←предыдущая следующая→
1 2 3 4
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Цели и задачи внедрения информационной системы 4
Классификация информационных систем 6
Требования к информационной системе 9
Проектирование и создание информационных систем 10
Внедрение информационных систем 13
Традиционный подход 14
Инновационный подход 16
Оценка эффективности 18
Опыт использования информационных систем 19
Список использованной литературы 21
ВВЕДЕНИЕ
Мы постоянно слышим о том, что российские предприятия не могут конкурировать с западными производителями, что у нас не настолько развиты технологии, и что качество российской продук-ции слишком уступает зарубежным аналогам. Проблема в том, что российские управленцы стали сталкиваться, по крайней мере, с двумя проблемами в управлении:
выясняется, что показатели и процедуры, которые ранее использовались для анализа и планирования деятельности предприятия (например, объем произведенной продукции) не позволяют успешно конкурировать;
появление конкурентов не только начинает препятствовать получению привычной сверхприбыли, но иногда сводит ее до нуля.
Важнейшим фактором успешной деятельности предприятия явля-ется умение его руководства чувствовать рынок и ориентироваться на него. Две основные задачи стоят перед любой компанией: поза-ботиться о себе и видеть окружающую действительность. "Позабо-титься о себе" - значит навести порядок в технологиях деятельно-сти, процедурах документооборота, организационно-штатной струк-туре. Все начинают понимать, что нужно менять систему управле-ния, снижать издержки и эффективно управлять финансами. Вопрос в том, как это сделать? Как подсчитать истинную себестоимость вида продукции, как спланировать закупки материалов при имеющихся за-пасах, какие процессы совершенствовать в первую очередь. Одним из механизмов решения задачи наведения порядка является поста-новка на предприятии методологии управленческого учета, примене-ние которого даст ответы на вопросы что, где, когда, как, поче-му, сколько, в чем причина и т.д. Результатом будет являться по-вышение внутренней эффективности предприятия. Однако, успешная внутренняя жизнь предприятия - это необходимое, но не достаточ-ное условие выживания, а тем более для занятия ведущих позиций на рынке. Чтобы повысить внешнюю эффективность, следует адапти-роваться к требованиям окружающего мира, потребностям рынка, научиться управлять поставщиками и заказчиками. Способность пра-вильно и своевременно реагировать на внешнюю среду дает страте-гическое мышление.
В последнее время отчетливо проявляется стремление перехода компаний от детального управления внутренней деятельностью к управлению заказчиками и поставщиками. Конкурентоспособность компании все больше зависит от способности создавать и углублять взаимоотношения с другими компаниями (партнерами, конкурентами, заказчиками или поставщиками). Причинами этого являются:
расширение экономического пространства, на котором функ-ционируют предприятия;
появление нового стратегического ресурса - информации;
необходимость учитывать фактор времени.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
Предприятие – это единый организм, и улучшение чего-либо одного может привести к малейшему сдвигу в сторону успеха в луч-шем случае, либо к снижению общих показателей в худшем. Руково-дителям, а в особенности руководителям финансовых отделов, необ-ходимо принимать комплексные решения, касающиеся всего предпри-ятия. А загруженность решением оперативных задач еще более ус-ложняет процесс управления.
Для упрощения управления, прежде всего финансового, необхо-димо иметь эффективную систему управления предприятием, включаю-щую систему менеджмента качества, и информационную систему их поддержки. Что может дать внедрение информационной системы?
снижение общих затрат предприятия в цепи поставок (при закупках),
повышение скорости товарооборота,
сокращение излишков товарных запасов до минимума,
увеличение и усложнение ассортимента продукции,
улучшение качества продукции,
выполнение заказов в срок и повышение общего качества обслуживания заказчиков,
Основными целями автоматизации деятельности предприятия яв-ляются:
Сбор, обработка, хранение и представление данных о дея-тельности организации и внешней среде в виде, удобном для финансового и любого другого анализа и использования при принятии управленческих решений.
Автоматизация выполнения бизнес операций (технологиче-ских операций), составляющих целевую деятельность предпри-ятия.
