Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Финансы /

Государственный бюджет, его социально-экономическая сущность и структура

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Санкт-Петербургская государственная

инженерно-экономическая академия

Кафедра финансов и банковского дела

Курсовая работа

по дисциплине « Финансы »

на тему:

« Государственный бюджет, его социально-экономическая сущность и структура »

. Выполнил:

Решетова Лилия,

2-й курс, группа 3372

Проверил: доц. Любимова Е.В

Санкт-Петербург

1999

1. ВВЕДЕНИЕ

Прежде, чем говорить о бюджетном устройстве Российской Федерации, выявлять его достоинства и недостатки, необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственно-го кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно вы-делить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения го-сударства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения нацио-нального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и ис-пользованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хо-зяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управ-ления.

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отрас-лями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финан-сов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реаль-но влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление при-сущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое вы-ражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является кон-кретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных от-ношений на решение экономических и социальных задач. Для России же в силу ее фе-деративного устройства важную роль приобретает не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное соотношение бюджетов различных уровней, дей-ствующих на территории страны, что и составляет понятие бюджетной системы. Даже грамотно построенный и сбалансированный федеральный бюджет не в состоянии в пол-ной мере выполнять свои перераспределительные и контрольные функции при отсутст-вии надлежащего бюджетного механизма непосредственно на местах. Таким же образом не может проявляться эффект проводимой на местах бюджетной политики в условиях ее постоянного противостояния несбалансированному федеральному бюджету. Важное значение имеет единство бюджетной системы, которое основывается на принципах са-мостоятельности, гласности, полноты и реальности всех входящих в нее бюджетов.

Организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов определяет бюджетное устройство государ-ства. Что же представляет собой бюджетное устройство Российской Федерации, как происходит взаимодействие бюджетов всех уровней? Ответ на этот вопрос во многом определит причины некоторых проблем современного бюджета, наметит пути к его со-вершенствованию.

2. РАЗРАБОТКА И ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТОВ

Разработка и исполнение бюджетов любого уровня представляет собой чрезвы-чайно сложную процедуру, включающую его составление, рассмотрение, утверждение, собственно исполнение, а также контроль за исполнением, что получило название бюд-жетного процесса. Бюджетный процесс регулируется Законом РФ "Об основах бюджет-ного устройства и бюджетного процесса в РФ", прочими законами РФ, законами рес-публик в составе РФ, решениями государственных представительных органов власти субъектов Федерации, Правилами о порядке составления и исполнения бюджета, изда-ваемыми Министерством финансов РФ на основе бюджетного законодательства. Бюд-жетный процесс - не просто сложный, но и чрезвычайно длительный процесс. Его со-ставление и рассмотрение длится более года, год (с 1 января по 31 декабря) продолжает-ся его исполнение, около полугода занимает составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Для завершение исполнения бюджета, кроме бюджетного перио-да(финансового года)предоставляется еще и льготный период, составляющий один ме-сяц, в течение которого заканчиваются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Действующей конституцией определен круг органов государст-венной власти, участвующих в разработке и утверждении бюджета, а также в контроле за его исполнением. Первым этапом бюджетного процесса является его составление ис-полнительными органами власти. Составлению бюджета предшествует разработка пла-нов - прогнозов развития территорий и целевых программ, на основе которых создается сводный финансовый баланс государства по территории России (СФБ). В денежной форме он выражает социально-экономическое развитие страны, позволяет полнее ана-лизировать движение стоимости общественного продукта и национального дохода, учи-тывать объем и направления использования финансовых ресурсов. СФБ выражает фи-нансовую программу в общем виде, задача же бюджета - ее конкретное, развернутое выражение. СФБ помогает органам исполнительной власти определять доходы бюджета и постатейно разрабатывать его расходы. Непосредственная работа по составлению проектов бюджетов проводится Министерством финансов РФ, а также налоговыми и таможенными органами. При этом используются различные методы: метод экономиче-ского анализа, позволяющий, на основе анализа выполнения бюджета за прошлый год установить причины отклонений и соответствующем образом откорректировать проек-тируемый бюджет; нормативный метод, определяющий нормы всех статей расхода в общей сумме бюджета; экстраполяционный метод, определяющий бюджетные показа-тели исходя из их динамики за предыдущие годы. Полученные данные сообщаются вы-шестоящими органами исполнительной власти непосредственно нижестоящим или ис-полнительным органам власти в установленные сроки, обеспечивающие утверждение бюджета до начала финансового года.

Составленный и согласованный проект федерального бюджета РФ Правительст-во РФ до 1 сентября вносит на рассмотрение в Государственную Думу. Вместе с ним направляется ряд документов, отражающих прогнозы социально-экономического разви-тия страны на предстоящий период, направления бюджетной и налоговой политики, фе-деральные целевые программы и т. п. Одновременно в Государственную Думу вносятся проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов. Следующая стадия бюджетного процесса - его рассмотрение и утверждение в законода-тельных органах: Федеральном Собрании (Парламенте) РФ, представительных органах субъектов Федерации и местных самоуправлениях. Проект Федерального бюджета и со-путствующие документы направляются в Комитет по бюджету, налогам, банкам и фи-нансам Государственной Думы для принятия бюджета к рассмотрению Государствен-ной Думой. Все материалы передаются Президенту РФ, Совету Федерации, комитетам Думы и в Счетную палату. Получив заключения от комитетов, Государственная Дума начинает рассмотрение бюджета в нескольких чтениях. Принятый Госдумой бюджет по Конституции в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. В случае его отклонения Федеральным Собранием бюджет передается в Госдуму для по-вторного голосования и считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов (ст. 105 Конституции РФ).Принятый Федеральный закон о бюджете в течение пяти дней направляется Прези-денту РФ для подписания. После этого начинается непосредственное исполнение бюд-жета, организуемое Кабинетом министров РФ по согласованию с нижестоящими испол-нительными органами. Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждо-му источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюд-жету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет. Непо-средственная работа по исполнению федерального бюджета РФ проводится Минфином РФ, его подразделениями и органами, а также Государственной налоговой службой РФ и Государственным таможенным комитетом РФ и их органами на местах. Правительст-во РФ ежемесячно предоставляет в Государственную Думу информацию о ходе испол-нения текущего федерального бюджета, консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Важнейшее значение в бюджетной системе играет Федеральное казначейство РФ, состоящее из Главного управления Федерального казначейства и подчиненных ему территориальных органов на местах. Казначейство не-посредственно организует

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»