Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Финансы /

Дефицит бюджета

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА

Дефицит – превышение расходных обязательств бюджета ад его доходными поступлениями.

Виды дефицита бюджета:

I. Структурный: возникает, когда государство сознательно идет на увеличение дефицита. В целях стимулирования экономической активности и совокупного спроса в период спада производства Правительство может принимать специальные решения, направленные на увеличение уровня занятости (например, финансирование создания новых рабочих мест), или может снижать налоги. В результате либо повышаются расходы бюджета, либо существенно снижаются его доходы. Возникает бюджетный дефицит.

II. Циклический: в меньшей степени зависит от бюджетно-налоговой политики государства и обусловлен общим спадом производства, который возникает на стадии кризиса и является результатом циклического развития экономики. В результате кризиса и спада производства снижаются доходы ФЛ и ЮЛ, следовательно, возникает недополучение бюджетом налоговых поступлений, следовательно, снижается уровень доходов государства и, как следствие, возникает дефицит бюджета.

III. Активный: возникает в результате непосредственного превышения расходов над доходными поступлениями.

IV. Пассивный: является следствием снижения налоговых ставок и уменьшения поступлений в бюджет (т.е. не связан с ростом расходов).

V. Краткосрочный: превышение расходов над доходами ограничено рамками одного финансового года и является отражением текущих изменений в экономической ситуации страны, которые не были учтены при составлении проекта бюджета.

Причины возникновения:

* отсутствие у органов власти необходимого опыта макроэкономического прогнозирования

* недостаточный учет возможных изменений целого ряда обстоятельств:

• Сокращение объемов поступлений в бюджет может произойти не только из-за недополучения налогов, но и в результате падения экспортных цен;

• Сокращение объемов производства может быть гораздо ниже предусмотренного уровня;

• Необходим учет сдвигов в структуре спроса на производимую в стране продукцию и возможное снижение ее конкурентоспособности.

Увеличение дефицита бюджета может быть также вызвано неожиданно резким ростом гос. расходов в связи с ростом инфляции (сверх предусмотренной величины), с повышением предоставления налоговых льгот (популярная мера перед выборами).

VI. Долгосрочный: связан с увеличение разрыва между бюджетными расходами и доходами на протяжении ряда лет и обусловлен причинами устойчивого характера. В большинстве стран мира тенденция к росту дефицита национальных бюджетов обусловлена следующими общими факторами:

• Увеличение числа социальных выплат населению и увеличение социальной нагрузки на бюджет;

• Неблагоприятная демографическая ситуация, связанная со старением населения, в результате чего увеличиваются расходы на выплату пенсий, различных пособий и ассигнований на ЖКХ, транспортные услуги, здравоохранение и т.д.;

• Либерализация налогового законодательства и как следствие – снижения величины налоговых ставок без соответствующей корректировки статей расходов гос. бюджета;

• Возрастание объема внешней задолженности страны.

Состояние гос. бюджета и уровень его сбалансированности определяются 3 основными факторами:

1. долгосрочная тенденция в динамике налоговых поступлений и гос. расходов

2. стадия экономического цикла, в которой находится экономика страны в рассматриваемый период

3. текущая политика государства в области бюджетных доходов и расходов

Достаточно часто Правительство искусственно либо завышает, либо занижает искусственную цену бюджетного дефицита. Искусственное занижение может осуществляться с помощью следующих инструментов:

• «налоговая амнистия»: государство позволяет налогоплательщикам, ранее уклонявшимся от уплаты налогов, внести за один раз сумму, равную определенной части общего налогового сбора;

• Проведение мероприятий по сбору просроченных налоговых платежей;

• Введение дополнительных или временных налогов;

• Отсрочка по выплате з/п работникам гос. сектора;

• Отсрочка по обязательной индексации з/п в связи с ростом уровня инфляции;

• Распродажа гос. активов.

