Финансы /
←предыдущая следующая→
1 2 3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________________3
ПОКАЗАТЕЛИ ЛИКВИДНОСТИ____________________________________________4
ПОКАЗАТЕЛИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ (ОБОРАЧИВАЕМОСТИ)__6
ПОКАЗАТЕЛИ ДОХОДНОСТИ_____________________________________________9
ПОКАЗАТЕЛИ РЫНОЧНОЙ АКТИВНОСТИ_______________________________10
ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫЧАГА______________12
КОМПЛЕКСНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ____________________________________________13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________________________14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ____________________________________________________14
ВВЕДЕНИЕ
Анализ финансовых показателей позволяет выявить критические точки в деятельности фирмы, определить причины проблем и запланировать действия, направленные на их решение. Финансовый анализ складывается из четырех основных шагов:
- выбор показателей, подходящих для анализа стратегических проблем;
- расчет этих показателей;
- сравнение полученных величин с аналогичными показателями данной фирмы за предыдущие годы, среднеотраслевыми, конкурентными величинами;
- использование показателей при составлении финансовых планов для определения способов решения проблем и будущих возможностей фирмы.
Среди множества финансовых показателей есть такие, которые имеют особо важное значение для определения позиции фирмы и могут использоваться для анализа любых стратегических проблем.
Можно выделить четыре типа наиболее значимых финансовых показателей. Это показатели:
- ликвидности (краткосрочной платежеспособности);
- хозяйственной активности (оборачиваемости);
- доходности (прибыльности, рентабельности);
- рыночной активности.
Рассмотрим эти показатели на примере баланса фирмы «Сирин - графика»:
Актив Сумма,
тыс. руб. Пассив Сумма,
тыс. руб.
1 2 3 4
Оборотный капитал
Касса
Счета в банке
Ценные бумаги
Дебиторская задолженность
Запасы готовой продукции
Незавершенное производство
Запасы сырья и материалов
Основной капитал
Оборудование
Амортизация
Недвижимость
Земля
Нематериальные активы
Итого
5
70
5
20
150
40
30
20
5
70
80
5
500
Обязательства
Краткосрочные кредиты
Прочие статьи краткоср. Зад-сти
Долгосрочные обязательства
Собственный капитал
Акционерный(уставный)капитал:
- привилегированные акции
- обычные акции
- прибыль
- резервы
Итого
110
40
50
40
180
50
30
500
ПОКАЗАТЕЛИ ЛИКВИДНОСТИ
Ликвидность — это способность организации ответить по сво¬им краткосрочным обязательствам. Если платежеспособность фир¬мы низка, это говорит о ее крайне слабом финансовом здоровье и невозможности решать большинство вопросов своей деятельно¬сти, в частности такого, как привлечение новых займов, поскольку доверие кредиторов будет подорвано. Иначе ликвидность опреде¬ляют как качество оборотных (текущих) активов фирмы, их спо¬собность покрывать долги фирмы.
Если фирма хочет составить обоснованный стратегический план, то проблема ликвидности должна быть решена еще до начала про¬цесса долгосрочного планирования.
Выделяют два основных вида показателей ликвидности:
- общий коэффициент покрытия,
- коэффициент абсолютной ликвидности.
Общий коэффициент покрытия выражает соотношение между те¬кущими (оборотными) активами фирмы и ее текущими (кратко¬срочными) обязательствами.
Общий коэффициент Текущие активы покрытия (ОКП) = Текущие пассивы
В нашем случае ОКП = 320/200 = 1.6 (см; баланс «Сирин-графики»).
Минимально необходимая величина ОКП должна быть не ме¬нее 1 — иначе фирма будет признана неплатежеспособной. Опти¬мальный показатель ОКП по оценкам экспертов колеблется в диа¬пазоне от 2 до 2,5.
Однако приемлемая величина ОКП в большой степени зависит от специфики отрасли, размеров фирмы, степени доверия к ней кредиторов. ОКП может быть ниже для отраслей с быстрой оборачи¬ваемостью текущих активов (около 1,5), для фирм с небольшими товарно-материальными запасами и хорошей репутацией.
