Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Финансы /

Международный валютный фонд - российский аспект

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


Требования, предъявляемые Международным валютным (фондом государствам-членам, делятся на две основные группы. Одна из них включает универсальные требования, которые все страны призваны выполнять постоянно, - в силу своей принадлежности к Фонду. К другой относятся те, которыми МВФ конкретно обусловливает предоставление кредитов и которые страны-заемщицы должны реализовывать в период действия согласованных с ним стабилизационных программ. Конечно, обращение государства-члена к Фонду с просьбой о предоставлении кредита дает последнему дополнительную возможность давления на страну, помогает добиваться от нее выполнения также и уставных обязанностей, если к моменту получения кредита они не выполнялись или выполнялись ненадлежащим, с точки зрения МВФ, образом.

Обязанности России как члена МВФ. Членство в МВФ налагает на Россию и другие страны СНГ обязательство выполнять требования, зафиксированные в Статьях соглашения МВФ. Интегрирование национальных экономик этих стран в мировое хозяйство требует от ниx соблюдения правил, регулирующих международные валютно-финансовые отношения.

Во-первых, в соответствии со статьей VTII устава обязанностью стран - членов МВФ является устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемости национальных валют в сфере международных текущих валютных операций, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях. Однако введение конвертируемости валют не рассматривается в качестве предварительного условия вступления страны в Фонд. Статья XIV позволяет вновь принятым странам в течение "переходного периода" (продолжительность его не зафиксирована) сохранять или устанавливать вновь те или иные валютные ограничения.

Введение конвертируемости валюты после периода существования валютных ограничений должно быть тщательно продуманным, поэтапным и упорядоченным процессом. При этом властям приходится решить для себя три главные проблемы: в какой момент и как быстро устанавливать конвертируемость валюты: на кого - резидентов или нерезидентов - и в какой последовательности она должна быть распространена, при осуществлении какого рода операций - текущих, связанных с движением капиталов или тех и других - будет свободно обмениваться национальная денежная единица.

Известно, что страны Западной Европы смогли установить частичную конвертируемость своих валют только с конца 195S г., т. е. через тринадцать с половиной лет после окончания Второй мировой войны, а в полном объеме - согласно требованиям статьи VIII устава МВФ - почти через шестнадцать лет (с середины февраля 1961 г.). Что касается России, то она ввела конвертируемость рубля с самого начала осуществления рыночных преобразований. Юридической основой такого шага послужил Указ Президента РСФСР "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР" от 15 ноября 1991 г. Предприятия и (физические липа получили право покупать и продавать иностранную валюту на рубли по рыночному курсу, владеть и распоряжаться этой валютой. Вслед за Россией и другие страны бывшего СССР - одни раньше, другие позже – также объявили свои денежные единицы конвертируемыми.

В связи с тяжелым экономическим положением России и других государств СНГ введение конвертируемости их валют в объеме требований статьи VIII устава МВФ (по текущим операциям) было в то время невозможным. Поэтому эти государства, воспользовавшись положениями статьи XIV, применили на первых порах режим конвертируемости валют, который распространялся только на резидентов, т. е. юридические и физические лица этих стран. А валютные операции нерезидентов подвергались ограничениям. Ограничивались также и операции как резидентов, так и нерезидентов, связанные с движением капиталов.

Охарактеризованная выше последовательность введения конвертируемости валюты в России и странах СНГ имела свою логику. Вряд ли следует расценивать послевоенную практику стран Западной Европы как универсальный мировой опыт. Выбор этих стран в пользу ведения сначала внешней конвертируемости можно объяснить рядом специфических причин, и частности, наличием больших сумм на счетах иностранцев в национальных валютах, которые они смогли свободно использовать, начавшимся процессом западноевропейской экономической интеграции нажимом со стороны США, стремившихся проложить дорогу своим товарам па европейские и иные рынки, интересами связанных с международным бизнесом банковских кругов, в первую очередь лондонского Сити. А для России и стран бывшего СССР приоритетной задачей было создание самих институтов валютного рынка и налаживание их деятельности при обеспечении достаточно эффективного контроля над ней.