Искусственное завышение размеров дефицита может происходит в результате следующих обстоятельств:

• При оценке величины гос. расходов не всегда учитывается амортизация в гос. секторе экономики;

• Зачастую величина % выплат по гос. долгу завышается за счет инфляционных выплат. При высоких темпах инфляции, когда различия в динамике номинальных и реальных % ставок весьма значительны, это завышение гос. расходов также может быть очень существенным. Возможны ситуации, когда реальный дефицит и долг уменьшаются, а номинальный (официальный) дефицит и долг растут, что существенно затрудняет оценку проводимой Правительством политики, поэтом при измерении бюджетного дефицита обязательно необходима поправка на инфляцию, с учетом которой определяют

VII. Реальный бюджетный дефицит, т.е. разницу между номинальным дефицитом и величиной % по гос. долгу, умноженной на темп инфляции.

VIII. Операционный дефицит – общий дефицит бюджета, за вычетом инфляционной части % платежей.

Стратегической целью любого государства является достижение сбалансированного бюджета, однако, часто дефицит гос. бюджета рассматривается как важный инструмент экономической политики государства в части макроэкономического регулирования, грамотное обращение с которым позволяет государству решать достаточно большой круг социальных и экономических проблем (главное условие – недлительность дефицита).

Существуют разные взгляды на продолжительность деятельности государства по сбалансированию бюджета:

1. Теория ежегодно балансируемого бюджета. Согласно ей, Правительству следует добиваться равенства доходов и расходов бюджета ежегодно при составлении его проекта. Это позволяет национальным правительства проводить более ответственную экономическую политику, позволяет государству жить по средствам, не накапливать долги и не провоцировать инфляцию. Если происходит снижение доходов, государству следует либо повысить налоги, либо снизить расходы, и наоборот.

2. Теория циклического балансирования бюджета (была заложена Кейнсом в 30-е года). Эта теория отвергает необходимость ежегодного балансирования бюджета и фактически легализовывает дефицит для стимулирования экономики. Во время экономического спада для стимулирования экономического роста государство должно снижать налоги и увеличивать расходы. В течение фазы экономического подъема государство должно рассчитываться по возникшим долгам за счет повышенных ставок налогов или за счет введения новых налогов. Т.о. избыток бюджетных средств в фазе подъема экономики компенсирует дефицит в фазе кризиса. При этом большую роль теория отводи т.н. «встроенным стабилизаторам»: прогрессивная система налогообложения, трансфертные платежи государства (соц. выплаты, пособия и др.); с их помощью государство способно воздействовать на рыночную конъюнктуру, совокупный спрос и деловую активность.

3. Теория компенсирующего бюджета. Теория считает невозможным и вообще ненужным добиваться сбалансированности бюджета, т.к. в современных условиях действуют устойчивые экономические факторы, увеличивающие дефицит бюджета. Главный источник увеличения доходов бюджета – гос. кредит, который способен компенсировать разрыв доходов и расходов, привлечь сбережения хозяйствующих субъектов и инвестировать их в экономику.

В странах с развитой рыночной экономикой государство стремиться балансировать бюджет в более длительной перспективе на циклической основе. В странах с переходной экономикой, где экономическая ситуация наименее предсказуема, правительства вынуждены ежегодно балансировать бюджет.

Согласно БКРФ, фед., региональные и местные бюджеты не могут быть приняты с дефицитом или профицитом, т.е. должна осуществляться ежегодная балансировка. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом необходимо определить источники финансирования дефицита, которые различаются по уровню БС.

Источники финансирования дефицита фед. бюджета:

1. внутренние

• кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в национальной валюте;

• гос. займы в виде выпуска ц.б. от имени РФ;

• бюджетные ссуды от бюджетов других уровней БС РФ;

• поступления от продажи имущества, находящегося в гос. собственности;

• поступления от приватизации организаций, находящихся в гос. собственности;

• поступления от продажи государством принадлежащих ему акций различных организаций;

• поступления от реализации гос. запасов драгоценных металлов и камней

2. внешние

• гос. займы в виде выпуска ц.б. в иностранной валюте от имени РФ;

• кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм и международных финансовых организаций в иностранной валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъектов РФ и местных бюджетов могут быть внутренние источники в следующих формах:

• гос. займы путем выпуска ц.б. от имени субъекта РФ или МО;

• бюджетные ссуды от бюджетов других уровней БС РФ;

• кредиты, полученные от кредитных организаций;

• поступления от продажи имущества организаций, находящихся в собственности субъектов РФ или МО.

БК РФ устанавливает предельные размеры дефицита бюджета для каждого уровня:

1. Размер дефицита фед. бюджета на очередной финансовый

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»