←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
изделия (предпроизводственная оценка продукции);
е) разработка систем управления (разработка и управление комплексными сис-темами качества, их совершенствование);
ж) другие расходы, связанные с проведением предупредительных мероприятий.
2. Расходы на оценку качества
а) проведение испытаний и приемочный контроль материалов (оценка качества закупочного материала, командировочные расходы контролеров);
б) лабораторные приемочные испытания (проведение всех видов испытаний в лаборатории или испытательном центре для оценки качества закупочного материала);
в) лабораторные измерения (измерения, проверка контрольно-измерительных приборов, их ремонт и т.п.);
г) технический контроль (оценка качества продукции работниками службы тех-нического контроля);
д) испытания изделий (оценка эксплуатационных характеристик продукции);
е) самоконтроль (проверка качества продукции самими рабочими);
ж) аттестация качества продукции сторонними организациями;
з) техническое обслуживание и проверка аппаратуры, применяемой для получе-ния информации о качестве (проверка и техническое обслуживание этой аппаратуры);
и) техническая проверка продукции и разрешение отгрузки (анализ данных, полу-ченных в результате проведения испытаний и технического контроля, выдача разреше-ния на отгрузку продукции);
к) испытания в условиях эксплуатации.
3. Издержки вследствие отказов, вызванных внутренними причинами
а) отходы производства (потери, понесенные в процессе достижения требуемого уровня качества);
б) переделка (дополнительные расходы для достижения требуемого уровня каче-ства);
в) расходы на материально-техническое снабжение (расходы в процессе работы с браком и в результате рассмотрения рекламаций на закупленный материал).
4. Издержки вследствие отказов, вызванных внешними причинами
а) рекламации в процессе гарантийного периода (отказы продукции в условиях эксплуатации, ее ремонт или замена);
б) рекламации в послегарантийный период (отказы изделия в условиях эксплуата-ции по истечении срока действия гарантии);
в) техническое обслуживание (исправление дефектов или недостатков изделий, не являющихся предметом эксплуатационных рекламаций);
г) юридическая ответственность (финансовые потери, вызванные производст-вом некачественной продукции);
д) возврат продукции.
Существует еще несколько классификаций затрат на качество, однако следует от-метить, что какая-либо единая, т.е. общепринятая классификация затрат на качество от-сутствует даже в развитых западных странах. Именно поэтому в разделе 6 международ-ных стандартов ИСО 9004 виды затрат представлены только двумя группами производ-ственными и непроизводственными затратами на качество с оговоркой, что такая груп-пировка носит самый общий характер.
Как бы то ни было, затраты на создание, поддержание производства качественной продукции и, следовательно, имиджа самого предприятия образуются как на предпри-ятии, так и за его пределами, поэтому необходим их глубокий качественный и количест-венный анализ.
2. ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА АНАЛИЗА ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ
Для анализа стоимостной величины средств, затрачиваемых на поддержание ка-чества продукции, используется различная информация. Но прежде чем перейти к ее сбору, следует определить, каково назначение информации.
Цель сбора данных в процессе стоимостного анализа качества может состоять в следующем:
• выявление конкурентоспособности продукции на существующих рынках
• определение размеров необходимых капиталовложений
• выявление взаимосвязей затрат на качество продукции и результатов хозяйст-венной деятельности предприятия
• снижение затрат на единицу продукции при сохранении ее прежнего качества;
• снижение затрат на изделия при одновременном улучшении их свойств;
• определение величины издержек по видам для изменения их структуры;
• увеличение объема производства без снижения качества продукции из прежне-го объема ресурсов за счет уменьшения и ликвидации отходов;
• анализ отклонений от установленных требований;
• контроль продукции;
• установление цены на продукцию и др.
Отсюда видно, что часть данных о качестве, касающаяся технических особенно-стей изделия и его производства, находится на предприятии-изготовителе, а другая – на конкурирующем предприятии или в сфере реализации, т.е. во внешней среде.
