Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Психология /

Психогенетика

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


Билет № 1.

Предмет психогенетики. Место психогенетики в системе наук.

Психогенетика – междисциплинарная область знаний, пограничная му психологией (точнее, дифференциальной психологией) и генетикой. Предметом ее исследований являются относительная роль и взаимодействие факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим признакам. В последние годы в сферу психогенетических исследований включается и индивидуальное развитие: и механизмы перехода с этапа на этап, и индивидуальные траектории развития.

Она решает вопрос о происхождении человеческой индивидуальности, о существовании «первичных», «исходных» особенностей психики ч-ка, предшествующих приобретаемому опыту, во-первых, и о возможном влиянии генов на динамику психического развития, его индивидуальные траектории, смену возрастных периодов и т.д. во-вторых .

Решение этих вопросов определяет конкретно-научную методологию и, кроме того, оказывается встроенным в общее мировоззрение ч-ка. Оно важно и для решения прикладных задач, связанных с диагностикой и с учетом индивидуально-психологических особенностей р-ка и взрослого. Неверное решение, неправильное понимание экспериментальных данных психогенетики приводит к социально нежелательным последствиям – от игнорирования педагогом индивидуальности ученика до расистских теорий.

Психогенетика изучает вопросы наследования поведенческих признаков и психологических функций в популяциях, и по определению эта наука озабочена не отдельными индивидуальностями, а их разнообразием, т.е. популяционной изменчивостью (вариативностью, дисперсией) изучаемого признака. Ее интересуют вопросы, касающиеся хар-к распределения индивидуальных значений по изучаемому признаку в популяции, + вопросы о том, влиянием каких факторов – генетических или средовых – можно объяснить наблюдаемую изменчивость.

БИЛЕТ № 2.

История развития психогенетики в России и за рубежом.

Психогенетика (ПГ) сложилась недавно, но имеет истоки:

Теория эволюции Дарвина: 3 мех-ма эволюции:

1. У особей внутри каждого вида существует изменчивость по морфологическим и физиологическим признакам, + эта изменчивость возникает случайным образом.

2. Эта изменчивость наследуется – предается от поколения к поколению (наследственность).

3. Существует ограниченность ресурсов необходимых данной популяции => борьба за выживание. Выживает наиболее приспособленный, оставляет более приспособленное потомство (естественный отбор).

Эта теория вначале не была принята. Была слитная теория – если человек высокий + низкий – потомство среднее. Наследственное в-во – кровь, отсюда чистокровный, полукровка.

В 1859 г. Дарвин издает книгу о происхождении вида путем естественного отбора. Книга – основа определения движущих сил психики животных и ч-ка. Тогда же история развития генетики ч-ка.

I ЭТАП 1865 – 1900гг.

Начало психогенетики как науки об этиологии индивидуальных различий больше всего связано с именем английского ученого Ф.Гальтона, двоюродного брата Ч.Дарвина, разносторонне образованного ч-ка. В 1865 он опубликовал статью «Наследственный талант и характер», положившую начало серии работ по наследственности у ч-ка. В том же году, когда Г.Мендель в Брюннском обществе естествоиспытателей доложил об открытых им законах наследственности. А в 1869 вышла в свет книга Гальтона «Наследственный гений: исследование его законов и последствий». В этой книге он пытался решить проблему наследуемости одаренности, анализируя родословные выдающихся деятелей науки, юриспруденции, спорта, военного дела, искусства и т.д. с помощью генеалогического метода психогенетики.

Выделив три степени даровитости и одновременно использовав экзаменационные оценки, полученные поступавшими в Королевскую военную коллегию, он применил к этому материалу уже существовавший тогда закон Кетле «закон уклонения от средних величин».

Результаты: люди выдающейся даровитости по отношению к посредственности стоят настолько же высоко, насколько идиоты стоят ниже ее. Мало людей сильно одаренных и слабоумных – в основном одинаковое кол-во. Второй факт – снижение числа даровитых со снижением степени родства – это Гальтон констатировал вполне отчетливо, как доказательство наследственной природы таланта.

Биологической теорией для объяснения полученных свидетельств наследуемости послужила теория пангенезиса Дарвина. Согласно ей, ч-к, как и любой живой организм, состоит из бесчисленного кол-ва независимых частиц – геммул, которые управляются исключительно естественным сродством друг с другом, что и определяет строение живущей формы.

