Финансы /
←предыдущая следующая→
1 2
Налог - обязат., инд-но безвозмездный платеж, взимаемый с орг-й и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хоз. ведения / оператив. упр-я ден. ср-в в целях фин. обеспечения дея-ти гос-ва и (/) МО.
Сбор – обязат. взнос, взимаемый с орг-й и физ. лиц, уплата кот. яв. одним из усл-й соверш-я в отнош-ии плательщиков сборов гос. органами и должностн. лицами юридически значимых дей-й, включая предоставление опред. прав / выдачу разрешений (лицензий).
Если налоги поступают в бюд. фонд, то сборы, как правило, носят целевой хар-р и формируют целевые ден. фонды.
Налогообложение – опред. сов-ть эк. (фин-ых) и орг-првовых отнош-й, sdhf;f.o/ принудительно властное, безвозврат. и безвозмезд. Изъятие части дохода юр. и физ. лиц в пользу гос-ва и мест. орг. власти.
Признаки налога:
1. Императивность – предписание налогоплательщику со стороны гос-ва, требование обязательности налог. платежа
2. Смена собственника – через налоги доля частн. собств-ти (в ден. форме) станов-ся гос-й / мун-ой, образуя бюд. фонд
3. безвозврат-ть (налог. платежи обезличиваются и не возвращ-ся конкр. плательщику) и безвозмезд-ть (плательщик не получает за выплаченные налоги никаких мат, хоз. / иных благ). Этот признак в опред. смысле отделяет налоги и сборы от пошлин. плательщик пошлин получ. права на осуще-е каких-л хоз. операций. Гос. пошлина снимается судеб. учреждениями,органами гос. арбитража, нотариал. органами, отделами виз, органами ЗАГС и др.
Эл-ты налога:
1. Субъект – налогоплательщик – юр/физ лицо, на кот гос-вом возлож обяз-ть уплачив налог. При опред усл-ях он мож переложить уплату налога на др субъекта, кот будет действит носителем налога (юр/физ лицо, уплачивающее налог из собств дохода, при этом носитель налога вносит его субъекту налога, а не гос-ву)
2. Объект – доход/им-во, кот служ основанием д/облож-я налогом (з/п, прибыль, дивиденды, рента, недвиж им-во, цент бумаги, прдметы потребл-я и др)
3. Налог база – ден, физ / иная хар-ка объекта налогооблож-я
4. Ед-ца облож-я – часть объекта, принимаемая за основу при счислении налога (напр., по НДФЛ в кач-ве ед-цы облож-я выступ рубль дохода, а по земельн налогу – Га/сотка)
5. Ставка налога – размер налога с ед-цы облож-я. Ставка мож устан-ся в абсолю. Суммах (ТВ ставки), либо в %. Сущ-ют также смешанные ставки (ТВ + %). По cd содерж-ю выделяют:
• Маржинальные (непосред указ-ся в норматив акте о налоге)
• Фактич-ие (опред-ся как отнош-е уплаченного налога к налог базе)
• Эк-ие (исчисл-ся как отнош-е уплач налого ко всему получ доходу)
6. Налог период – время, определяющее период исчисления оклада налга и срок его внесения в бюд фонд. Оклад – сумма налога, исчисленная на весь объект налога за опред период, подлежащая внесению в бюд фонд
7. Порядок исчисления налога
8. Порядок и сроки уплаты налога
9. Налог льгота – снижение размера налога (напр, введение необлагаемого минимума, освобождение от налога части объекта); снижение ставок налога;снижение оклада налога; предоствление налог кредита (отсрочка внесения оклада налога)
10. Источник налога – доход субъекта налогоа. Принципиально важно, что налог всегда – только часть дохода и след-но он всегда меньше дохода по величине; в ряде случаев источник мож совпадать с объектом налога (напр, налог на при борг-й)
Способы взимания налогов:
1. кадастровый - на основе кадастра – реестра, содержащего перечень типичн объектов (земля, доходы), классифицируемых по внеш признакам (по размеру участка земли; за кажд игр автомат и др.). Этот способ, в основе кот заложу станов-е сред дохода, подлежащего облож-ю, прим-ся при слаб разв-ии налог аппарата либо в целях экономии и рационализации налогооблож-я
2. изъятие налога до получ-я субъектом дохода, т.е. изъятие у источника выплаты дохода. Это НДФЛ, удерживаемый бухгалтерией из фонда з/п до ее выплаты. «+»: невозмож-ть уклон-я от уплаты налога
3. декларационный – изъятие налога после получ-я дохода субъектом и предоставление им декларации (единый вмененный налог)
4. изъятие в момент расходов-я доходов (НДС, акцизы)
5. изъятие в проц потребл-я (дорожн сборы с автовладельцев)
6. административный. Налог органы опред возможный размер дохода и вычисляют с него подлежащий уплате налог (вмененный налог)
Ф-ии налогов:
1. фискальная – реализует осн ypyfxtybt налогов – фин рес-сы гос-ва и фор-е бюд доходов
2. контрольная – создает предпосылки д/соблюд-я стоимостн пропорций в образовании и распределении доходов разл субъектов. Благодаря этой ф-ии возник возм-ть вносить изменения в налог пол-ку и налог с-му
3. распределительная - выраж-ся в распред-ии налог платежей м/у физ и юр лицами, сферами и отраслями эк-ки и гос-вом в целом
4. регулирующая
a) подф-я стимулирующего назнач-я – реализ-ся ч/з с-му налог льгот. Цель кот: сокращ-е налог обязат-в плательщика.
