Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Менеджмент /

Анализ затрат на качество продукции

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


фактора, влияющих на одну характеристику качества.

Целесообразно хотя бы одной из переменных брать показатель, выражающий за-траты на качество, создание или поддержание какого-либо свойства продукции или цену на нее, т.е. стоимостную величину.

Диаграмма рассеивания строится в несколько этапов. На первом в таблице запи-сывают собираемые данные, между которыми изучается зависимость.

На втором строится шкала значений показателей путем деления разности между их максимальной и минимальной величинами на желаемое (примерно одинаковое) число частей. На оси х откладывают значения факторного, а на оси у – значения результативно-го признака.

На третьем этапе строят диаграмму рассеивания путем нанесения точек, полу-ченных в результате наблюдения, на график.

На четвертом заключительном этапе вносят адресные: название диаграммы, время наблюдения, имя исполнителя и другие необходимые сведения.

Данные диаграммы рассеивания позволяют сделать предварительные выводы о взаимосвязи исследуемых переменных (например, о предпочтениях покупателей относи-тельно качества упаковки, обеспечивающей сохранность изделия, и цены изделия).

Можно привести следующий пример. Предположим, предприятие выясняет, как влияет качество упаковки часов на спрос на данную продукцию. Для потребителя упа-ковка является качественным признаком в отношении как внешнего оформления, так и сохранности товара. Для производителя же это еще и количественный показатель, выра-женный некоторой суммой затрат. Для удобства сбора данных обозначим каждый вид упаковки номером:

1 – продажа без заводской упаковки (завертывание в бумагу в магазине);

2 – мягкий пакет;

3 – фирменный мягкий пакет;

4 – простая картонная коробка;

5 – пластиковый футляр;

6 – коробка фирменная, подарочная.

Каждому виду упаковки соответствует определенная цена товара (цена упаковки покупателю не сообщается и воспринимается им как разность между последующей и предыдущей ценами изделия в зависимости от оформления). Она колеблется в интервале от 4 до 9 денежных единиц с интервалом в 0,5 денежной единицы. Результаты опроса 30 покупателей, который был реально проведен, приведены в таблице 1:

Таблица 1

Данные опроса покупателей магазина «Подарки» об упаковке и цене часов «Электроника»

Цена, ден. ед. 4 4 4,5 4,5 6 8 5,5 5,5 5,5 5

Вид (номер) упаковки 1 2 2 3 4 5 3 4 5 2

Цена, ден. ед. 5 5 7 7 7,5 4 4,5 6 6 7,5

Вид (номер) упаковки 3 3 5 6 6 3 1 5 5 5

Цена, ден. ед. 5,5 5,5 5,5 4,5 6,5 6,5 6,5 8 5 5

Вид (номер) упаковки 3 4 5 4 3 4 5 6 4 5

Следует обратить внимание, что цена подарочной коробки не называлась и мак-симальная цена фактически составила 8 денежных единиц.

По полученным данным можно построить диаграмму рассеивания (квадратами выделены те точки, значение которых встречалось дважды).

Рис. 3. Диаграмма рассеивания для вида упаковки и цены часов «Электроника»

Данные диаграммы рассеивания позволяют сделать предварительные выводы о взаимосвязи исследуемых переменных; в нашем примере – о предпочтениях покупателя относительно качества упаковки, обеспечивающей сохранность изделия, его эстетиче-ского вида, и цены изделия. Предпочтения отданы надежной упаковке при умеренной цене, верхний уровень которой в ответах не назван, что должно обратить на себя внима-ние предприятия-производителя как сигнал о завышении в глазах покупателя цены. Так-же можно сделать предварительный вывод о том, что, поскольку точки расположены от нижнего левого угла на данной диаграмме в правый верхний, зависимость между этими двумя показателями прямая.

Таким образом, несмотря на разносторонность информации, характеризующих затраты на качество продукции, и факторы, влияющие на него и на подобные расходы, необходимо и вполне возможно уже на этапе формирования данных использовать на-глядные формы их представления в сочетании с методиками первичного анализа: груп-пировкой, графическим анализом и т.д. Это значительно ускоряет процесс анализа и об-легчает дальнейшее использование его в целях статистико-математических методов.

3. МЕТОДЫ АНАЛИЗА ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО

В зависимости от целей, задач анализ затрат на качество и возможностей получе-ния необходимых для его осуществления данных аналитические методы существенно различаются. Влияет на это различие и прохождение продукцией определенного этапа деятельности предприятия, и ее место в цепочке формирования затрат в конкретный мо-мент.

