Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Финансы /

Рынок корпоративных облигаций и основные направления повышения его эффективности

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


Содержание

Содержание 1

Введение 2

Глава 1 Значение рынка корпоративных ценных бумаг для развития экономики. 4

1.1 Эмитенты 4

1.2 Инвесторы 6

Глава 2 Структура рынка корпоративных облигаций 12

2.1 Виды облигаций 12

2.2 Размещение и обращение 31

2.3 Регулирование рынка корпоративных ценных бумаг 41

Глава 3 Перспективы развития рынка корпоративных облигаций в России. 49

3.1 Основные направления повышения эффективности рынка корпоративных облигаций 49

3.2 Основные тенденции развития рынка корпоративных облигаций 55

Заключение 62

Список использованной литературы 64

Приложения 66

Введение

Настоящая дипломная работа посвящена рынку корпоративных облигаций одному из наиболее молодых и быстро развивающемуся элементу в структуре рынка ценных бумаг. Еще три года назад рынок корпоративных облигаций в России практически отсутствовал. А уже сегодня это инструмент, с помощью которого российские предприятия привлекают миллиардные инвестиции.

Рынок корпоративных ценных бумаг как один из сегментов финансовой системы является неотъемлемым элементом жизнеспособной рыночной экономики. России, осуществляющая рыночные преобразования, переживает и период становления рынка корпоративных ценных бумаг. Особенностью развития российского рынка корпоративных облигаций являются стремительные темпы его развития по сравнению с другими странами. При этом для российских предприятий рынок корпоративных облигаций пока не стал значимым источником средств: большинство предприятий полагаются на собственные ресурсы или привлекает средства в виде банковских кредитов. Тому есть несколько причин. Условия макроэкономической нестабильности, периодических банковских кризисов и обвалов на рынке ценных бумаг привели к высокой степени долларизации внутренних сбережений. В России не произошло должного развития таких финансовых институтов, как пенсионные фонды, страховые компании, паевые фонды. При этом рынок корпоративных ценных бумаг потенциально уже в ближайшее время может стать важнейшем источником инвестиционных ресурсов для российских предприятий.

В течение последних десятилетий в мире наблюдается тенденция к росту значимости рынков корпоративных облигаций. Эта тенденция распространилась на Западную Европу, Японию, страны Юго-Восточной Азии. В условиях растущей глобальной значимости рынков корпоративных облигаций не исключено, что рынки корпоративных облигаций будут активнее формироваться и на так называемых формирующихся рынках, к которым относиться и Россия.

Процесс относительно быстрого формирования и развития рынка корпоративных облигаций в России в 1999-2001 гг. подтверждает этот факт. Однако, несмотря на значительный прогресс в развитии корпоративных облигаций, в настоящее время этот рынок еще находиться в стадии становления, и в его дальнейшем развитии предстоит пройти значительный путь.

Целью написания данной дипломной работы является рассмотрение структуры рынка корпоративных облигаций, основных направлений повышения его эффективности и тенденций развития данного рынка в РФ.

В первой главе данной дипломной работы мы рассмотрим основных участников рынка корпоративных облигаций: эмитентов и инвесторов.

Вторая глава данного проекта посвящена обзору видов облигаций. Рассмотрим процедуру размещения и обращения облигаций. Так же мы рассмотрим моменты связанные с государственным регулированием рынка корпоративных облигаций.

В третьей главе мы рассмотрим основные направления повышения эффективности рынка корпоративных облигаций и основные тенденции в развитии рынка в последнее время.

Глава 1 Значение рынка корпоративных ценных бумаг для развития экономики.

1.1 Эмитенты

Облигации являются способом привлечения крупных объемов долго¬срочного заемного финансирования. Поэтому закономерно, что эмитента¬ми корпоративных облигаций являются как раз те, кто в таком финансиро¬вании нуждается - крупные предприятия, имеющие стабильный бизнес. Это, прежде всего крупные предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности, компании по оказанию коммунальных услуг, а также финансовые институты — в первую очередь банки. Облигации редко при¬меняются предприятиями из быстрорастущих, высокотехнологичных отрас¬лей, поскольку, эти предприятия обыч¬но не имеют высокой кредитной репутации, а вероятность их банкротства существенно выше.

Облигации никогда не служат инструментом финансирования малого бизнеса. Это финансовый инструмент для крупных и, возможно, средних предприятий. В каждой стране есть некая минимальная величина, делаю¬щая выпуск облигаций рентабельным. Для американского рынка эта вели¬чина составляет порядка 50 млн. долл., во Франции - порядка 10 млн., в Бразилии и Перу она составляет порядка $5 млн. .

