←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
1. Предмет и сущность менеджмента.
Менеджмент - как управление возникло как объективная необходимость.
Менеджмент согласовывает деятельность людей по достижению цели.
Становление теории менеджмента проходило постепенно, связано с Тейлором. Основное кредо: наблюдения, замеры, хронометрирование и анализ операций ручного труда с целью рационализации действий работника.
В СССР занимался Гастев, писал о научной организации труда: 1. Работнику необходимо доступ-но объяснить ценности предприятия, цель и он хорошо будет работать. 2. Создать хорошие условия труда (цвет, свет т.д.)
На европейском континенте изучением менеджмента занимался Анри Фойель - основные идеи управленческие. Он сформировал
основные функции: анализ, прогнозирование, планирование, организация, руководство, коорди-нация, контроль, заканчивается конечным результатом, а так же
виды деловой активности: техническая, коммерческая, финансовая, учетная, по обеспечению безопасности, управленческая.
Вебер как надо управлять? Бюрократизм - способ обособления групповых интересов - ставит лич-ные интересы выше государственных. Идеальная бюрократия по Веберу:
- вся деятельность организации расчленяется - иерархия;
- пребывание в должности зависит от компетенции (т.е. что вы знаете, а не кого вы знаете)
- деятельность организации регулируется правилами, инструкциями и т.д.;
- руководитель управляет подчиненным в духе формалистической безличности, т.е. без гнева и пристрастия;
- служащие защищены от произвола и увольнений;
- рационально действующий менеджер хорошо информирован.
Теория X, Y, Z - 60 годы Грегор.
Теория X- главное в управлении людьми хорошо налаженный контроль менеджера, Y - принцип распределения ответственности, Z -принцип корпоративного управления. Закон коллективизма.
Автократическая модель управления основывается на: власти, директиве, авторитете, персо-нальной зависимости, исполнении.
Экономическая модель управления: экономическое принуждение, материальное поощрение, мо-тивация, экономическое стимулирование, инициатива.
Новая модель управления: творческое участие (по поводу того, как лучше сделать работу(, кол-лективизм и моральные стимулы, приверженность (к работе, фирме, начальнику, коллективу), эко-номическое и моральное стимулирование, тотальное творчество.
Предмет и сущность менеджмента.
Менеджмент - это процесс управления в организациях, наука об управлении, искусство управле-ния и люди, составляющие орган управления. В менеджменте, как науке об управлении в организа-циях разделяют общий и специальный менеджмент.
Общий менеджмент - изучает принципы и закономерности управления социально-экономическим процессами, функции управления, управленческий цикл, стратегическое управление, мотивацию, лидерство.
Специальный менеджмент - рассматривает управление специфическими объектами (менеджмент в сфере услуг, муниципальный менеджмент, финансовый менеджмент),
Объекты общего менеджмента являются люди в организациях и совокупность отношений между ними, возникающих в процессе управления этими организациями.
Объект спец. менеджмента - особые отношения между людьми в организациях, отражающие специфику этих организаций, а так же некоторые виды специальных процессов (направленные фи-нансовые потоки или инвестиционные процессы).
Предметом менеджмента является совокупность элементов системы управления: экономический механизм, организационные структуры, маркетинг, персонал, информация, корпоративная культура, поведение людей в организациях и др.
Функции менеджмента: целеполагание, прогнозирование, планирование, организация, коорди-нация, принятие решений, мотивация, контроль и учет.
2. Специфика менеджмента в государственной службе
Менеджмент - это процесс управления в организации, наука об управлении, искусство управле-ния и люди, составляющие орган управления.
Менеджмент в государственной службе - это специальный менеджмент, который изучает осо-бые черты специфики, тенденции, отличающие менеджмент государственной структуры от коммер-ческого.
Реализация каждой функции менеджмента и в госслужбе проявляются прежде всего в целях, методах оценки результатов, формах отчетности, процедурах контроля ответственности и системы стимулов.
1. Цель - развитие региона, защита слабо обеспеченных слоев населения и т.д.
2. В государственной структуре методом оценки результатов является уровень доходов, в коммерческой организации - доход.
