Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Финансы /

Государственные внебюджетные фонды, методы их формирования и использования

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находя-щихся в распоряжении центральных или региональных местных ор-ганов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым поряд-ком.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения на-ционального дохода органов власти в пользу определенных соци-альных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Вне-бюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение допол-нительными средствами приоритетных сфер экономики и расшире-ние социальных услуг населения. Они помогают решать стоящие перед экономикой задачи обеспечения подъема производства, пре-одоления временной стагнации и неустойчивости кризисных явле-ний.

Переход к рыночным отношениям в нашей стране осложняется глубоким кризисом, поразившим практически все сферы и отрасли экономики. Базовые отрасли народного хозяйства требуют замены изношенного оборудования, реконструкции и расширения основных производственных фондов; легкая и пищевая промышленность фак-тически нуждаются в своем возрождении; существует огромная по-требность в поддержке и развитии сельского хозяйства и связанной с ним перерабатывающей промышленности и т.д. Все это сопрово-ждается нарастанием кризиса в финансовой области: растут темпы инфляции, увеличивается дефицит бюджетов, огромных размеров достиг внутренний и внешний долг страны. В этих условиях стре-мительно падает жизненный уровень народа, особенно социально незащищенных его слоев.

Таким образом, существует реальная потребность в значительных объемах ресурсов и целесообразность их концентрации на государ-ственном (территориальном) уровне, ибо предполагаемые к прове-дению мероприятия отвечают общим социально-экономическим, межотраслевым, межреспубликанским и т.п. интересам.

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специ-альных фондов или особых счетов задолго до возникновения едино-го центрального денежного фонда государства - бюджета. Государ-ственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых ресурсах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, времен-ный характер. С выполнением государством намеченных мероприя-тий они заканчивали свое существование. В связи с этим количест-вом фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулиро-вались.

В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объ-ема таких фондов, вызванная новыми задачами и функциями, стоя-щими перед государством, особенно в результате появления, а затем и расширения его предпринимательской деятельности. Множест-венность фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах - нехватка средств, в других - избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. В западных странах число таких фондов колеблется от 30 до 80.

С укреплением централизованного государства начинается пери-од унификации специальных фондов. На основе объединения раз-личных фондов был создан государственный бюджет, который по-сле рассмотрения и утверждения его парламентом превращается в закон, обязательный к исполнению.

В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов, увеличивается количество и объем этих фондов. Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей и пре-имуществ:

у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержке предпринимательства, особенно в условиях нестабиль-ной экономики;

строго целевое использование средств этих фондов обеспечивает более эффективный контроль, так как их автономность от бюджета и предназначение (решение новых важных задач) требует особого внимания со стороны государства;

возможность использования для покрытия бюджетного дефицита при определенных условиях - наличии активного сальдо.

Решение названной задачи может быть достигнуто двумя спосо-бами: выделением из государственного или местного бюджетов оп-ределенной целевой части или образованием по решению законода-тельного органа нового внебюджетного фонда с конкретным назна-чением. Сейчас используются два способа. В соответствии с первым в составе бюджетов Российской Федерации вычленяются , напри-мер, земельные фонды.

Динамичное изменение экономической обстановки нередко пре-допределяет необходимость принятия достаточно быстрых управ-ленческих решений, в том числе и в области перераспределения фи-нансовых ресурсов. Между тем использование бюджетных средств регламентируется законодательными органами власти, тогда как внебюджетных фондов - исполнительными органами. Следователь-но, во втором случае существует реальная возможность расходова-ния средств внебюджетных фондов в более оперативном режиме. Кроме того, бюджет, утверждаемый в виде Закона, предполагает парламентский контроль; внебюджетные фонды не подлежат непо-средственному контролю со стороны законодательных органов, в том числе в части строгого соответствия сумм расходования средств ранее утвержденным показателям. Это также повышает оператив-ность реагирования внебюджетных фондов на экономическую об-становку.

Материальным источником внебюджетных фондов , как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Пре-обладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации националь-ного дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и зай-мы.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды де-лятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления - на государственные и региональные.

Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних связях денежные средства идут в одном на-правлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или при использовании ими средств. Например, валютные фонды многих стран образуются за счет средств центрального бюджета в форме безвозвратных суб-сидий. Односторонняя связь появляется и в том случае, когда вне-бюджетный фонд перечисляет часть своих ресурсов другим финан-совым звеньям. Так, дорожный фонд США, созданный за счет спе-циальных налогов, при наличии излишков предоставляет займы фе-деральному бюджету.

При двусторонних связях денежный поток движется между вне-бюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так, фонды социального страхования образуют-ся не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приоб-ретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновре-менно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звень-ями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

С помощью внебюджетных фондов возможно:

влиять на процесс производства путем финансирования, субсиди-рования, кредитования отечественных предприятий;

обеспечить природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязне-ние окружающей среды;

оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфра-структуры в целом;

предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, вклю-чая иностранные государства.

Внебюджетные фонды по основным направлениям своей дея-тельности освобождены от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.

Внебюджетные фонды Российской Федерации

Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом РСФСР “Об основах бюджетного устрой-ства и бюджетного процесса в РСФСР” (от 17 октября 1991 г.). Главная причина их создания - необходимость выделения важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источ-никами дохода.

Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Фе-деральное Собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Фонды должны поддерживать специальными финансовыми ресурсами важнейшие отрасли и сферы народного хозяйства (например, фонды НИОКР), а также оказывать социальную помощь гражданам РФ (за счет различно создаваемых социальных фондов).

Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.

К доходам внебюджетных фондов относятся:

специальные целевые налоги и сборы, установленные для соот-ветствующего фонда;

отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;

средства бюджета;

прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

займы, полученные фондом у Центрального Банка РФ или ком-мерческих банков.

В Российской Федерации с 1992 г. Начало действовать более двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов, в том числе

социальные: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН), фонды обязательного медицинского страхования

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»