←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Предмет и модели муниципального менеджмента (ММ).
План: Категория ММ. Содержательная сторона ММ. Источники и факторы существования ММ. История и практика моделей ММ.
ММ - является деятельной стороной МСУ. Целью ММ является создание условий высокого ка-чества жизни населения на территории муниципального образования (МО). Это достигается путем на социально-экономические институты, функционирующие на территории МО. Эти институты и есть предмет ММ.
На практике содержание ММ состоит в анализе и оценке поведения населения и его различных (социальных, общественно-политических, профессиональных, религиозных и др.) групп в процес-се самоорганизации социума, участие населения во власти, в выборе методов деятельности с уче-том состояния правового пространства и ограничений в ресурсах.
ММ - в узком смысле - Субъект --- органы МСУ.
ММ - в широком смысле - Субъекты --- все от кого зависит качество жизни.
ММ реализуется в рамках определенных структур. Действующая структура, по сути, является моделью.
Факторы существования модели ММ.
1. Объем компетенции органов МСУ определен законодательно.
2. Наличие ресурсов на данной территории и их характеристика.
3. Наличие кадров определенного уровня подготовки.
4. Налогоспособность населения. И др.
В мире существуют следующие модели МСУ. I.). Англосаксонская модель (Англия, США, Ка-нада, Австрия).
- отсутствие подчинения по вертикали;
- нет уполномоченных центрального Правительства в муниципальном образовании;
- могут избираться не только должностные лица, но и его заместители;
- контроль за деятельностью органов МСУ отсутствует (недостаточны только в плане выполне-ния законодательства).
II.) Континентальная модель (Германия, Франция, Италия, Африка - бывшие колонии Франции, Латинская Америка)
- прямое сочетание государственного управления и МСУ;
II. (Советская - планово-директивная все уровни занимаются решением всех проблем. (Китай).
В России при Александре II имело место около 30 моделей МСУ.
2. МСУ в системе управления социально-экономическими процессами.
План: Понятие МСУ. Природа МСУ. Место МСУ в Системе отношений. Глава 1 ст. 6 п. 4. К предметам ведения МСУ относится и комплексное социально-экономическое развитие муници-пального образования (МО).
МСУ в РФ - признаваемая и гарантируемая Конституцией самостоятельная и под свою ответст-венность деятельность населения по решению непосредственно или через органы МСУ вопросов местного значения, исходя из интересов населения его исторических и иных местных традиций.
МСУ как выражение власти составляет одну из основ конституционного строя РФ.
МСУ имеет общественно-государственную природу. МСУ является неотъемлемой частью гос-ва, но его органы не входят в систему государственной власти. МСУ власть производная от госу-дарственной, действует с позволения гос-ва и в рамках закона определенного гос-вом.
МСУ возможно лишь при выделении ему гос-вом части функций и их финансового обеспече-ния в виде бюджета и собственности.
Эта власть только выборная - рожденная народом.
Содержание деятельности органов МСУ имеет направления: властное и экономическое.
Органы МСУ выступают как субъект хозяйственной деятельности, и как субъект наделенный законом правом регулировать эту деятельность на своей территории.
Органы МСУ получают поручения по исполнению отдельных функций от населения, а отдель-ных от государства. Компетенция органов МСУ закреплена законом. Фактически МСУ осуществ-ляет связь между государством и населением, между населением и субъектами муниципального хозяйства (МХ) управляя им. МХ - совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории МО хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей его населения. Главная из них обеспечение высокого качества жиз-ни.
3. Организационная структура органов МСУ.
Организационная структура управления представляет собой совокупность звеньев аппарата управления и существующих между ними организационных связей выражающих отношения су-бординации внутри данной системы.
Согласно ст.8 ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ" структура органов МСУ от-ражается в уставе муниципального образования.
Возможные сочетания трех элементов системы муниципального управления - представительно-го органа, местной администрации и высшего должностного лица МСУ - основывается на сле-дующих основных вариантах распределения полномочий местного сообщества, когда все непо-средственно делегируемые населением полномочия реализуются:
- в различных пропорциях представительным органом и выборным высшим должностным ли-цом;
- представительным органом;
- выборным высшим должностным лицом (при этом контрольные полномочия население остав-ляет за собой и реализует их посредством сходов и референдумов);
Этим вариантам соответствуют следующие модели организационных структур:
1) "Сильный мэр - совет":мэр и совет избираются всем населением;
- мэр обладает правом отлагательного вето на решения совета;
- мэр самостоятельно формирует администрацию и единолично руководит ее деятельностью;
- мэр организует работу совета. Председательствует на его заседаниях, подписывает акты. принимаемые советом;
- совет наделяется правом преодоления вето квалифицированным большинством голосов депутатов;
- досрочное прекращение полномочий мэра в случае утраты доверия со стороны избирателей происхо-дит по решению местного референдума.
2) "слабый мэр - совет"
- мэр избирается из числа депутатов совета;
- полная подконтрольность и подотчетность мэра совету: мэр не имеет право вето;
- формирование администрации производится или с согласия совета, пределы его права руководства ад-министрацией ограничены решениями совета;
- досрочное прекращение полномочий мэра осуществляется советом по собственной инициативе или инициативе населения.
3) "совет - управляющий":
- должность мэра не предусматривается;
- деятельность совета осуществляется избираемым из числа депутатов совета председателем, который не имеет полномочий по руководству местной администрацией;
- все административные функции сосредоточены у нанимаемого на контрольной основе управляющего, который единолично формирует администрацию, руководит ее деятельностью. Отношения управляющего с советом определяются условиями контракта.
4) "Мэр - собрание":
Эта модель может быть рекомендована только для малых поселений, где функции представительного органа может осуществлять непосредственно население ("староста - сельский сход"). Единственно выбор-ное лицо - мэр (староста), который и осуществляет полномочия всех органов МСУ, за исключением утвер-ждения местного бюджета.
В мировой практике сложились следующие модели МСУ:
I.). Англосаксонская модель (Англия, США, Канада, Австрия).
- отсутствие подчинения по вертикали;
- нет уполномоченных центрального Правительства в муниципальном образовании;
- могут избираться не только должностные лица, но и его заместители;
- контроль за деятельностью органов МСУ отсутствует (недостаточны только в плане выполне-ния законодательства).
II.) Континентальная модель (Германия, Франция, Италия, Африка - бывшие колонии Франции, Латинская Америка)
- прямое сочетание государственного управления и МСУ;
III). Советская модель - планово директивная (Китай).
4 Механизмы взаимодействия органов местной власти с экономическими структурами.
Функции ОМС: Регулирующая - обеспечение сбалансированного комплексного социально-экономического развития территории с учетом имеющихся ресурсов и использованием имеющих-ся ресурсов и рычагов. Стимулирующая - налоговые и др. льготы. Стабилизирующая - социаль-ная и экологическая защита населения обеспечение безопасности и предотвращение криминаль-ных угроз. Привлечение хозяйствующих субъектов к решению местных проблем.
Согласно ст.30-33 ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ" муниципальные образо-вания имеют взаимоотношения с экономическими структурами двух категорий:
Находящимися в муниципальной собственности
Не находящимися в муниципальной собственности
Статья 31. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организация-ми, находящимися в муниципальной собственности
1. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, уч-реждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей дан-ных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.
2. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответст-вии с трудовым законодательством.
Статья 32. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организация-ми, не находящимися в муниципальной собственности
1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
|
|