Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Менеджмент /

Анализ затрат на качество продукции

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


изделия, количество деталей, узлов, изделий.

В табл. 6 приведены данные о запланированной и фактической стоимости сталь-ного листа, используемого для производства труб, турбин и т.д.:

Таблица 6

Стоимость стального листа для изделия

По плану Фактически

толщина листа, мм стоимость листа, ден. ед. толщина листа, мм стоимость листа, ден. ед.

4,62 42 3,05 48

4,50 42 3,16 48

4,43 44 2,86 50

4,81 42 2,71 50

4,12 44 2,62 50

4,01 44 2,53 50

3,88 46 2,24 52

3,67 46 2,02 52

3,30 48 1,95 52

3,21 48 1,83 52

∑40,55 ∑446 ∑24,97 ∑504

Затраты на данное сырье по сравнению с планом без учета изменения его расхода возросли на 13%:

(504 – 446)/446 ∙ 100% = 13%.

Однако из таблицы видно, что вследствие уменьшения толщины стального листа на изготовление изделия его требуется меньше на

100% - 24,97/40,55 ∙100% = 38,42%.

Можно рассчитать индекс затрат с учетом качества и проанализировать влияние на него обоих факторов: изменения расхода нового сырья и его стоимости.

где Iзк – индекс затрат с учетом качества;

qнк – расход нового по качественным характеристикам сырья, нат. ед.;

qск – расход старого по качественным характеристикам сырья, нат. ед.;

zнк – затраты (стоимость) нового сырья, ден. ед.;

zск – затраты (стоимость) старого сырья, ден. ед.;

– индекс, учитывающий изменение качества сырья, без изменения его стоимости;

– индекс, учитывающий изменение затрат на продукцию, с учетом изменения качест-ва сырья.

Тогда для нашего примера

Таким образом, с учетом потребления более качественного сырья индекс затрат с учетом качества составил 69,7%, т.е. затраты снизились по сравнению с планом на 30,3% (100,0% – 69,7%).

За счет снижения расхода высококачественной листовой стали по сравнению с за-планированной изменение составило

Таким образом, снижение составило 38,6% (100,0% – 61,4%).

Изменение же стоимости нового качественного материала, вызванное повышени-ем трудоемкости его обработки и оплаты трудозатрат, равняется

Т.е. стоимость материала повысилась на 13,4% (113,4% – 100,0%).

Проверить можно следующим образом

что подтверждает правильность проделанных вычислений.

Для оценки качества и конкурентоспособности изделия возможно также приме-нение метода бальной оценки и метода удельной цены. Метод бальной оценки основан на выставлении каждому качественному параметру изделия балла с учетом значимости этого параметра для изделия в целом и избранной для оценки шкалы – 5-, 10- или 100-балльной. После этого определяется средний балл изделия, характеризующий уровень его качества в баллах. Для расчета цены новой продукции можно использовать формулу

где Рн – цена новой продукции, ден. ед. Рб – цена базовой продукции, ден. ед. Бб – сум-ма баллов, характеризующих параметры качества базовой продукции Бб – сумма баллов, характеризующих параметры качества новой продукции.

Метод удельной цены заключается в определении цены на основе расчета стои-мости единицы основного параметра качества мощности, производительности и т.д. Для расчета используется формула

где Пн – значение основного параметра качества нового изделия, балл где Пб – значение основного параметра качества базового изделия, балл

Оба этих метода целесообразно применять как составные части сравнительного анализа изделий для решения вопроса об их запуске в производство или эффективности предлагаемых качественных усовершенствований. Однако, на практике для решения во-проса о выборе изделия для запуска в производство должны проводиться все виды про-ектного анализа коммерческий, технический, организационный, социальный, экологи-ческий и экономический. Для этого следует применять все доступные в каждой конкрет-ной ситуации методы. Только такой анализ может считаться полноценным и дать объек-тивный результат для принятия управленческого решения.

4. АНАЛИЗ БРАКА И ПОТЕРЬ ОТ БРАКА

Политика предприятия должна изначально иметь целью высокое качество про-дукции. Однако брак, являющийся его противоположностью, может возникнуть на лю-бом предприятии. Его необходимо учитывать.

Брак может быть обнаружен на самом предприятии-производители и за его пре-делами. Проявившийся в сфере реализации или в процессе использования продукции брак свидетельствует как о плохом ее качестве, так и о качестве работы предприятия. Он называется рекламацией.

