Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Память

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


Московская академия

экономики и права

Юридический институт

Контрольная работа

по педагогике и психологии

на тему:

П А М Я Т Ь

Выполнил: студент I курса

ANDRIANO

Проверил: доцент

Xxx xxx xxx

Москва, 2002

П Л А Н

1. Общее представление о памяти.

2. Виды памяти и их особенности.

3. Индивидуальные различия памяти у людей.

4. Теории и законы памяти.

5. Формирование и законы памяти.

6. Использованная литература.

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПАМЯТИ

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при не¬обходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы назы¬ваются памятью. «Без памяти, – писал С. Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчеза¬ло бы в прошлом» .

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствова¬нию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс чело¬вечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Память можно определить как способность к получению, хране¬нию и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобре¬таемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни, Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развитая она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколе¬те жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к на-учению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условно-рефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств.

У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая – с употреблением логики, третья – с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный про¬цессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памя¬ти основными. Они различны не только по своей структуре, исход¬ным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей раз¬виты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоми¬нают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в па¬мяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долго¬временной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.

ВИДЫ ПАМЯТИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

Существует несколько оснований для классификации видов чело¬веческой памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохра¬нения материала, другое – по преобладающему в процессах запо¬минания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, опера¬тивную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, ося¬зательной, эмоциональной и других видах памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти.

Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память –

непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память пред¬ставляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это – память-образ.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких де¬сятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковре¬менной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память ра¬ботает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объ¬ем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.

Кратковременная память связана с так называемым актуаль¬ным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуаль¬ными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение ин¬формации в течение определенного, заранее заданного срока, в диа¬пазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед чело¬веком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памя¬ти по длительности хранения информации и своим свойствам зани¬мает промежуточное положение между кратковременной и долго¬временной.

Долговременная – это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попав¬шая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упро¬чивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.

Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания ин¬формации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и свя¬занные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека – единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых про¬фессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зритель¬ной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она пе¬рестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к вооб¬ражению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и во¬спроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроиз¬ведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти со¬ставляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»