←предыдущая следующая→
1 2 3
Министерство образования и науки Украины
Национальный горный университет
Кафедра философии
Реферат по психологии
на тему:
«Память, её виды и способы улуч-шения»
Выполнила: студентка группы ЕМ-01-3
Мазина Мария
Проверила: Складановская М.Г.
Днепропетровск
2003
Содержание
Введение………………………………………………………...…..3
Виды памяти и их особенности………………………………..….4
Особенности и взаимосвязь кратковременной и долговременной памяти……………………………………………………………..5
Индивидуальные различия памяти у людей…………………..….6
Законы памяти…………………………………………………..….7
Впечатление и эмоции……………………………………………7
Повторение…………………………………………………...……9
Ассоциации…………………………………………………..……9
Осмысленное восприятие…………………………………..……10
Некоторые эффекты и законы памяти…………………………..10
Заключение………………………………………………………….12
Литература…………………………………………………………..13
Введение
Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется индивидом в его даль-нейшем поведении. Постепенное усложнение поведения осуществля-ется за счёт накопления индивидуального опыта. Формирование опы-та было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникаю-щие в коре мозга, исчезали бесследно, Вступая в различные связи между собой они закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в со-ответствии с требованиями жизни и деятельности.
Память – запоминание, сохранение и последующее использо-вание индивидом его опыта.
В памяти различают такие основные процессы: запоминание, со-хранение, воспроизведение и забывание.
Память является жизненно важнейшей основополагающей спо-собностью человека. Без памяти невозможно нормальное функцио-нирование личности и ее развитие.
Память есть у всех живых организмов, но наиболее высоко раз-вита у человека. Кроме генетической и механической памяти, прису-щей животным, человек обладает другими более продуктивными ви-дами памяти, связанными с использованием различных мнемониче-ских средств. Так, например, у человека есть такие виды памяти, как произвольная, логическая и опосредствованная.
В целом, память человека можно представить как своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования жизненного опыта.
Виды памяти и их особенности
В зависимости от деятельности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и ге-нетическую память.
Мгновенная память представляет собой непосредственное отра-жение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее дли-тельность от 0.1 до 0.5 с.
Кратковременная память сохраняет в течение короткого про-межутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспри-нятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 - 9 единиц информации и оп-ределяется количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления.
Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и ин-тересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание.
" Мозг среднего человека, - говорил Эдисон, - не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз".
Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность опера-тивной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.
Долговременная память способна хранить информацию в тече-ние практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мыш-лением и волевыми усилиями.
Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно).
В зависимости от преобладающего в процессе функционирова-ния памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слухо-вую, {осязательную, обонятельную, вкусовую}, эмоциональную и другие виды памяти.
У человека преобладающим является зрительное восприятие. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зри-тельная память. Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. Дейл Карнеги объясняет этот фе-номен тем, что "нервы, ведущие от глаз к мозгу, в двадцать пять раз толще, чем те, которые ведут от уха к мозгу".
Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроиз-ведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и ло-гикой.
Двигательная память представляет собой запоминание и сохра-нение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точно-стью многообразных сложных движений. Она участвует в формиро-вании двигательных умений и навыков.
Эмоциональная память - это память на переживания. Она участ-вует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в челове-ческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запо-минается без особого труда и на более долгий срок.
Возможности осязательной, обонятельной, вкусовой и других видов памяти по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью очень ограничены; и особой роли в жизни человека не играют.
В процессе запоминания (воспроизведения) информация претер-певает разнообразные изменения: сортировку, отбор, обобщение, ко-дирование, синтез, а также другие виды обработки информации.
По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроиз-ведения материала память делят на произвольную и непроизвольную.
В первом случае перед человеком ставится специальная мнемо-ническая задача (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроиз-ведение), осуществляемая благодаря волевым усилиям. Непроиз-вольная память функционирует автоматически, без особых на то уси-лий со стороны человека. Непроизвольное запоминание не обяза-тельно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его.
Особенности и взаимосвязь кратковременной и долго-временной памяти
Кратковременная и долговременная память взаимосвязаны и ра-ботают как единая система.
Кратковременная память характеризуется ограниченностью ее объема (в среднем 7±2). При переполнении объема кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесня-ет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает. Кратковре-менная память выступает в роли обязательного промежуточного хра-нилища и фильтра, перерабатывающего самый большой объем ин-формации, сразу отсеивающего ненужную и оставляющего потенци-ально полезную.
Процесс запоминания может протекать более эффективно, если сосредоточиться на усваиваемом материале. Установлено, что луч-ше усваивается информация, которая является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели. Таким образом, сокращается объем исходной информации, облегчается работа по ее переработке.
Другим мнемоническим приемом является запоминание путем повторения. Этот механизм основан на том, что запоминаемый мате-риал посредством сознательного повторения удерживается в кратко-временной памяти на более длительный срок, чем несколько секунд; повышается шанс перевода информации в долговременное хранили-ще. Обычно же без повторения в долговременной памяти оказывает-ся лишь то, что находится в сфере внимания.
Одним из возможных механизмов кратковременного запомина-ния является временное кодирование, то есть отражение запоминае-мого материала в виде определенных, последовательно расположен-ных знаков в слуховой и зрительной системе человека. Как правило, информация перекодируется в акустическую форму, а затем сохраня-ется в долговременной памяти в смысловой форме.
Именно смысл вспоминаемого приходит на память первым; мы в конечном счете можем вспомнить желаемое или по крайней мире за-менить его тем, что достаточно близко к нему по смыслу. На этом, в частности, основан процесс узнавания когда-то виденного или слы-шанного.
Индивидуальные различия памяти у людей
Различия памяти у людей бывают количественные и качествен-ные.
К количественным характеристикам относятся скорость, проч-ность, длительность, точность и объем запоминания.
Качественные различия касаются как доминирования отдельных видов памяти - зрительной, слуховой,
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|