При этом в большинстве других стран доля облигаций, выпущенных финансовыми институтами, в общем объеме облигаций частного сектора существенно выше. В частности, в таких странах, как Германия и Япония, на облигации банков приходится подавляющее большинство облигацион¬ных займов частного сектора. По состоянию на июнь 1993 года облигации банков составляли 23% внутреннего облигационного рынка Германии, в то время как на облигации предприятий приходилось всего 0,1% . Среди выпусков международных облигаций по состоянию на конец 1997 года из общей задолженности в 3,54 трлн. долл. на долю финансовых институтов приходилось 1,6 трлн. (45%), а на долю корпоративного сектора - 0,87 трлн. (24,5%).

Традиционно облигации в США выступали в роли исключительно высоконадежного финансового инструмента, большинство облигаций имели высокий рейтинг. Конечно, в результате неблагоприятных измене¬ний рейтинг облигации мог снизиться, однако первичного размещения низконадежных облигаций не проводилось. Ситуация резко изменилась в 80-х гг., когда появились так называемые бросовые облигации junk bonds). Бросовые облигации стали одним из основных инструментов финансирова¬ния быстрорастущих компаний. Данный вид облигаций часто выпускался в целях осуществления поглощения других компаний или выкупа компанией собственных акций с целью перераспределения структуры акционерной собственности. В любом случае за счет выпуска таких облигаций коэффи¬циент задолженности (отношение заемных средств к собственным) резко возрастал, соответственно снижалась и надежность облигаций компании. Именно за счет выпуска бросовых облигаций было осуществлено большин¬ство крупнейших поглощений 80-х в гг. в США.

1.2 Инвесторы

Для того чтобы облигации применялись как финансовый инструмент, на них должен быть спрос. Спрос на облигации предъявляют инвесторы — то есть субъекты экономики, имеющие временно свободные денежные сред¬ства. При этом в большинстве случаев у инвесторов существует достаточно большой выбор альтернатив вложений своих средств — банковские депози¬ты, покупка акций, покупка иностранной валюты и золота, недвижимости и т. д. Ниже мы рассмотрим факторы, определяющие покупку инвестором именно облигаций, а не других инструментов.

Можно выделить следующие основные группы инвесторов, приобретаю¬щих корпоративные облигации:

• Банки

• Небанковские финансовые институты (страховые компании, пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды)

• Частные инвесторы

• Корпоративные инвесторы

По сравнению с инвестициями в акции инвестиции в облигации ориен¬тированы на более консервативный круг, соответственно и структура дер¬жателей облигаций несколько иная, нежели держателей акций. Облигации в долгосрочном периоде времени являются далеко не самым доходным инструментом. За период 1970— 1990 годов (20 лет) средняя доходность облигаций в США составила 9,53% годовых, что заметно ниже доходности вложений в акции (12,32%), золото и антиквариат за аналогичный период . Почему же тем не менее облигации пользуются спросом у инвесторов? Тому есть ряд причин:

1. Низкий риск. Держатели надежных облигаций могут с большой долей

вероятности быть уверенными в получении определенных сумм в будущем.

Чего не скажешь о владельцах акций. Хотя падение курсов акций в 10—20

раз (как в России в период октября 1997 — сентября 1998) не является типичным, периоды падения курсов акций, иногда достаточно затяжные, бывают

и в других странах (например, в Японии).

2. Удобство вложений. Золото и антиквариат также представляют собой

низкорисковую форму вложений, но работа с ними сопряжена с гораздо

большими проблемами - его необходимо хранить, оберегать от кражи, кро¬ме того, реализация золота и антиквариата может потребовать длительного

времени и высоких затрат.

Поскольку облигации сопряжены с меньшим риском, они активно приобретаются теми, кто имеет высокий уровень риска по своим обяза¬тельствам, страховыми компаниями, пенсионными фондами, банками (в большинстве стран существуют законодательные ограничения по работе этих организаций с акциями, а вложения в облигации подвержены гораздо меньшим ограничениям). С другой стороны, физические лица зачастую го¬товы принять более высокий уровень риска для получения большего дохода — поэтому доля частных инвесторов среди держателей облигаций меньше, чем среди держателей более доходных инструментов (например, акций). США в настоящее время структура держателей облигаций вы

глядит следую¬щим образом:

Диаграмма 1: Структура держателей облигаций в США

При

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»