Автоматизация процессов, обеспечивающих выполнение ос-новной деятельности.
Для того, чтобы реально оценить эффективность системы, очень важно понимать какие задачи может решать правильно разра-ботанная информационная система:
Планирование производственной деятельности. Составление производственных планов различного уровня, - от стратегиче-ских до оперативных, - и проверка возможности их исполнения в соответствии с состоянием производственных мощностей и людских ресурсов. Степень детализации планов различного уровня различна - от набора продукции для решения задач стратегического планирования до конкретных материалов или производственных операций для оперативного управления про-изводством;
Управление закупками, запасами, продажами. Это автомати-зация процессов планирования и учета для задач снабжения (материально-технического обеспечения) производства, сбыта готовой продукции и управления складскими запасами;
Управление финансами. Как правило, это ведение бухгалте-рии, расчеты с дебиторами и кредиторами, учет основных средств, управление наличными средствами и планирование фи-нансовой деятельности;
Управление персоналом. В подсистеме управления персоналом реализованы все основные потребности работы с кадрами: найм и увольнение персонала, учет сведений о сотрудниках, плани-рование их карьерного роста, расчет заработной платы и учет рабочего времени. Рассмотрение персонала, как отдельного вида ресурса позволяет связать воедино кадровый потенциал предприятия и производственные планы, что также возможно при использовании информационной системы;
Управление затратами. Сюда относится учет всех затрат предприятия и калькуляция себестоимости готовой продукции или услуг;
Управление проектами/программами. Современная деятель-ность предприятия все больше рассматривается через призму реализации производственных проектов или программ, для ко-торых может осуществляться отдельное планирование и учет;
Проектирование продукции и технологических процессов. Ин-формация о составе продукции, технологических маршрутах ее изготовления, разработка продукции в соответствии с требо-ваниями клиентов, а также оценка затрат, которые понесет предприятие при выпуске такой продукции.
Как можно было заметить, информационные системы способны на многое. Но для получения эффективности при крупном капиталовло-жении при приобретении системы, следует правильно выбрать, какая именно система нужна. В данном случае, придерживаться принципа «чем больше функций, тем лучше» не стоит. Чем больше система «может», тем дороже она стоит и существует вероятность того, что будут использоваться далеко не все ее функциональные возможно-сти, и она не окупит себя.
КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Первые системы, которые были разработаны для решения задач управления на предприятии, в основном охватывали сферу складско-го или материального учета (IC – Inventory Control). Их появле-ние связано с тем, что учет материалов (сырья, готовой продук-ции, товаров) с одной стороны является извечным источником раз-личных проблем для руководителя предприятия, а с другой (на предприятии относительно крупного размера) одной из самых трудо-емких областей, требующих к себе постоянного внимания. Основной «деятельностью» такой системы является учет материалов.
Следующий этап усовершенствования материального учета был ознаменован системами планирования производственных или матери-альных (в зависимости от направления деятельности организации) ресурсов. Эти системы, вошедшие в стандарт, а вернее два стан-дарта (MRP – Material Requirements Planning и MRP II – Manufacturing Requirements Planning), очень широко распростране-ны на Западе и давно и успешно используются предприятиями, в первую очередь производственных отраслей. Основные принципы, ко-торые легли в основу систем стандарта MRP, включают
описание производственной деятельности как потока взаи-мосвязанных заказов;
учет ограничения ресурсов при выполнении заказов;
минимизацию производственных циклов и запасов;
формирование заказов снабжения и производства на основе заказов реализации и производственных графиков.
Разумеется, есть и другие функции MRP: планирование цикла технологической обработки, планирование загрузки оборудования и т.д. На рис. 1 изображены процессы, которые реализуются при ис-пользовании такой системы:
Следует отметить, что системы стандарта MRP решают проблему не столько учета, сколько управления материальными ресурсами предприятия.
Наиболее популярным на данный момент новым видом информаци-онных систем являются системы стандарта ERP - Enterprise Resource Planning.
←предыдущая следующая→
1 2 3 4
|
|