Рекламации сравнивают по стоимости и по количеству с прошлым периодом. Их рассчитывают на 100, 1000, 10000 изделий в зависимости от объема производства. Появ-ление рекламации наносит производителю не только материальный, но и моральный ущерб, сказываясь на его репутации.

При анализе брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели.

Абсолютный размер брака представляет собой сумму затрат на окончательно за-бракованные изделия и расходов на исправление исправимого брака. Абсолютный раз-мер потерь от брака получают вычитанием из абсолютного размера брака стоимости брака по цене использования, суммы удержаний с лиц-виновников брака и суммы взы-сканий с поставщиков за поставку некачественных материалов.

Относительные показатели размера брака и потерь от брака рассчитывают про-центным отношением абсолютного размера брака или потерь от брака соответственно к производственной себестоимости товарной продукции.

Рассмотрим пример.

Таблица 7

Расчет показателей брака

№ Показатель, ден. ед. Преды-дущий год Отчетный год

1 Себестоимость окончательного брака 20 000 24 000

2 Расходы по исправлению брака 10 000 7 500

3 Абсолютный размер брака (с.1 + с.2) 30 000 31 000

4 Стоимость брака по цене использования 6 000 6 500

5 Суммы, удержанные с лиц-виновников брака - 1 500

6 Суммы, взысканные с поставщиков - 8 000

7 Абсолютный размер потерь от брака (с.3 - с.4 - с.5 - с.6) 24 000 14 700

8 Валовая (товарная) продукция по производственной себестои-мости 400 000 420 000

9 Относительный размер брака (с.3 / с.8 • 100%) 7,5 7,5

10 Относительный размер потерь от брака (с.7 / с.8 • 100%) 6,0 3,5

Из табл. 7 можно сделать вывод, что основной причиной брака явилась поставка некачественного сырья или иных видов материальных ресурсов. В отчетном году, осно-вываясь на опыте предыдущего периода, производитель составил договор на поставку материалов, предусматривающий компенсацию в случае их низкого качества, которая и позволила сократить абсолютный размер потерь от брака на 9 300 ден. ед. (24 000 – 14 700) или на 38,75% (14 700 / 24 000 • 100%).

Относительный размер потерь от брака снизился на 2,5%.

Можно также определить стоимость годной продукции, которая могла бы быть получена при отсутствии брака (∆q). Для этого следует фактический объем товарной продукции в плановых ценах (q1Pпл) умножить на долю окончательного брака производ-ственной себестоимости (dо.б.).

Пусть для нашего примера q1Pпл = 500 000 ден. ед. Тогда

Менеджеры должны рекомендовать руководству фирмы найти предприятие, по-ставляющее более качественное сырье для данного производства.

Анализ брака, обнаруженного на предприятии, и анализ рекламаций следует на-чинать с изучения причин их возникновения. Это позволит более точно определить раз-мер израсходованных средств и пути снижения затрат на обеспечение качества продук-ции.

Однако затраты, связанные с решением проблем по возникновению, предотвра-щению брака, иногда могут превышать затраты, которое несет предприятие, если брак не устранен. Для этого следует тщательно проанализировать затраты на предотвращение различных дефектов и их устранение. В этом могут помочь кривая Парето и дополни-тельные графики, отражающие издержки, связанные с этими дефектами, оценки издер-жек, связанных с решением проблем, и оценки времени, требующегося для решения проблем.

На рис. 4 определяется дефект, приводящий к наибольшему числу отказов, но по-следующие графики (рис. 5, 6 и 7) показывают, что область наибольшего числа дефектов не соответствует области наибольших издержек для компании, вызываемых браком, по-скольку имеющая этот дефект деталь гораздо дешевле, менее важна или легче поддается исправлению. Если деталь изготавливается в гораздо большем количестве по сравнению с остальными, то число дефектов этого вида может ввести в заблуждение, так как боль-шое абсолютное число может составить в данном случае низкий процент. Например, 5% случаев отказа из 10 000 деталей составляет 500 случаев брака, но 20% из 1 000 деталей – «всего лишь» 200 случаев.

Рис. 4. Кривая Парето для различ-ных дефектов Рис. 5. Взаимосвязь издержек и дефектов

Рис. 6. Издержки предупреждения брака Рис. 7. Сроки, необходимые для устранения причин, вызывающих дефекты

Конечно же, при увеличении издержек на управление качеством издержки брака будут уменьшаться. Однако это не значит, что предприятию стоит неограниченно увели-чивать затраты на качество.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»