Проблема наследственности стала центральной в научных интересах Гальтона. В 1876 – статья «История близнецов как критерий относительной силы природы и воспитания», утверждавшая метод близнецов в психогенетике. В статье обсуждаются и вопросы биологии многоплодия, близнецовый метод генетики, и полученные с его помощью данные о роли природы и воспитания в формировании индивидуальных особенностей людей. К тому времени уже существовали гипотетические представления о том, что близнецы бывают двух типов моно- и дизиготные. Гальтону эти работы были, очевидно, неизвестны, и он самостоятельно сформулировал гипотезу о том, что слово «близнецы» объединяются двумя совсем разными феноменами: развитие детей из разных или из одного яйца. Т.е речь идет о монозиготных (МЗ) и дизиготных (ДЗ) близнецах. Факт их существования Гальтон и использовал, впервые в науке, как метод для оценки влияния природы и воспитания.

В 1884 в Лондоне проходила международная выставка. Гальтон открыл там антропометрическую лабораторию за год туда вошло 93337 человек – первое массовое исследование. Он измеряет:

- конституциональные параметры (рост, вес, пропорции)

- сенсомоторные (время реакций на визуальные и звуковые стимулы, острота зрения и слуха)

по каждому параметру им были получены три показателя: низкий, средний, высокий. Вставал вопрос, что делать с полученными данными. В итоге получаем

1. З-н распределения Гаускую (Гаус) прямую – межиндивидуальная вариативность – базовая описательная статистика, позволяющая сравнивать группы.

2. Далее, возможность рассмотреть взаимосвязь му характерами при помощи коэффициента корреляции (находка Гальтона), разработан учениками Гальтона. Коэффициент корреляции позволяет посмотреть взаимовлияние. Изменяется от -1 до 1. если = 1, то ранговые места совпадают – ч-к имеющий большой рост имеет и большой вес. Если –1, то чем ниже рост, тем больше вес – нет соответствия рангов, нет взаимосвязи.

3. Факторный анализ – путем математической процедуры можно попытаться вычленить некие факторы, к-е мы не измеряем, но к-е могут влиять на измеряемые факторы. Сведение всех хар-к к некоторым факторам (меньшему кол-ву) – фактор, лежащий в основе.

В 1883 Евгеника – наука о рождении лучшего, соотношение науки и этики (Гальтон) метод искусственной селекции ч-ка. Делится на:

1. Позитивную (Гальтон) – больше помощи бракам, дающим ценное для общества потомство.

2. Негативное (Флоренский) – создавать препятствия для браков, дающих дефектное потомство. Очерк Флоренского «Усовершенствование и вырождение ч-го рода». Подбор супруга д.б. сознательным, если дефекту противопоставить нормальность – можем избавиться от дефекта.

Евгеника – социальная программа. Информированность о дефектах генетических. Если ч-ка информировать – он, возможно не захочет оставлять большое потомство.

В начале нашего века Евгеника претерпевает деформацию: в 24г. – эмиграционный з-н об ограничении въезда латинцев в штате Индиана, з-н о стерилизации шизофреников, алкоголиков… Подобные з-ны в 33-е г. – Германия. Далее геноцид евреев, русских, поляков. В этом проявлении Евгеники ничего не остается от изначальной идеи.

Все эти работы позволили В.Томпсону и Г.Уайльду утверждать, что Ф.Гальтон с большим правом, чем кто-либо другой, может быть назван основателем генетики поведения, а его работы вместе с работой Дарвина отнесены ими к I фазе истории генетики поведения.

II ФАЗА – до конца 30-х годов нашего столетия замечательна успехами в методологии психогенетического исследования. Главное здесь:

1. Появление надежных способов диагностики зиготности близнецов, благодаря чему стало возможным оформление современного близнецового метода как сопоставления моно – и дизиготных пар.

2. Развитие статистических способов оценки сходства му родственниками, в частности появление продукт-момент корреляции К.Пирсона. Когда речи идет не об альтернативном признаке (например, шестипалости у людей), а о количественном, т.е. о таком, который присущ всем членам популяции, только с разной степенью выраженности( например, баллы IQ), возможность количественно оценить сходство и различие в парах людей с разной степенью родства приобретает решающее значение. Корреляции Пирсона, а затем работы Фишера и Райта обеспечили решение этой задачи.

Их работы вмести с работами Гальтона положили начало генетики количественных признаков (биометрической генетики), предполагающей решение генетических проблем вариационно- статистическими методами. Это был важный момент в истории генетики поведения, ибо нормальные поведенческие признаки, контролируемые большим числом генов, просто не могли изучаться в рамках менделевской генетики, имевшей дело с качественными, альтернативными признаками.

В те же десятилетия появилась и стала развиваться психологическая диагностика.

Немецкий психогенетик Х.фон Браккен отметил еще один методический успех того периода – появление

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»