Финансы /
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
Московский Государственный Университет
Экономики, Статистики и Информатики
Кафедра социальной рыночной экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ НА ТЕМУ:
“Государственное регулирование экономики:
формы и методы”
Выполнил студент Кособоков А.Л., факультет
Э и М, группа 102, шифр 96090
г. Москва 1996 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение;
Необходимость государственного регулирования экономики;
Экономические функции государства:
Создание и регулирование правовой основы функцио-нирования экономики;
Антимонопольное регулирование;
Проведение политики макроэкономической стабилиза-ции;
Воздействие на размещение ресурсов;
Деятельность в сфере распределения доходов;
Деятельность государства, как субъекта имуществен-ных отношений.
Финансовая политика государства:
Фискальная политика;
Налоги и их функции;
Основные налоговые теории и их современные интер-претации;
Государственный бюджет;
Кредитно-денежная политика государства:
Инструментарий кредитно-денежной политики;
Макроэкономические последствия монетарной полити-ки;
Заключение.
ВВЕДЕНИЕ
В обеспечении нормального функционирования любой со-временной экономической системы важная роль принадлежит госу-дарству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться госу-дарственное и рыночное регулирование, каковы границы и направ-ления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монопо-лизма до крайнего экономического либерализма. Однако необхо-димость выполнения государством определенных функций в эко-номике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтвер-ждение в ходе “кейнсианской революции”, которая совершила пе-реворот в классических воззрениях на рыночную экономику и до-казала невозможность самоисцеления экономического спада.
Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономиче-ского и социального развития страны. При этом, осуществляя регу-лирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, на-логи, кредитно-денежная политика, экономическое законодательст-во и т.д.
В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как эконо-мический агент, обладающий правом и возможностью принужде-ния, например в сфере налоговой политики, государственного за-конодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общест-венным.
Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Та-ким образом государственное регулирование является важной ча-стью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает само-го пристального внимания.
Необходимость государственного
регулирования экономики
Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и раз-вития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - мерканти-лизм - основывалась на признании безусловной необходимости го-сударственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.
С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмеша-тельство и связанные с этим ограничения как помеху в своей дея-тельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, кото-рые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем “Исследо-вании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников.
Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегу-лированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита бы-ла идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следова-тельно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.
При этом последователи А Смита, которых относят к так на-зываемой классической школе, исходили из тезиса о необходимо-сти выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости ры-ночного конкурентного механизма. Это прежде всего касается так называемых общественных товаров т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что госу-дарство должно брать на себя заботу об их производстве и органи-зовывать совместную оплату гражданами этой продукции.
К числу проблем, которые не решает рыночный конкурент-ный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Меха-низм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоя-щей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.
Экономическая практика подтвердила, что существуют си-туации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государст-вом.
Кроме того, вне рыночного регулирования находятся про-блемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь ввиду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.
Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося англий-ского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейн-сианской революции” доказали невозможность самоисцеления эко-номического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и сово-купное предложение, выводить экономику из кризисного состоя-ния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.
В практическом плане экономическую политику, отражаю-щую идеи Кейнса, когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокуп-ный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способство-вала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.
Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффектив-ность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректи-ровать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необ-ходимо.
Экономические функции государства
Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые государством эко-номические функции. Для решения задач, стоящих перед государ-ством в процессе выполнения этих функций в распоряжении госу-дарства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых отно-сятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и по-литика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика; и другие.
К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой дея-тельности связана со сбором
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
|
|