Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Финансы /

Бюджетный дефицит и методы его снижения



Скачать реферат


Бюджетный дефицит и методы его снижения

Государственный бюджет

Неотъемлемым звеном финансовой системы государства является его бюджет, т.е. рос-пись денежных доходов и расходов на определенный срок, - т.е. это денежный фонд для реше-ния общегосударственных задач.

В России законодательно установлен годовой срок составления, утверждения и исполне-ния государственного бюджета; на такой же срок составляется бюджет и в других странах (Италия, Франция), в некоторых же странах сроки бюджетного года иные, не соответствующие календарному: в Великобритании, Японии - с 1 апреля по 31 марта; в Канаде - с 1 июля по 30 июня; в США - с 1 октября по 30 сентября и иные. Но несмотря на различие сроков, общегосу-дарственные задачи у бюджета одинаковы, независимо от государственного строя. С помощью бюджета государство осуществляет территориальное и межотраслевое распределение и пере-распределение валового национального продукта. В свою очередь за счет государственного бюджета содержится оборона государства, государственный аппарат; в значительной степени образование, здравоохранение и наука; осуществляются различные государственные програм-мы: экологические, космические и иные.

Источники доходной части госбюджета:

• 70-80 % формируют налоговые поступления;

• в значительно меньшей степени - доходы от внешнеэкономической деятельности;

• и доходы государственного предпринимательства

от акцизов на нефть, газ, и автомобили;

от акцизов на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

от акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия, производимые на территории РФ;

от налога на прибыль;

от таможенных пошлин и прочих поступлений от внешнеэкономической деятельности;

Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга

Показателем состояния экономики любой страны является величина дефицита бюджета и государственного долга.

Что же понимает экономическая теория под дефицитностью, и как складывается госу-дарственный долг? - Сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его до-ходы - есть дефицит бюджета.

Различают структурный и циклический дефицит бюджета. Структурный дефицит - это разность между федеральными доходами и расходами при определенной фискальной политике и постоянно заданном уровне. Когда уровень безработицы начинает превышать базовый, то ре-альный бюджетный дефицит становится больше уровня структурного дефицита бюджета. С од-ной стороны - это происходит отчасти за счет роста выплат пособий по безработице, с другой стороны - за счет сокращений налоговых поступлений. Эта разность между реально наблюдае-мым дефицитом и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом.

Существует множество причин бюджетного дефицита:

• спад общественного производства;

• массовый выпуск денег;

• неоправданно раздутые социальные программы;

• возросшие затраты на финансирование ВПК;

• оборот в огромных масштабах «теневого» капитала;

• существенной причиной бюджетного дефицита являются огромные непроизводительные рас-ходы, приписки, хищения и др.

Безусловно, бюджетный дефицит относится к «отрицательным экономическим категориям, как и инфляция, кризис, безработица, банкротство, но в месте с тем - это неотъемлемые элемен-ты экономической системы. И более того, без них экономическая система утрачивает способ-ность к самодвижению и развитию. Необходимо отметить, что бездефицитность бюджета еще не означает здоровья экономики.

В экономической теории различают несколько концептуальных подходов к проблеме бюд-жетного дефицита и бюджетной политики.

Первая концепция основывается на том, что бюджет ежегодно должен быть сбалансирован. Немного ранее это считалось целью финансовой политики. Но при более глубоком изучении данной проблемы стало очевидно, что такое состояние бюджета исключает или значительно уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, ста-билизирующую направленность. К примеру, допустим, что наступил длительный период безра-ботицы. Доходы населения падают; налоговые поступления автоматически сокращаются. Стремясь во что бы то ни стало сбалансировать бюджет, правительство должно: или увеличить налоги, или сократить государственные расходы, или сочетать одно с другим. Но следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса. Другой пример показы-вает, как стремление сбалансировать бюджет может увеличить инфляцию. В условиях инфля-ции, при повышении денежных доходов, автоматически увеличиваются налоговые поступле-ния. Для того, чтобы предотвратить превышения доходов над расходами, правительство долж-но: или снизить ставки налогов, или увеличить правительственные расходы, или сочетать одно с другим. Но следствием этих мер будет усиление инфляции.

Вторая концепция основывается на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодного. Такая концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюд-жет. Логическое обоснование этой концепции очень просто: для того, чтобы противостоять спаду, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефи-цит бюджета. В период инфляционного подъема правительство повышает налоги и снижает правительственные расходы. Увеличивается доходная часть бюджета, которая идет на покры-тие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет.

Основная проблема, возникающая в этой концепции - это то, что спады и подъемы в эко-номическом цикле могут быть не одинаковы по глубине и продолжительности. И в таком слу-чае появление большого дефицита в период длительного и глубокого спада не покроется не-большим положительным сальдо бюджета короткого периода подъема, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.

1. Третья концепция - это концепция функциональных финансов, т.е. целью государствен-ных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым поло-жительным сальдо, так и устойчивым дефицитом.

Что же касается Российской бюджетной политики, то хотя она и обосновывалась на первой концепции, однако дефицит бюджета постоянно растет.

Если происходит нарастание бюджетного дефицита, то это приводит к появлению государ-ственного долга, что представляет собой сумму накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это же время положительных сальдо бюджета. Превышение государственного долга над ВВП в 2,5 раза является критическим для стабилиза-ции экономического бюджета.

Пути снижения бюджетного дефицита

В государствах с фиксированным количеством денег в обращении существует два традици-онных способа покрытия дефицита бюджета - государственные займы и налоговые ужесточе-ния. Можно еще добавить, как способ - эмиссию денежной массы, но этот способ чреват усиле-нием инфляции.

Рассмотрим вопрос о налоговых поступлениях в государственную казну с целью покрытия дефицита бюджета.

Основными источниками покрытия бюджетного дефицита являются:

1. налогообложение:

а) возможно при экономическом росте, росте производства;

б) финансирование производства возможно при помощи лизинга;

в) госмонополия на производство и продажу алкогольных напитков;

г) экспортное регулирование;

2. приватизация государственной собственности:

а) государственный контроль за национально значимыми объектами;

3. экспортное регулирование.




Copyright © 2005—2007 «Mark5»