Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Менеджмент /

Анкетирование

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

1. Социологический исследовательский проект. 3

2. Опрос. 4

2.1. Социологическая анкета как инструмент сбора информации. 6

2.1.1.Композиция анкеты. 7

2.2. Интервью. 10

2.2.1.Факторы смещения или искажения информации при интервьюировании. 11

3.Основные преимущества анкетирования и интервьюирования. 12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

ВВЕДЕНИЕ

Превращение отечественной социологии в одно из ведущих направлений современной научной мысли и деятельности обуславливает резкое возрастание требований к социологическому образованию и профессиональной подготовке социологов. Проблема заключается в том, что многие научные каноны в освоении методов остаются для обучающихся чистой теорией. Задача заключается в том, чтобы унифицировать многообразный развивающийся аппарат современной социологии и дать возможность социологам и широкой научной общественности ознакомится с методикой прикладной социологии. Усиление практической стороны обучения в отработке профессиональных приемов, навыков и умений социологического исследования ориентирует на необходимость сопровождения изучения прикладной социологии демонстрацией образов процедурно-методического инструментария, наглядными представлениями технологии в рамках логической структуры реализации социологического исследовательского проекта.

1. Социологический исследовательский проект.

Социологическое исследование – это инструмент социологического изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью методов, позволяющих производить количественные и качественные сборы, измерения, обобщения, анализ социологической информации.

Социологический исследовательский проект – это система научно – исследовательских процедур, методов, методик поэтапного изучения социальных явлений на основе фактологических данных.

Но так как темой нашей работы является анкетирование и интервью, мы не станем описывать все этапы изучения социальных явлений, а сразу перейдем к методам сбора данных, в т.ч. к проведению опроса

2. Опрос.

При разработке метода сбора социологических данных происходит перевод теоретического уровня исследовательской проблемы на уровень эмпирического описания и анализа. Это обеспечивает основу для проверки рабочих гипотез и получения нового теоретического знания.

Одним из таких методов сбора социологических данных является опрос.

Опрос представляет собой вопросно-ответный метод сбора социологических данных, при котором источником информации выступает словесное сообщение людей.

Приоритетность опроса:

• слабая обеспеченность изучаемого предета исследования статистической и документальной информацией;

• исследуемые явления мало доступны непосредственному наблюдению.

Варианты опроса (по формам контакта):

• личный или опосредованный (раздаточный, почтовый, прессовый, телефонный);

• индивидуальный или групповой;

• свободный или формализированный, фокусированный (направленный);

• устный или письменный;

• сплошной или выборочный;

• по месту жительства или работы, временные целевые аудитории.

Основные элементы опроса:

• социолог, конструирующий инструментарий;

• анкетер или интервьюер;

• анкета или план интервью;

• ситуация опроса;

• респондент;

• социальная реальность.

Основные фазы опроса:

1. Адаптация:

• обращение;

• начало опроса.

2. сбор основной информации.

3. Завершение опроса.

Вопросы различаются:

1. По содержанию (о событиях и фактах или о мотивах, оценках, мнениях);

2. По форме (прямые или косвенные);

3. По структуре (открытые или закрытые);

4. По функциям (ловушки или фильтрующие (контрольные), или основные (контактные)).

Разновидности опроса:

1. Анкетирование – опосредственный, письменный опрос;

2. Интервью – непосредственный, устный опрос;

3. Экспертный опрос – опрос компетентных лиц;

4. Социометрический опрос – выявление социально- психологических проявлений межличностных отношений.

2.1. Социологическая анкета как инструмент сбора информации.

Анкета (расследование) является одним из условий получения объективно значимых результатов о различного рода опросах населения. Поэтому разработке анкеты социологи придают особое значение. Созданию нкеты предшествует длительный этап разработки программы исследований, так как в анкету закладываются гипотезы, сформулированные задачи, которые предстоит решить в ходе социологического исследования.

