концу 70-х не только частные, но и государственные школы начали перестраиваться в сторону дифференцированного обучения .

В начале 80-х был осуществлен крупный международный проект по развитию возможностей высоко одаренных детей прогнозировать будущее , проигрывать ситуации риска и возможные выхо-ды из таких ситуаций . В США были созданы специальные курсы по обучению лидерству одаренных подростков .

Дифференцированное обучение в США переходит от составления более углубленных про-грамм к программам с альтернативными подтемами , типами упражнений и разными стилями текстов .

Дальнейшее развитие исследований и диагностики одаренности основывались на интегри-рованном представлении о познавательных процессах и их развитии .Когнитивные методики диагно-стики и методики интеллектуального развития стали предметом специального теоретического и экс-периментального анализа в 20-е и начале 30-х гг. в нашей стране .

В.Штерн дал следующее определение одаренности : «Умственная одаренность есть общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования , есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни.»Такая характеристика одаренности позволяла дифференцировать уровни одаренности .

Особое значение придавалось разработке и реализации методов диагностики . Наибольшую популярность приобрела система диагностики интеллектуального потенциала детей , разработанная А.Бине. Ему удалось воплотить принцип развития в очень простой и понятной характеристике – ве-личине интеллектуального потенциала . Эта величина получила в дальнейшем название интеллекту-ального коэффициента (IQ) .

История развития исследований и практики обучения одаренных детей в нашей стране про-шла ряд этапов , соответствовавших социальным потребностям общества и уровню развития психо-логической науки . На основе диагностики познавательных процессов и оценки их уровня уже в на-чале столетия были предприняты попытки оценить уровни одаренности .

Проблема одаренности в советских исследованиях разрабатывалась как психология способностей , что наиболее полно и четко было отражено в работе Б.М.Теплова “Способности и одаренность” .Он указывает : “При установлении основных понятий об одаренности наиболее удобно исходить из понятия способность . Три признака как , мне кажется , всегда заключаются в понятии способность …

Во-первых , под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности , отличающие одного человека от другого…

Во-вторых , способностями называют не всякие вообще индивидуальные

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»