Налог льготы:
• изъятие – льгота, направленная на выведение из-под налогооблож-я отдел объектов (как правило, необлагаемый минимум)
• скидки – направл на сокращ-е налог базы (напр., снижение налогооблагаемой прибыли пр-я на сумму расходов, произведенных на поощряемые гос-вом цели – напр., благотворит взносы)
• кредит – уменьшает налог ставку / окладную сумму (т.н. «налог каникулы»)
• возврат ранее уплачен. Налогов / их части
• отсрочка / рассрочка уплаты налога
• зачет ранее уплаченных налогов
b) подф-я производств-го и гос произв-го назначения – реализ-ся ч/з с-му налог платежей и сборов, предназнач д/восстановл-я прир рес-сов (напр., налог на воспр-во мин-сырьевой базы, на недра, водн объекты и др)
5. социальная – обеспеч защиту прав граждан страны путем:
• горизонт справедлив-ти – граж-не и юр лица, имеющие равн доходы и им-во, долж уплачивать равн налоги
• вертик справед-ти – лица, имеющие большие доходы и им-во, долж уплачив значит-но большие налоги, кот ч/з с-му трансфертов долж передваться бедн слоям населения (ЕСН)
Классиф-я налогов:
1. по видам налогоплательщиков
• с юр лиц
• с физ лиц
2. в завис от механизма изъятия
• прямые (подоходные, поимущественные, ресурсные)
• косвенные (кот в виде надбавки к цене переклад-ся на потребителей)
3. по объекту
• с дохода
• с им-ва
• за выполн-е опред Дей-й (налог на наслед-е и дарение, сделки купли-продажи, сделки займа)
• ресурсные (рентные) платежи
• на потребление
• экспортные/импортные тамож пошлины
4. по порядку отраж-я в бухучете
• налоги, относимы на увеличение цены Т, У, работы
• налоги, относимые на себест-ть продукции (лизинг платежи)
• налоги, относимые на фин рез-ты
5. по динамике налог ставок
• равное обож-е, когда д/люб субъекта устан-ся равн налог, независ от величины его дохода и имущ полож-я
• пропорционал облож-е – уплата одинак части дохода / доли им-ва в соотв с фин полож-ем
• прогрессив облож-е, где налог ставка растет с ростом налог базы
• регрессив облож-е. где с ростом налог базы происх сниж-е налог ствки (прим-ся в люб косв налогооблож-ии)
6. в завис от Ур-ня органов ГВ
• федеральные
• регионал
• местн
7. по хар-ру испльз-я
• общие (поступающие в б-ты разн Ур-ей)
• спец-ые (целевые) – предназнач д/внебюд фондов
8. по знач-ти в форм-ии доходов б-та
• собств (закрепленные) – поступющие в полн объеме в бюд соотв ур-ня
• регулирующие – распред-ся в опред долях на соотв срок м/у б-ми кажд ур-ня
Принципы построения налог с-мы:
Налог с-ма – основанная на четко сформулир-ых принципах налогооблож-я сов-ть существующих в стране налогов, установленных законод-вом.
Усл-я, при кот налог с-ма мож функц-ть эфф-но:
• отлаженность налог законод-ва
• сформиров-ая с-ма налогов, т.е. однозначно оговоренный и закрытый их перечень
• установленные права и обяз-ти налогоплательщиков, а также способы защиты их прав
• установленные ф-ии и права налог и тамож органов
• прописанные налог правонаруш-я и отв-ть за них
• установл-й порядок распред-я налогов м/у б-ми страны
• четко установл-ые принципы налогооблож-я в стране
Принципы налог с-мы:
1. обязательности: означ обязат-ть, принудимость и неотвратимость уплаты налогов
2. справедливости: установл-е и контроль горизон и вертик справед-ти
3. определенности: налог правовыми актами еще до начала налог период д.б. определены все првила испонения налогоплательщиками cd обяз-ей
4. привелигированности (удобства) плательщиков – уплата налогов д.б. удобна, прежде всего, д/плательщиков, а не д/налог органов
5. экономичности: с-ма налогооблож-я д.б. экономичной (продуктивной), т.е. затраты по взиманию налогов не долж превыш 7% от объема налог поступлений
6. подвижности (эластичности): способ-ть налог с-мы к быстр расшир-ю в сл чрезвыч доп расходов гос-ва и к сокращ-ю при наличии у гос-ва возможностей экономии, согласно бюд пол-ке
7. однократности обло;-z^ 1 и тот же объект долж облагаться
←предыдущая следующая→
1 2
|
|