Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Финансы /

Защита прав и законных интересов налогоплательщиков

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


ВЫСШАЯ ШКОЛА ПРИВАТИЗАЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Реферат по курсу " Финансовое право"

/ Специальность "Юриспруденция"/

Прихожан Т.А.

г.Москва,1997

ПЛАН

1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ

НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

2. СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

3. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ПРАВ

НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

4. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ЗА НАЛОГОВЫЕ НАРУШЕНИЯ В АРБИТРАЖНЫХ СПОРАХ

1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

В странах с развитой рыночной экономикой эащита прав,свобод и законных интересов граждан ,в том числе выступающих в качестве нало¬гоплательщиков, обеспечивается правовыми формами, в частности путем закрепления в нормах материального и процессуального права их статуса. Потребность в защите прав граждан и юридических лиц, как правило, обусловлена разногласиями и спорами по применению законодательства,в том числе и налогового, между субъектами соответствующих правоотноше¬ний.

В широком смысле система защиты прав налогоплательщиков и других участников налоговых правоотношений предполагает наличие четких правил налогового законотворчества, строгого надзора за деятельностью налого¬вых органов, простых и эффективных способов разрешения конфликтов. В узком понимании речь идет о возможности обратиться к соответствующему должностному лицу (органу) для рассмотрения законности и обоснованнос¬ти требований, предъявленных к налогоплательщику налоговыми органами.

Если налогоплательщик лишен реальной возможности защитить свои права и законные интересы, налоговую систему нельзя назвать демокра¬тичной, поскольку принцип неприкосновенности и равной защищенности всех видов собственности, лежащий в основе правопорядка, в данном слу¬чае не гарантирован.

В Российской Федерации права и законные интересы граждан защище¬ны и гарантируются Конституцией РФ (в первую очередь - гл.2),конститу¬циями республик в составе России, конституционными законами,федераль¬ными законами, законами субъектов РФ и другими нормативными правовыми актами. Защита прав налогоплательщиков осуществляется всеми способами защиты гражданских прав, основные из которых предусмотрены ст.12 ГК РФ, а также отдельными федеральными законами, например, Законом РФ " Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Так, нормы защиты гражданских прав, в частности, включают признание недействительными акта государственного ( в том числе нало¬гового) органа или органа местного самоуправления, возмещение убытков, причиненных налогоплательщику государством, или убытков,причиненных государству налогоплательщиком, неприменение судом актов налоговых ор¬ганов, противоречащих закону, и ряд других.

Право налогоплательщика не согласиться с актом проверки налого-

вого органа установлено также и в ст.11 Закона РФ" Об основах налого¬вой системы в Российской Федерации". По этому же Закону (ч.4 ст.11) неисполнение налогоплательщиком своих обязанностей влечет применение мер административной, финансовой, уголовной ответственности. Вместе с тем этот закон не установил право налогоплательщика не применять акт налогового органа в определенных законодательством случаях, поэтому для налоговых отношений особое значение имеют ст.13,15,16 ГК РФ о признании недействительным акт государственного органа или органа местного самоуправления и возмещении убытков.

Гл.4 ГК РФ" Юридические лица" (ст.48-65) позволяет дополнить на¬логовое регулирование в части возникновения и прекращения обязанностей юридического лица по уплате налогов. Невозможность уплаты налогов яв¬ляется основанием для признания юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, банкротом и для уплаты недоимки по налогу через ликвидационную комиссию.

Ст. 49,50 ГК РФ, определяя понятие правоспособности юридического лица, регламентируют вид деятельности налогоплательщика и соответству¬ющую ему форму получения прибыли, финансирования, выданную лицензию, помогают определить вид налогообложения.

Ст.124-126 ГК РФ позволяют определить пределы имущественной от¬ветственности государства по налоговым правонарушениям и возмещению ущерба налогоплательщику. Государство компенсирует ущерб собственникам имущества из бюджетных средств,формируемых из конкретных видов нало¬гов.

Российским законодательством предусмотрены два основных способа защиты прав и законных интересов субъектов налоговых правоотношений - административный и судебный. Они применяются при защите прав не только налогоплательщиков - юридических и физических лиц, но и государства. От имени последнего выступают государственные налоговые (финансовые) органы, являющиеся второй обязательной стороной всех налоговых праоот¬ношений.

2. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Сущность административного порядка защиты прав и законных инте¬ресов налогоплательщиков состоит в том, что вся процедура разрешения споров происходит исключительно в налоговых органах без вынесения дела

в суд. Содержание административного порядка защиты прав и законных ин¬тересов для разных субъектов налоговых правоотношений различное. Так, для налогоплательщиков административный порядок защиты их нарушенных прав заключается в возможности обращения с жалобой в вышестоящие нало¬говые (финансовы) органы. Для налоговой службы - защита интересов го¬сударства состоит в бесспорном списании со счетов налогоплательщиков подлежащих уплате в бюджет денежных средств.

Широкая сфера применения административного порядка защиты прав и интересов налогоплательщиков обусловлена необходимостью оперативных действий в сфере налогов, так как налоговая политика является важней¬шей составной частью бюджетно-финансовой политики Российского госу¬дарства, призванной обеспечить полную и своевременную аккумуляцию на¬логовых платежей в бюджеты различных уровней. В этой связи прерогати¬вой государственной налоговой службы является бесспорное взыскание на¬логов с организаций и предприятий. Однако в случае оспаривания закон¬ности действия налоговых органов по бесспорному списанию денежных средств в бюджет законодательство предусматривает возможность налогоп¬лательщика защищать свои права в административном порядке. С граждан же взыскание осуществляется только в судебном порядке.

При всей своей оперативности и относительной простоте админист¬ративный способ не обеспечивает полной защиты прав налогоплательщика, поскольку органы исполнительной власти значительно ограничены в воз¬можностях налогового нормотворчества и потенциально стремяться эти ог¬раничения преодолеть, иногда в ущерб законности. Поэтому,как правило, рассмотрение споров налогоплательщиков и налоговых органов в вышестоя¬щих налоговых инстанциях является лишь первой стадией разрешения конф¬ликта, за которым следует судебное разбирательство.

Для рассмотрения споров с налогоплательщиками в налоговых орга¬нах могут создаваться специальные подразделения,как это ,например, принято в США, Франции и в ряде других стран. Однако в структуре ГНС РФ нет подразделения, главной задачей которого было бы рассмотрение споров. Каждое функциональное звено рассматривает конкретные ситуации, затрагивающие его сферу деятельности. Контрольное и юридическое Управ¬ления, созданные в структуре ГНС РФ, в основном выполняют функцию ме¬тодических центров, а не органов по рассмотрению споров.

Как правило, в ГНИ обжалуются акты документальных проверок предприятий, в результате которых инспекторами ГНИ установлены наруше¬ния налогового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета

дохода (прибыли). При этом руководитель предприятия и главный бухгал¬тер обязаны подписать акт проверки, но вправе сделать соответствующую запись о возражениях с письменным разъяснением своей позиции. Согласно "Временному указанию о порядке проведения документальных проверок юри¬дических лиц, независимо от вида деятельности и формы собственности (включая предприятия с особым режимом работы), по соблюдению налогово¬го законодательства,правильности исчисления,полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на прибыль" ( в редакции письма ГНС РФ от

39.04.93 N ВГ-6-01/160) проект решения по результатам проверки разра¬батывается руководителем отдела ГНИ совместно с лицом, проводившим проверку. По каждой документальной проверке руководитель ГНИ или его заместитель должны лично в 10-ти дневный срок со дня получения акта рассмотреть все материалы и принять решение.

В соответствии со ст.14 Закона РСФСР от 21.03.91 " О Государс¬твенной налоговой службе РСФСР" (с изменениями и дополнения ) налогоп¬лательщик имеет право в месячный срок с момента вынесения решения об¬ратиться с соответствующей жалобой. Жалобы юридических лиц и граждан на действия должностных лиц государственных налоговых инспекций пода¬ются в те государственные налоговые инспекции, которым они непосредс¬твенно подчинены.

Закон обязывает руководителей налоговых органов всех степеней обеспечить строгий учет всех поступающих жалоб и заявлений, лично рассматривать жалобы и принимать меры к устранению нарушений и недос¬татков. Решение по жалобе должно приниматься руководителем вышестоящей налоговой инспекции в месячный срок со дня поступления жалобы, и может быть обжаловано в следующих инстанциях вплоть до ГНС России. Подача жалобы не приостанавливает обжалуемого действия должностных лиц нало¬говых инспекций. При этом,как отмечалось ранее, административный поря¬док защиты прав и законных интересов налогоплательщиков не исключает возможности их обращения в суд для разрешения спора.

3. СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»