Следует помнить, что при разработке анкеты исследования встречаются трудности, которые социолог непременно должен себе представлять. Если не учитывать особенностей формулировки вопросов в анкете, то даже при соблюдении всех остальных требований методики социологического исследования можно получить ошибочные результаты.

2.1.1.Композиция анкеты.

1. Титульный лист;

2. Водная часть;

3. Основная (содержательная часть);

4. Социально – демографическая часть.

Примечание: титульный лист можно исполнять вместе с вводной частью.

В вводной части описывается цель исследования, характер использования результатов, а также способ заполнения анкеты.

Следует также проанализировать вводную часть:

1. Наличие и правильность обращения респонденту.

2. Удалось ли кратко и ясно показать цель опроса?

3. Сделано ли указание на то, как будет использоваться результат опроса?

Примечание: Не рекомендуется использовать обращения или неясные формулировки указаний, например типа: «Ваши ответы будут использоваться в чисто научных целях», так как респонденты ждут практической отдачи от своего участия в опросе.

4. Не забыли ли в сделать указание на анонимность опроса?

Примечание: Надо иметь ввиду, что сам по себе термин «анонимность» носит некоторый психологический оттенок. Поэтому лучше его не использовать.

5. Есть ли указание на то, что делать опрашиваемым с полностью заполненной анкетой?

6. Не забили ли вы поблагодарить опрашиваемых за их работу?

7. Удалось ли с помощью вводной части заинтересовать опрашиваемых участвовать в опросе?

Основная часть анкеты содержит блоки вопросов к опрашиваемым.

Вопросы могут быть открытыми или закрытыми. В первом случае опрашиваемый сам формулирует свой ответ на поставленный социологом вопрос. Например: «Как вы провели свой выходной день?» Ответы: «Ходил в кино», «Был на вечеринке» и т.д.

Ответы на закрытые вопросы, сформулированные социологом, представляют собой «меню» для выбора опрашиваемого. Например тот же самый вопрос можно «сделать» закрытым: «Как вы провели свой выходной день?» Ответы: «Положительно», «Отрицательно». В этом случае опрашиваемый отмечает то вариант ответа, который наиболее отвечает его установка.

Структура и последовательность вопросов в анкете по сути дела представляют собой установку социолога на развитие коммуникации с опрашиваемым: пробуждение интереса, завоевание доверия, подтверждение уверенности опрашиваемых в своих возможностях, дальнейшее поддержание беседы.

Как правило, хорошо разработанная анкета может быть заполнена опрашиваемым в течение не более 30 минут. В дальнейшем наступает психологический порог утомляемости и внимание к заполняемой анкете значительно снижается.

В социально – демографической части содержаться блоки вопросов о социально – демографических характеристиках респондента – это «паспортичка» об объективном положении и статусе опрашиваемого. Она необходима для анализа собранных данных, для оценки представительности собранных результатов, проведения сравнительных исследований и т.д.

2.2. Интервью.

Интервью – это метод получения информации по определенной теме путем непосредственного целенаправленного диалога интервьюера с респондентом.

1. Неформализированное интервью – это свободный диалог по определенной теме, когда вопросы (открытые) формулируются в контексте обращения и формы фиксации ответов нестандартизированы.

2. Полуформализированное – в ходе диалога задаются заранее заготовленные вопросы по теме и дополнительные.

3. Формализированное – вопросы задаются по заранее подготовленному вопроснику с использованием карточек «закрытых вопросов» (анкета – интервью»), не допуская изменений в формулировке и порядке постановки вопросов.

2.2.1.Факторы смещения или искажения информации при интервьюировании.

1. Влияние индивидуальных особенностей интервьюера.

1.1. различия в возрасте.

1.2. различия пола.

1.3.различия национальной принадлежности и профессии.

1.4. негативное влияние фигуры, одежды, прически.

1.5.различия образовательного уровня.

1.6.различия в мировоззренческих взглядах и установках интервьюера и опрашиваемого.

2. Стиль поведения интервьюера.

2.1. демонстрация собственной точки зрения.

2.2. реакция на ответы и поведение опрашиваемого.

2.3.демонстраци чувства

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»