3.1. МЕТОД ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОГО АНАЛИЗА

На этапах проектирования, технологического планирования, подготовки и освое-ния производства целесообразно применение функционально-стоимостного анализа (ФСА). Это – метод системного исследования функций отдельного изделия или техноло-гического, производственного, хозяйственного процесса, структуры, ориентированный на повышение эффективности использования ресурсов путем оптимизации соотношения между потребительскими свойствами объекта и затратами на его разработку, производ-ство и эксплуатацию.

Основными принципами применения ФСА являются:

• функциональный подход к объекту исследования;

• системный подход к анализу объекта и выполняемых им функций;

• исследование функций объекта и их материальных носителей на всех стадиях жизненного цикла изделия;

• соответствие качества и полезности функций продукции затратам на них;

• коллективное творчество.

Выполняемые изделием и его составляющими функции можно сгруппировать по ряду признаков. По области проявления функции подразделяются на внешние и внут-ренние. Внешние – это функции, выполняемые объектом при его взаимодействии с внешней средой. Внутренние – функции, которые какие-либо элементы объекта и их связи в границах объекта.

По роли в удовлетворении потребностей среди внешних функций различают глав-ные и второстепенные. Главная функция отражает главную цель создания объекта, а второстепенная – побочную.

По роли в рабочем процессе внутренние функции можно подразделить на основ-ные и вспомогательные. Основная функция подчинена главной и обуславливает работо-способность объекта. С помощью вспомогательных реализуются главные, второстепен-ные и основные функции.

По характеру проявления все перечисленные функции делятся на номинальные, потенциальные и действительные. Номинальные задаются при формировании, создании объекта и обязательны для выполнения. Потенциальные отражают возможность выпол-нения объектом каких-либо функций при изменении условий его эксплуатации. Дейст-вительные – это фактически выполняемые объектом функции.

Все функции объекта могут быть полезными и бесполезными, а последние ней-тральными и вредными.

Цель функционально-стоимостного анализа состоит в развитии полезных функ-ций объекта при оптимальном соотношении между их значимостью для потребителя и затратами на их осуществление, т.е. в выборе наиболее благоприятного для потребителя и производителя, если речь идет о производстве продукции, варианта решения задачи о качестве продукции и ее стоимости. Математически цель ФСА можно записать следую-щим образом:

где ПС – потребительная стоимость анализируемого объекта, выраженная совокупно-стью его потребительных свойств (ПС = n•ci), а З – издержки на достижение необ-ходимых потребительных свойств.

Функционально-стоимостной анализ проводится в несколько этапов.

На первом, подготовительном, этапе уточняют объект анализа – носитель затрат. Это особенно важно при ограниченности ресурсов производителя. Например, выбор и разработка или усовершенствование продукции, выпускаемой в массовом порядке, мо-жет принести предприятию значительно больше выгод, чем более дорогого изделия, производимого мелкосерийно. Данный этап завершается, если найден вариант с низкой по сравнению с другими себестоимостью и высоким качеством.

На втором, информационном, этапе собираются данные об исследуемом объекте (назначение, технико-экономические характеристики) и составляющих его блоках, дета-лях (функции, материалы, себестоимость). Они идут несколькими потоками по принципу открытой информационной сети. В сеть информация по улучшению качества изделия и снижению затрат на его производство поступает из конструкторских, экономических подразделений предприятия и от потребителя к руководителям соответствующих служб. Оценки и пожелания потребителей аккумулируются в маркетинговом отделе. В процессе работы исходные данные обрабатываются, преобразуясь в соответствующие показатели качества и затрат, проходя все заинтересованные подразделения, и поступают к руково-дителю проекта.

На третьем, аналитическом, этапе подробно изучаются функции изделия (их состав, степень полезности), его стоимость и возможности ее уменьшения путем отсече-ния второстепенных и бесполезных функций. Это могут быть не только технические, но и органолептические, эстетические и другие функции изделия или его деталей, узлов. Для этого целесообразно использовать принцип Эйзенхауэра – принцип АВС, в соответ-ствии с которым функции делятся на:

- А – главные, основные, полезные;

- В – второстепенные, вспомогательные, полезные;

- С – второстепенные, вспомогательные, бесполезные.

Одновременно отсекаются прежние затраты. Использование табличной формы распределения функций облегчает такой анализ:

Таблица 2

Распределение служебных функций изделия Х по принципу АВС

p

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»