Значительное снижение темпов инфляции на протяжении 1995 - 1996 гг., ограничение колебаний валютногo курса н результате установления валютного коридора, увеличение объемов золотовалютных резервов российские власти сочли достаточным основанием для расширения сферы действия конвертируемости денежной единицы. В результате этого Россия с июня 1996 г. официально приняла на себя в полном объеме обязательства, налагаемые на страны-члены статьей VIII (разделы 2. 3. 4) устава МВФ. Осуществленный не без нажима со стороны МВФ данный шаг предполагает распространение режима конвертируемости рубля по текущим операциям и на нерезидентов. На протяжении 1994 г. к статье VIII присоединялись страны Балтии, а, начиная с 1995 г., ряд стран СНГ, к концу 1998 г. продолжали воздерживаться от принятия соответствующих обязательств: Азербайджан, Белоруссия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан).

Что касается движения капиталов и кредитов, то основной нормой их регулирования по-прежнему остаются прямые ограничения операций с иностранной валютой. Российские резиденты имеют возможность открывать банковские счета и получать валютные кредиты (на срок свыше 90 дней), приобретать пенные бумаги и недвижимость за рубежом только с разрешения Центрального банка в качестве главного органа валютного контроля.

К числу валютных ограничений обычно относят и требование обязательной продажи экспортерами части их валютной выручки (1992 - 1998 гг. – 50%, с начала 1999 г. - 75%). Действительно, это требование формально касается внешней торговли, которая относится к текущим операциям. Однако, по сути дела оно направлено на сдерживание вложений II иностранную валюту, а следовательно, ограничивает вывоз капитала. Поэтому такое требование не вступает в противоречие с обязательствами России по статье VIII.

Во-вторых, статья VIII требует от стран-членов не прибегать к практике множественности валютных курсов. Согласно этому требованию, Россия установила с июня 1992 г. единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам. Валютный курс рубля не привязан к какой-либо западной валюте или валютной "корзине" и является плавающим, т. е. складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах, прежде всего на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), а также на внебиржевом межбанковском рынке. Официальный курс рубля к доллару определялся в то время Центральным банком пo результатам межбанковского фиксинга на торгах ММВБ. Этот курс использовался для определения размера таможенных платежей в бюджет, бухгалтерского учета валютных средств в балансах банков, предприятий и организаций, а также для статистической отчетности.

Ямайский устав МВФ предоставляет государствам-членам возможность выбора практически любого валютного режима (статья IV раздел 2в). Вместе с тем он обязывает страны при проведении валютной политики сотрудничать с Фондом. Нормы, которыми они должны при этом руководствоваться, сводятся к трем основным положениям:

(1) "избегать манипулирования валютными курсами или международной валютной системой, направленного на то, чтобы препятствовать эффективной перестройке платежного баланса", иными словами, не останавливать искусственным путем изменение валютного курса, если оно вызывается действием глубинных, фундаментальных факторов;

(2) напротив, прибегать к валютным интервенциям для противодействия краткосрочным хаотичным и дезорганизующим колебаниям рыночных валютных курсов;

(3) не использовать механизм валютного курса для того, чтобы "получать несправедливые конкурентные преимущества перед другими странами-членами".

МВФ контролирует соблюдение странами этих норм.

В 1992 - 1993 гг. МВФ поддерживал существовавший в то время план стабилизации – или даже фиксации - курса рубля, причем не только в качестве национальной денежной единицы России, но к как единой валюты ряда стран бывшего СССР, принадлежавших к рублевой зоне. Реализации этих целей должен был служить фонд стабилизации рубля в размере 6 млрд дол., формирование которого предусматривалось международными программами финансовой помощи России в 1992 и 1993 гг. Однако в условиях нарастания кризисных процессов в России и странах СНГ реализовать эти планы оказалось невозможным.

Реакцией на события осени 1994 г., кульминацией которых был известный "черный вторник" 11 октября, стало введение с июля 1995 г. механизма валютного коридора, т. е. Установление на определенный период времени пределов изменений валютного курса рубля по отношению к доллару на биржевом и межбанковском валютных рынках. Такой механизм был призван служить своего рода "номинальным якорем инфляции". Понадеявшись на ослабление инфляции, власти попытались перейти с начала 1998 г. к фиксации границ валютного коридора на более длительное время. На 1998 - 2000 гг. в качестве среднесрочного ориентира был определен центральный курс росcийской валюты на уровне 6.2 рубля за 1 дол. с возможными отклонениями от него в пределах 5.25 рубля и 7.15 рубля.

С мая 1996 г. Центральный банк отказался от практики установления официального курса рубля в форме привязки к фиксингу ММВБ и стал определять его самостоятельно - исходя из собственных оценок соотношения спроса

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»