3. Государство отчитывается перед избирателями - форма отчетности, коммерческой - перед акционерами.
4. Степень ответственности - государство несет ответственность перед народом.
5. Система стимулов в коммерческой организации - материальное стимулирование. В государ-ственной службе - льготы, социальные привилегии (бесплатное лечение, обучение и т.д.)
Реализация функций в государственной службе - планирование, прогнозирование, целеполага-ние. Государственная структура формирует целевые программы.
Формирует: собственную финансовую политику; собственную инфраструктуру.
В производственной структуре формируется цель - стабильность заказа, получение прибыли.
Сфера услуг, производство товара на своей территории.
Мотивация - в сфере: определенных социальных гарантий; продвижения; контроля.
Менеджмент в государственной службе
1. В новом подходе - конкуренция по предоставлению услуг.
2. В традиционном менеджменте - монополия по предоставлению услуг.
В традиционном менеджменте - человек - помеха деятельности, в новом подходе человек - клиент.
традиционный менеджмент новый подход
1. монополия конкуренция
2. человек помеха человек клиент
3. механизм бюрократии механизм - рынок
4. существуют определенные правила и процедуры менеджмент участник (формирование команды под какую-то программу)
5. борьба с проблемой предотвращение проблем
6. измерение затрат измерение результата
7. контроль бюрократический общественный контроль (отчет перед населением)
Реализация каждой функции менеджмента в государственной службе обладает соответствую-щей спецификой.
- планирование и прогноз в государственных учреждениях обычно исходит из целей, устанав-ливаемых вышестоящими органами, а в конечном счете - народом на основе демократического выбо-ра;
- организация государственной службы. как правило имеет более иерархическую структуру и соответствующие ей управленческие процедуры. Поэтому в рамках государственной службы склады-вается особый. административно-бюрократический стиль управления, который имеет много общего со стилем управления в больших иерархических коммерческих организациях;
- мотивация в государственной службе в меньшей мере основывается на денежном вознаграж-дении и в большей мере на стимулах не денежного характера (престижа, выполнение важной работы, стабильность, возможность дальнейшей карьеры и т.д.);
- контроль и оценка результатов в рамках государственной службы осуществляется вышестоя-щими структурными единицами и одновременно людьми, как непосредственно, так и с помощью
3. Субъект, объект и принципы менеджмента.
Менеджмент - процесс управление в организациях, наука об управлении, искусство управления и люди составляют орган управления.
Объектом менеджмента являются люди в организациях и совокупность отношений между ни-ми, возникающих в процессе управления этими организациями.
Принципы - руководящее правило, которому необходимо следовать при выполнении той или иной задачи. Принципы носят объективный характер:
1. Общенаучный (философия, экономика).
2. Общая теория управления, закономерности, которые являются регуляторами.
3. Специальная теория управления.
Общие принципы управления:
1. Эффективность. т.е. максимализация эффективности (= результат : затраты).
2. Принцип ориентации на разные критерии: социальные, экономические, экологические.
3. Принцип системности или комплексности (нельзя решать одну проблему без учета другой. только прямых и обратных существенных связей).
4. Сочетание стратегического и оперативного.
5. Принцип оптимального сочетания рыночного и нерыночного.
6. отраслевого и территориального.
Принципы, обеспечивающие функционирование объекта:
1. Принцип оптимизации - какое решение должен принять руководитель, сконцентрировав всю полноту власти в своих руках или раздать большую часть своим коллегам? Чему отдать предпочте-ние - централизации или децентрализации? Какая структура управления в конкретной производст-венной ситуации является оптимальной?
2. Принцип делегирования полномочий - передача своих возложенных обязанностей компе-тентным сотрудникам.
3. Принцип соответствия: Основа (Тейлор): выполняемая работа должна соответствовать ин-теллектуальным и физическим возможностям исполнителя. Необходимо использовать это каждому руководителю при подборе и расстановке кадров и в первую очередь при оценке собственных воз-можностей.
4. Принцип автоматического замещения отсутствующего.
5. Принцип первого руководителя: при выполнении важного задания контроль осуществляется первым лицом.
6. Принцип одноразового
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
|
|