Финансы /
←предыдущая следующая→
1 2 3
Министерство образования РФ
Липецкий государственный педагогический университет
Факультет экономики и информатики
Кафедра экономики
Реферат на тему
Расходы бюджетов развитых стран
Выполнил студент
3 курса
группы ПИЭ-02-1
О. В. Ехлаков
Научный руководитель
В. М. Сидоров
Липецк 2004
Содержание
Сущность расходов государственного бюджета и их классификация 3
Бюджетное устройство и бюджетная система зарубежных стран 5
Бюджетное устройство унитарных государств 7
Бюджетное устройство федеративных государств 8
Приоритетные направления бюджетной политики 9
Приложения 10
Литература 15
Сущность расходов государственного бюджета и их
классификация
Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое государственного управления, на международную деятельность, на национальную оборону, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, промышленность энергетику и строительство, сельское хозяйство и рыболовство, социальные и культурные мероприятия.
Расходы являются одной из важнейших характеристик государственного бюджета. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется вмешательство государства в хозяйственные процессы, реализация экономиче-ской и социальной политики государства.
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением госу-дарством своих функций. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по различным направлениям.
Экономическая сущность расходов государственного бюджета проявляется в том, что они служат активным инструментом экономической политики. С их помощью государство воздейст-вует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирова-ние экономики, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства, повышение конкурентоспо-собности национальной экономики.
Социальная сущность расходов отражается в том, что через них государство осуществляет политику социального маневрирования, обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Следова-тельно, расходы государственного бюджета обеспечивают государству осуществление его глав-ных функций и задач.
Структура расходов государственного бюджета, их содержание формируются под воздей-ствием множества факторов. Важнейшими из них выступают: уровень социально-экономического развития страны; административно-территориальное устройство государства; конкретная эконо-мическая и социальная ситуация; формы предоставления бюджетных средств. Существенное влияние оказывает финансовая политика правительства, выбранные приоритеты развития общест-ва и методы реализации намечаемых задач.
Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. Для этого в теории и практике финансов применя-ют бюджетную классификацию.
Бюджетная классификация представляет собой определенную группировку расходов и до-ходов, основанную на однородных признаках. Правильная, научно построенная бюджетная клас-сификация позволяет определить цели расходования бюджетных средств, установить задачи и курс финансовой политики правительства. В то же время она показывает источники бюджетных ресурсов, степень участия отдельных звеньев финансовой системы в их формировании.
Для расходов основными видами классификации являются следующие: министериальная, предметная, экономическая и смешанная. При министериалъной (или ведомственной) классифи-кации расходы группируются по министерствам (ведомствам), а затем внутри ведомства (мини-стерства) разносятся по управлением, отделам, секторам и другим административным подразделе-ниям. Такая классификация позволяет скрывать подлинное направление ассигнуемых средств, ха-рактер расходов. Например, средства на содержание пограничных войск, береговой охраны, граж-данской обороны, дорог стратегического назначения не включаются в состав военных расходов, а проходят по различным гражданским ведомствам.
При предметной (или отраслевой) классификации расходы распределяются по отраслям хо-зяйства и управления. Они делятся на разделы, параграфы, соответствующие их отраслевому ха-рактеру (просвещение: школы начальные, школы второй ступени, высшие учебные заведения и т.д.). Данная классификация намного реальнее отражает цели расходов. Именно поэтому она поч-ти не встречается в чистой форме, а сочетается обычно с другими видами.
Экономическая классификация предполагает дифференциацию расходов по хозяйственным признакам или производственным элементам: капитальные вложения, заработная плата, субсидии, дотации и т.д.
Смешанная (или комбинированная) классификация строится на определенном сочетании ведомственных и предметных признаков. Наиболее распространено составление окончательного свода расходов по министерствам, а в пределах каждой из административных единиц — по пред-метам расходов. Возможна также группировка бюджетных расходов по предметам, а затем — по сметам отдельных ведомств. Наконец, расходы могут быть сгруппированы в шахматном порядке с использованием министериального и предметного принципов в вертикальном и горизонтальном направлениях. Как показывает практика, смешанная классификация наиболее популярна.
Помимо вышеназванных классификаций, в последнее время в бюджетной практике возник ряд новых ее видов. Среди них наибольшую известность получили целевая классификация и клас-сификация по функциональным признакам. В первом случае классификация основывается на раз-бивке расходов в соответствии с имеющимися общенациональными, политическими, экономиче-скими и социальными целями или программами. Такое деление расходов значительно шире, чем, например, по ведомственному признаку. Оно нередко охватывает десятки департаментов.
Классификация по функциональным признакам основывается на концепции государствен-ных финансов, которая рассматривает государственные средства как инструмент политики прави-тельства. В этом случае группировка расходов производится в соответствии с основными функ-циями государства. Например, социальные расходы, здравоохранение, обеспечение занятости, транспорт и связь, внутренние дела, оборона. В свою очередь эти расходы подразделяются по от-дельным категориям затрат (зарплата, текущие расходы, оборудование и т.д.).
Наконец, существует ряд других видов классификации расходов, в основу которых поло-жены различные признаки. Например, классификация по финансовым признакам, где расходы подразделяются на безвозвратные, временные и условные; по политическим признакам, где они делятся на нейтральные и активные.
Наиболее популярна и чаще всего используется в развитых зарубежных странах целевая бюджетная классификация. Согласно этой классификации все расходы бюджета могут быть раз-делены на следующие основные группы: 1) экономические; 2) финансирование социально-культурных мероприятий; 3) содержание правоохранительных органов, органов государственной власти и управления; 4) финансирование науки; 5) финансирование обороны; 6) расходы по внеш-неэкономической деятельности; 7) расходы по обслуживанию государственного долга; 8) создание резервных фондов.
Бюджетное устройство и бюджетная система зарубежных стран
Для выполнения своих функций государственные органы на всех уровнях управления должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержания законодательной власти, аппарата управления и других мероприятий. В процессе формирования доходов и расходов отдельных видов бюджетов, их сба-лансирования возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые зако-нодательством. Все эти элементы (организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, соответст-венно и совокупность бюджетных прав) представляют собой бюджетное устройство.
В разных странах бюджетное устройство отличается своими особенностями, обусловлен-ными государственным устройством, территориально-административным делением, уровнем раз-вития экономики, ее структурными чертами. Известны две формы государственного управления: единое (унитарное) и федеративное. В унитарных государствах (Великобритания, Франция, Ита-лия, Япония и др.) имеются два звена управления — центральное и местное; в федеративных госу-дарствах (США, Канада, ФРГ, Швейцария и др.) — три звена управления: центральное, членов федерации и местное.
Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, представляющая со-бой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов страны. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, т.к. во многом зависят от их государственного устройства и ее терри-ториального деления. Особенно это касается структуры государственного бюджета, имеющего свои национальные особенности в каждой стране. Например, в США федеральный бюджет состо-ит
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|