Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Финансы /

Анализ факторов, определяющих прибыль на транспортном предприятии на примере ОАО "Автосила"

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Скачать реферат


Тр – темп роста;

в) темп прироста — процентный прирост фактического значения показателя к его базисному значению:

(3)

где Тпр – темп прироста;

д) абсолютное значение 1% прироста:

(4)

Представим показатели динамики в виде графических диаграмм.

Диаграмма 1 - Изменение прибыли по годам

Из диаграммы видно, что наибольшая прибыль была получена в 1999 году, при этом явная тенденция отсутствует. В 1998 году, по сравнению с 1997 годом, величина балансовой прибыли несколько снизилась, что было вызвано в первую очередь снижением объема перевозок и увеличением среднего расстояния перевозки, однако после ввода новых автомобилей увеличились производственные мощности, что позволило более эффективно обслуживать клиентов и получить дополнительную прибыль.

Диаграмма 2 - Изменение себестоимости по годам

Анализируя данные диаграммы 2, можно сделать вывод о том, что динамика грузооборота обратно пропорциональна изменению объема перевозок, что говорит о влиянии на грузооборот изменения расстояния перевозки, то есть в 1995 и в 1999 годах среднее расстояние перевозки было максимально большим, именно этот факт объясняет неравномерность изменения объемов перевезенных тонн и выполненных тонно-километров.

Диаграмма 3 – Динамика основных фондов

Если проследить за динамикой основных фондов, то видна тенденция к увеличению их стоимости. Причем наибольший рост был в 1999 году по сравнению с 1998 годом.

Диаграмма 4 – Динамика фонда оплаты труда

Анализируя изменение фонда заработной платы можно сделать вывод о том, что его изменения носят неравномерный характер, однако очевидно, что в 1999 году он значительно снизился по сравнению с 1998 годом, а максимальным фонд оплаты труда был в 1996 году. Снижение этого показателя на первый взгляд необоснованна, так как объем перевозок изменялся в большую сторону, однако если учитывать фактор инфляции и снижения расценок на автомобильные перевозки, то изменение не выглядит столь отрицательным.

Числовая характеристика динамики показателей представлена в таблице 4.

Таблица 4 - Характеристика изменений финансовых показателей в 1999 году по сравнению с 1998 годом

Показатели с учетом корректировки 

А пр T р Т пр А 1%

Прибыль балансовая, млн.руб. 23 007 162,05 62,05 370,79

Себестоимость, млн. руб. -18 393 97,92 -2,08 8828,9

Основные фонды, тыс. руб.

с учетом переоценки 457 428 188,43 88,43 5172,9

Фонд оплаты труда, тыс. руб. -8 872 94,87 -5,13 1730,4

Таким образом, мы видим, что основные фонды выросли на 88,4 %, балансовая прибыль предприятия увеличилась на 62 %, что явилось следствием снижения себестоимости перевозок на 2 % и в частности снижением фонда оплаты труда на 5,1 %.

3 АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ПРИБЫЛЬ НА ПРЕДПРИЯТИИ

В процессе функционирования каждое предприятие стремится к постоянному повышению прибыльности своей хозяйственной деятельности. Однако в условиях современной рыночной экономики, вследствие высоких темпов инфляции, невозможно однозначно оценить абсолютный прирост прибыли. Еще сложнее, определить степень эффективности распределения и использования прибыли на предприятии.

Перед каждым хозяйствующим субъектом возникает необходимость проведения анализа своей хозяйственной деятельности в целом, и структуры, а также динамики изменения прибыли предприятия в частности. При этом распределение прибылей отражает искусство принятия управленческих решений, которыми определяется и развитие предприятия, и благосостояние трудового коллектива.

3.1 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ

3.1.1 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ДОХОД

Эти факторы можно условно подразделить на три группы: производственные, коммерческие, финансовые.

Производственные факторы связаны с объемом производства, его ритмичностью, материальной, научно-технической и органи¬зационно-технической оснащенностью, соответственно — каче¬ственными параметрами продукции, ее ассортиментом и струк¬турой и т.д. и т.п.

Коммерческие факторы как бы подводят к финансовым фак¬торам и охватывают в широком смысле понятие маркетинга, за¬ключение хозяйственных договоров на основе самого присталь¬ного изучения действующей и перспективной конъюнктуры рынка, ценовое регулирование сбыта, его направление и органи¬зационно-экономическое обеспечение.