Значение общего коэффициента покрытия, как и в целом показа¬телей ликвидности для планирования определяется его способ¬ностью ответить на следующие вопросы.
1. Могут ли прогнозы ликвидности обеспечить выплаты фирмы по значительным обязательствам?
2. В состоянии ли подготовленные прогнозы ликвидности объяс¬нить причины падения платежеспособности (если такое существует) и связать эти процессы с изменениями в доходах?
3. Какие усилия должна предпринять организация (а точнее, ее менеджмент) для улучшения позиций платежеспособности?
4. Могут ли быть изменены условия, лежащие в основе ухудшив¬шейся ситуации?
Существует ряд практических советов по повышению платеже¬способности фирмы.
Один из них — увеличение краткосрочных долгов предприятия, а за счет их — и величины текущих активов. Если предприятие путем эффективной деятельности сумеет вложить денежные средства так, чтобы они принесли дополнительную прибыль, то полу¬ченная прибыль позволит увеличить оборотные средства, а значит, улучшить соотношение между текущими активами и пассивами.
Другой способ — не увеличивать оборотные средства, а часть их, напротив, направить на погашение долгов. Но в этом случае снижается величина как текущих пассивов, так и текущих акти¬вов, что может привести не только к повышению, но и к пониже¬нию показателей ликвидности.
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает соотношение между наиболее ликвидной частью текущих активов и текущими пассивами. Наиболее ликвидная часть текущих активов, или «быстрооборачиваемые» активы, определяется как разница между общей величиной текущих активов (оборотных средств) и всеми товарно-материальными запасами.
Коэффициент абсолютной Текущие активы запасы ликвидности (АЛ К) = Текущие пассивы
У нас АЛК = (320-220)/200 ==100/200 = 0.5.
По оценкам экспертов теоретически приемлемой величиной счи¬тается АЛК не ниже 0,2. Показатель АЛК менее консервативен, чем общий коэффициент покрытия, он определяет способности наиболее ликвидных текущих активов — денег в кассе, на банков¬ском счете, ценных бумаг — оплатить долги предприятия. В на¬шем гипотетическом случае фирма «Сирии-графика» имеет несколь¬ко заниженный ОКП, но обладает хорошей структурой оборотных средств в отношении обязательств, что выражено в высоком АЛК.
ПОКАЗАТЕЛИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ (ОБОРАЧИВАЕМОСТИ)
Этот тип финансовых показателей определяет, насколько хоро¬шо фирма использует свои ресурсы. Обычно показатели активно¬сти выражают соотношение между величиной продаж и различ¬ными элементами активов, то есть выясняют количество продаж, созданное одним рублем инвестиций в активы. Одними из наибо¬лее употребляемых показателей активности являются:
- оборот счетов к оплате (оборот дебиторской задолженности);
- оборот запасов;
- оборот основных средств (фиксированных активов).
Оборот счетов к оплате определяется как соотношение величины продаж в кредит и счетов к оплате (дебиторской задолженности).
Оборот счетов Чистые продажи в кредит
к оплате (ОСО) = ———————————————————
Счета к оплате (дебиторская задолженность)
Предположим, что «Сирин-графика» треть своих продаж осуще¬ствила в кредит. Тогда:
ОСО = 260 (1/3) / 20 = 4.3.
Следовательно, счета к оплате в течение года обернулись 4,3 раза.
Чем выше показатель ОСО, тем короче время между продажей и получением денег. Величина ОСО, таким образом, показывает, насколько хорошо фирма управляет дебиторской задолженностью.
Если показатель ОСО фирмы низок по сравнению с предыду¬щими периодами, или среднеотраслевыми цифрами, или показа¬телями фирм-конкурентов, это может означать:
- разнообразие разновидностей потребительских кредитов, при¬меняемых фирмой;
- чрезмерно мягкую кредитную политику;
- неумение фирмы справляться со сбором платежей в назна¬ченные сроки.
Если при планировании своей деятельности фирма не обратит внимание на тревожные показатели ОСО, в будущем это приведет к следующим негативным последствиям:
- убыткам в сфере кредитных продаж;
- увеличению
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|