Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Финансы /

Региональные финансы и бюджеты

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


Содержание.

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Сущность и роль региональных финансов

1.1. Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции….5

1.2. Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии региона…………………………………………………………………………….8

2. Региональные бюджеты.

2.1. Понятие региональных бюджетов………………………………………...10

2.2. Доходы и расходы региональных бюджетов……………………………..13

2.3. Проблемы взаимоотношения региональных и местных бюджетов….….19

2.4 Анализ финансовых ресурсов Вологодской области…….……………….26

Заключение………………………………………………………………………….35

Список использованной литературы……………………………………………...37

1. Введение.

Проводимый в 1990-е годы курс на децентрализацию хозяйство¬вания и управления, перераспределение полномочий между центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями усиливал внимание экономической науки и практики управления к региональ¬ному уровню социально-экономического развития, а также финансо¬вому, в том числе финансово-бюджетному, состоянию регионов. При¬чем в данном случае под региональным уровнем, точнее регионом, понимается уровень субъекта Российской Федерации (область, край, республику, автономную область или округ) с входящими в его состав муниципальными образованиями (районами, городами и т. д.).

Актуальность решения проблемы региональных финансов опреде¬ляется не только формирующимися новыми подходами к управле¬нию территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях соци¬ально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической диф¬ференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюд¬жетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование факти¬чески необходимой системы достаточно гибких подходов к управле¬нию социально-экономическим развитием регионов и территорий, в том числе с использованием инструментов региональных финан¬сов и финансовой политики.

В связи с этим целью этой работы является рассмотрение сущности, функций, особенностей региональных финансов и их роль в социально-экономическом развитии региона, а также принципов формирования статей доходов и расходов региональных бюджетов.

Объект работы - субъект Российской Федерации (область, край, республика, автономная область или округ) с входящими в его состав муниципальными образованиями. Предметом работы являются финансовые ресурсы региона.

Во второй части работы представлен анализ финансовых ресурсов Вологодской области.

1. Сущность и роль региональных финансов.

1.1. Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции.

Все финансовые потоки, циркулирующие в экономике, всегда привязаны к определенной территории, поскольку они отражают результаты взаимодействия конкретных институциональных единиц, расположенных в той или иной точке пространства. На территории региона осуществляется множество финансовых операций, производящихся между региональными институциональными единицами: домашние хозяйства получают свои доходы, из которых они уплачивают налоги, делают покупки и сбережения, предприятия производят и реализуют продукцию, финансовые посредники предоставляют финансовые услуги домашним хозяйствам и предприятиям, региональные власти формируют региональный бюджет и расходуют его на общерегиональные нужды и т.д. С другой стороны, в регионе имеются и финансовые потоки межрегиональных и интернациональных институциональных единиц, которые получают финансовые средства из-за пределов региона и отправляют их. Тем не менее, на определенной территории локализуется некоторая часть финансовых операций, производимых между всеми институциональными единицами, и концентрируется часть имеющихся в стране финансовых ресурсов.

В соответствии с общими подходами, используемыми для определения региональных финансов, ими можно назвать денежные ресурсы и потоки в наличной и безналичной формах, которые обеспечивают нормальный с точки зрения потребностей хозяйства территории уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйствования и социально приемлемый уровень жизни населения. Финансы региона — это прямой «слепок» с его экономики, его производственно-экономической и ресурсной базы. Вместе с тем фи¬нансы региона — неотъемлемая составная часть финансовой системы страны. Их содержание и социально-экономические функции опре¬деляются теми же характеристиками, что и для финансовой системы страны в целом, а их роль отличается лишь спецификой тех задач управле¬ния, которые реализуются на данном — региональном или мест¬ном — уровне федеративной структуры государства с учетом сложив¬шейся и нормативно закрепленной системы распределения полномо¬чий и ответственности Федерации, ее субъектов и институтов местного самоуправления. [9, 333 с.]

Финансовые ресурсы, созданные на территории, складываются из следующих важнейших частей:

- ресурсы бюджетов всех уровней (используются для текущего финансирования экономики региона, социальной сферы, финансирования наиболее важных проектов развития соответствующих территорий);

- ресурсы субъектов хозяйствования (используются для финансирования оборотных средств и капиталовложений, содержания социальных объектов, находящихся в собственности соответствующих субъектов хозяйствования);

- ресурсы внебюджетных фондов;

- кредитные ресурсы коммерческих банков и прочих финансовых структур (используются для срочного и возвратного финансирования оборотных средств и капиталовложений);

- дотации, субвенции и другие поступления из вышестоящих бюджетов для покрытия дефицита территориальных бюджетов и централизованные инвестиции (из федерального бюджета или федеральных инвестиционных фондов).

Таким образом, финансовые ресурсы региона определяются как финансовые ресурсы всех институциональных единиц, функционирующих в регионе.

Основная особенность финансов региона заключается в том, что здесь действуют как бы три самостоятельные финансовые подсисте¬мы — государственная (финансовые ресурсы федеральных органов и самого субъекта Федерации); муниципальных образований; а также отдельных юридических и физических лиц, прежде всего (по значимости) хозяйствующих субъектов. Пер¬вые две подсистемы традиционно относятся к категории централи¬зованных финансов (бюджетная система и централизованные внебюджетные фонды); третья подсистема — к категории децентрализованных финансов. Финансы частных юридических и физических лиц, естественно, не находятся в прямой юрисдикции региональных или местных органов власти, однако в значительной степени также являются объектом управления, объектом региональной финансовой политики через инструменты налогообложения, бюджетного финан¬сирования социальных сфер, финансирования.

Таким образом, поскольку в конечном счете все подсистемы фи¬нансов региона находятся на одной и той же территории и исходят

из интересов одних и тех же жителей региона, такое разделение, естественное для условий многоукладного рыночного хозяйства, не

должно препятствовать консолидированному участию этих подсис¬тем в решении местных социально-экономических проблем. Разница

лишь в принципах действия, зоне действия и степени ответственно¬сти каждой из подсистем. Единое поле деятельности всех финансов

региона диктует и единый критерий оценки управления региональны¬ми финансами — улучшение экономической и социальной ситуации

в регионе.

Сущность и роль региональной финансовой системы в жизни общества проявляется через функции: мобилизационную, распределительную и контрольную.

1. Контрольная функция проявляется лишь в процессах использования хозяйствующими субъектами государственных средств.

2. Мобилизационная функция обеспечивает поступление средств для нужд региона. В результате в руках региональных органов власти сосредотачиваются большие ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества.

3. Распределительная функция связана с перемещением доходов от производителей в иные сферы хозяйства.

Таким образом, финансы региона представляют собой систему экономических отношений, посредством которой национальный доход распределяется и перераспределяется на цели социально-экономического развития территории.

1.2. Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии региона.

В условиях отказа от плано¬во-директивных методов управления (в том числе и на территори¬альном уровне) и перехода на преимущественно рыночные начала хозяйствования финансовые инструменты становятся основным ры¬чагом воздействия на ход экономических и социальных процессов в регионе. Роль региональных финансов в процессе управления со¬циально-экономическим развитием территорий резко повышается.

Являясь прежде всего инструментом проведения региональной социально-экономической политики, финансы региона должны

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»