Данные для анализа затрат на качество могут быть первичными, как правило, это технические и иные параметры изделий, содержащиеся в ТУ, ГОСТах, сертификатах и иных документах, подтверждающих качество продукции, и вторичными, получающими-ся в результате обработки первичных.
Данные нуждаются в обработке. Сокращает затраты времени на обработку дан-ных разработка таких видов носителей, которые делают возможными предварительные выводы сразу после сбора данных. Для этого необходимо зарегистрировать источник информации (дату, когда она собиралась, работника, делавшего операцию, станок, на котором производилась обработка, партию используемых материалов и т.п.). Регистри-ровать информацию следует в таблицах, облегчающих и ускоряющих вычисление стати-стических показателей, используемых при принятии оперативных управленческих реше-ний и для дальнейшего более глубокого статистико-математического анализа взаимосвя-зей и тенденций.
Существует огромное количество учетных регистров, варьируемых на различных предприятиях в зависимости от рода деятельности, типа выпускаемой продукции и т.п. (табели, отчеты о расходах, заказы на поставку, отчеты о переделке продукции и т.д.). В качестве примера можно привести регистрацию дефектов контролером ОТК штампован-ной пластиковой детали. Данная форма позволяет видеть причины брака и быстро опре-делять нанесенный им ущерб и его виновника.
Наименование детали____________________________Дата__________
Производственная операция _ штамповка Участок____________
Станок____________
Всего проконтролировано деталей________________________________
ФИО рабочего_________________________________________________
Предварительное заключение о причине наиболее часто встречающе-гося дефекта_________________________________ № партии_______
Контролер___________________________________ № заказа________
Тип дефекта Результат контроля Итого
Поверхностные царапины ////////////// 17
Трещины ///////// 11
Вмятины //////////// 14
Пропуск операции //// 4
Неправильное использова-ние операции //////////// 15
Другие //// 5
ИТОГО 66
Всего забраковано деталей /////////////////////////// 33
Рис. 2. Контрольный листок дефектов
Кроме того, дальнейшее проведение в случае необходимости технической экспер-тизы бракованных деталей и сопоставление ее результатов с предварительным заключе-нием контролера ОТК подтвердит и уровень квалификации последнего.
Как уже было сказано выше, на различных предприятиях могут применяться ана-логичные и другие учетные формы. Подобные формы регистрации данных об отклоне-нии параметров качества изделий от запланированного целесообразны для сбора внут-ренних первичных технических характеристик производимой продукции, которые затем используют в факторном анализе затрат на качество продукции.
Одним из внутренних источников информации, позволяющих определить струк-туру затрат на изделие и обладающих большим преимуществом перед другими благода-ря обязательности составления, преемственности входящих в нее показателей, достовер-ности и наглядности, является смета затрат на производство. Она удобна для поиска на-правлений их снижения и минимизации цены изделия. Кроме того, можно использовать данные о затратах на производство по их видам, собираемые на счетах бухгалтерского учета.
Более сложным, трудоемким и дорогим является получение внешней информа-ции. Часть ее содержится в рекламных проспектах, прайс-листах, материалах периодиче-ской печати и специальной литературе. Эти данные более надежны по сравнению с по-лучаемыми в сфере реализации путем проведения специальных выборочных обследова-ний по изучению мнения потребителей о цене и качестве продукции. Однако информа-цию, получаемую из выборочных обследований, трудно чем-либо заменить, если пред-приятие хочет учесть желание покупателей для увеличения объема продаж путем улуч-шения свойств продукции. С этой целью можно использовать опрос продавцов продук-ции и покупателей или проводить анкетирование населения, которое в процессе обра-ботки данных необходимо разбить на группы (классы). Это позволит знать мнение раз-личных социальных, возрастных и других групп населения о продукции предприятия с использованием типической выборки для получения информации.
При сборке таких данных по ограниченному числу потребителей, особенно при малой выборке, удобно построение диаграмм рассеивания, позволяющих изучить зави-симость между парами переменных, например ценой и внешним оформлением, упаков-кой товара. Этими переменными могут быть:
а) характеристика качества или влияющий на нее фактор;
б) две различные характеристики качества;
в) два фактора
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
|
|