Финансы /
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
2МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ БИЗНЕСА
2И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
2Кафедра социальной экономики
2Курсовая работа на тему:
_ 2ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
2Исполнитель: Соболев Максим
2Борисович
2Номер группы: ИБ-105
2Номер зачетной книжки: 96068
2Москва - 1996 год. 0 2 0 2│
- 2 -
2ПЛАН 0
1. Введение..................................................3
2. Государственное регулирование экономики...................4
#1. Рынок и государство......................................4
#2. Экономические функции государства в смешанной
экономике................................................7
#3. ╟ Государственное регулирование экономики:
╟основные инструменты 0.....................................8
#4. Роль налогов в рыночной экономике........................10
3. Некоторые экономические функции правительства
США.................20
#1. Правовая база и общественная атмосфера...................20
#2. Защита конкуренции.......................................21
#3. Перераспределение дохода.................................22
#4. Перераспределение ресурсов...............................23
#5. Стабилизация.............................................23
#6. Правительство и экономика: две позиции...................24
4. Заключение................................................27
5. Список используемой литературы............................28
- 3 -
21.Введение.
Экономический порядок характеризуется разделением в определенной
форме между государством и отдельными личностями прав принятия эконо-
мических решений - особенно прав принятия решения относительно произ-
водства и прав принятия решения относительно удовлетворения потребнос-
ти.
В экономике России большой упор делается на централизованное пла-
нирование. С другой стороны, наша экономика представляет собой преиму-
щественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции прави-
тельства - федерального, штатов, местных органов власти - играют в ней
существенную роль.
Количественно выразить экономическую роль правительства нелегко.
Весьма грубым показателем удельного веса рынка и правительства в эко-
номике, служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального
продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть про-
изводится под эгидой правительства. Но помимо финансирования произ-
водства правительство осуществляет также ряд программ социального
страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспреде-
ление доходов в частном секторе экономики. Статистика показывает, что
налоги и общий объем правительственных расходов - на покупку товаров и
на социальные программы - составляют приблизительно 1/3 национального
продукта. Наконец, множество трудно поддающихся количественному изме-
рению регулирующих мер, предназначенных для защиты окружающей среды,
охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных про-
дуктов, обеспечение равного доступа к вакантным рабочим местам и конт-
роля за практикой ценообразования в определенных отраслях , вовлекает
правительство практически во все сферы экономической деятельности.
Экономическая роль правительства, несомненно, велика и всеобъемлюща. В
отличии от модели чистого капитализма, нашу экономику лучше характери-
зовать как смешанный капитализм. Функционирование частного сектора на
основе рыночной системы модифицируется самыми разными способами госу-
дарственным сектором.
- 4 -
22.Государственное регулирование экономики.
#1. Рынок и государство.
_Типы государственного регулирования.
Необходимость выполнения государством определенных функций в сфе-
ре экономики не отрицает никто. Однако по вопросам, в каких пропорциях
должно сочетаться государственное и рыночное регулирование , каковы
границы и направления государственного вмешательства, существует дос-
таточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им
практических подходов - от полного государственного монополизма в уп-
равлении национальным хозяйством до крайнего экономического либерализ-
ма, когда утверждается, что эффективной может быть только экономика
только в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства.
Между этими крайними вариантами есть ряд промежуточных, например ки-
тайский вариант сочетания рыночных и государственных регуляторов, так
называемое социально ориентированное рыночное хозяйство ФРГ и Австрии,
шведская модель смешанной экономики и т.д.
Разновидность хозяйства, в котором существовала крайне высокая
степень государственного монополизма, была построенная в нашей стране
централизованно управляемая экономика. В ее основе лежало всеобъемлю-
щее директивное планирование , т.е. централизованное решение вопросов
о том, в каком количестве и что производить, какие при этом должны
быть использованы ресурсы, в каком объеме затрачен труд и капитал, ка-
кова должна быть оплата труда, и т.д. Задача составления сбалансиро-
ванного, увязанного по всем статьям, плана практически неразрешима уже
в силу своей колоссальной размерности и статичности.
Но даже в маловероятном случае появления сбалансированного плана
система, где все действия экономических субъектов расписываются на
пять лет вперед, оказывается малоподвижной, плохо приспосабливающейся
к изменениям. Одна из причин - из сферы экономики исключалась частная
инициатива. Все экономические агенты действовали на основе спускаемых
сверху плановых заданий, приказов и распоряжений. Экономической самос-
тоятельности было столько, сколько считал полезным и приемлемым центр.
Жесткая централизация создавала бюрократические ограничения развитию.
Кроме того, любая жизнеспособная система предполагает наличие
прямых и обратных связей. Такие связи лежат и в основе рыночного меха-
низма саморегулирования. Равновесие между спросом и предложением уста-
- 5 -
навливается при наличии прямых (от производства к рынку) и обратных
(от рынка к производству) связей, действующих через жизнеспособную,
гибкую систему цен.
В плановой экономике существовали, хотя и деформированные, прямые
связи, но практически не действовали обратные. Отсутствие обратных
связей при неподвижных и искаженных ценах делало систему нечувстви-
тельной к динамике потребительского спроса. Одно из следствий этого -
перепроизводство в одних отраслях и дефицит в других. Попытки же лик-
видировать дефицит каких-то товаров зачастую вновь приводили к их пе-
репроизводству. Дефицит был отличительным качеством плановой экономики.
В варианте государственного монополизма в управлении экономикой
оказывается блокированным конкурентный механизм, которому рыночная
экономика прежде всего и обязана своей эффективностью.
В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике,
государство выступает в известном смысле как экономический агент, об-
ладающий правом и возможностью принуждения, например, в сфере налого-
вой политики, государственного законодательства. Принуждение часто
обосновывается политической философией, требующей подчинения личных
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
|
|