Надежность прогноза коммерческих факторов опирается, с одной стороны, на страхование рисков (в основном, рисков ут¬раты имущества, срыва поставок, отдаления или отказа от пла¬тежа), с другой — на привлечение солидных, платежеспособных клиентов (заказчиков, покупателей), что в свою очередь требует известных внепроизводственных затрат (представительских, на рекламу и др.).

Наконец, финансовые факторы, охватывающие и выручку от реализации продукции (услуг), и предпринимательский доход от всех видов деятельности, включают соответственно: формы рас¬четов (предусматриваемые контрактом или определяемые опера¬тивно); ценовое регулирование, в том числе уценку в случае за¬медления реализации; привлечение кредита банка либо средств из централизованных резервов; применение штрафных санкций; изучение и взыскание дебиторской задолженности, а также обеспечение ликвидности других активов; стимулирование при¬влечения денежных ресурсов на финансовых рынках — доходов от ценных бумаг, вкладов, депозитов, аренды и иных финансо¬вых вложений. Здесь немаловажен принцип "время — деньги": чем быстрее и полнее поступление доходов, тем эффективнее вся деятельность. Поэтому не следует пренебрегать дифферен¬цированной в зависимости от сроков реализации и прогноза на¬сыщения рынка уценкой, в том числе сезонной, периодической или разовой (временное падение доходов окупится высвобожде¬нием средств за счет ускорения их оборота), предпочтительной отгрузкой своей продукции наиболее надежным и быстрым пла¬тельщикам и другими мерами воздействия.

3.1.2 ПРИБЫЛЬ КАК ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ДОХОД

Получение прибыли — непременное условие и цель пред¬принимательства любой хозяйственной структуры. Прибылью (рентабельностью) оценивается эффективность хозяйствования, прибыль — главный источник финансирования экономического и социального развития; прибыльность служит основным крите¬рием выбора инвестиционных проектов и программ оптимиза¬ции текущих затрат, расходов, финансовых вложений.

Таким образом, прибыль (и ее относительная модификация — рентабельность) обрела важнейшую, ведущую роль в новом хозяйственном и финансовом механизме управления социально-экономическим развитием. Это — база финансовой устойчиво¬сти и обеспечения доходов предприятий, государства, населения.

Прибыль как критерий эффективности воспроизводства и как показатель, имеющий две границы — объем производства продукции или услуг (реализации) и себестоимость — обладает одним важным свойством: она отражает конечный результат ин¬тенсивного и экстенсивного развития. Последнее связано с фак¬тором роста объема производства и естественной экономии от относительного снижения условно-постоянных элементов себе¬стоимости: фонд оплаты труда (соответственно — начисления, идущие во внебюджетные фонды), амортизация, энергетическое топливо, платежи бюджету за ресурсы, внепроизводственные и некоторые другие расходы. В отечественной практике при ана¬лизе прибыли этот фактор выделяется редко.

Что касается процесса планирования прибыли и себестоимо¬сти, то он демократизировался, т.е. ушел от центра к предпри¬ятиям, которые избавлены от контроля сверху до момента на¬логообложения. Однако в случае снижения объема производства и реализации продукции падение прибыли и рентабельности происходит в опережающем снижение объема темпе. Особенно чувствительно такое негативное явление для "подстегивания" инфляции: ведь относительная экономия на условно-постоянных расходах, в частности на оплате труда (кроме сдельщиков, разумеется), превращается в перерасход. И чем бы¬стрее падает объем, тем еще резче должна падать прибыль, под¬рывая и без того нестабильную доходную базу бюджета.

Конечный финансовый результат хозяйственной деятельности характеризуется суммой балансовой прибыли (убытка). В законе «О предприятиях в Республике Беларусь» определено, что главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия.

Прибыль — это одна из форм чистого дохода общества, созданного в сфере материального производства.

Прибыль является важнейшим экономическим показателем хозяйственной деятельности предприятия. Прибыль в обобщенном виде отражает результаты хозяйствования, продуктивность затрат живого и овеществленного труда. Различают балансовую прибыль и прибыль (убыток), остающуюся в распоряжении предприятия (чистая прибыль).

Балансовая прибыль — финансовый результат от всех видов деятельности предприятия. Состоит из прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг), прибыли от прочей реализации, доходов и расходов от внереализационных операций (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях, штрафы, пени, неустойки полученные и уплаченные и др.).

3.1.3 СХЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ВАЛОВОЙ (БАЛАНСОВОЙ) ПРИБЫЛИ

Формирование и распределение прибыли строится по сле¬дующей схеме:

1. Прибыль от выпуска продукции (в оптовых отпускных це¬нах) = (объем товарной продукции) - (себестоимость

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»