Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Менеджмент /

Инновационная политика в России

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Мордовский государственный университет

им. Н.П. Огарева

Факультет экономический

Кафедра менеджмента

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу: «Инновационный менеджмент»

на тему:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Выполнила: Макарова М.В.

студентка 601 гр., з/о,

специальность «менеджмент»

Проверила: Марабаева Л.В.

Саранск 2000г.

Содержание

1. Сущность государственной инновационной политики

2. Основные направления российской инновационной политики

Список использованной литературы

1. Сущность государственной инновационной политики.

Одна из наиболее актуальных проблем российской экономики – повыше-ние конкурентоспособности промышленности за счет ее технологического пе-реоснащения и подъема наукоемких отраслей производства, создающих высо-кую добавленную стоимость. Поэтому возникает острая необходимость в полу-чении предприятиями доступа к передовым технологиям.

Теоретически существуют два подхода. Можно пойти по пути приобрете-ния лицензий и ноу-хау на известные технологии, виды продукции и торговые марки крупных зарубежных компаний. Другой путь – опора на собственный на-учно-технический потенциал, в значительной мере невостребованный сегодня отечественной промышленностью. Он является более перспективным со многих точек зрения, однако требует преодоления целого ряда финансовых и организа-ционно-управленческих барьеров.

В России вплоть до последнего времени инновационная деятельность осуществлялась исключительно в крупных государственных учреждениях, управляемых посредством волевых решений бюджетного финансирования и планирования, но без учета особенностей и закономерностей самого инноваци-онного процесса.

Инновационный бизнес – наиболее уязвимая часть российского малого бизнеса. Малые предприятия в сфере инноваций активно создавались в 1990-1993 годах. Многие из них распались, не просуществовав и двух лет. Этому способствовали неблагоприятные условия для развития инновационного бизне-са, складывающиеся в этот период:

- высокие налоги;

- сложности с арендой помещений;

- дороговизна сырья и энергии.

При этом инновационным предприятиям не приходилось надеяться на сущест-венную поддержку государства. То, что делалось в этой сфере, не решало даже части проблем, с которыми приходилось сталкиваться предпринимателям, за-нимающимся инновационным бизнесом. Спад деловой активности в научно-технической и производственной сфере, наблюдающийся ныне, подтверждает тот вывод, что без продуманной государственной поддержки российскому ин-новационному бизнесу трудно будет встать на ноги.

Доля инновационных предприятий в общем числе малых предприятий на 1993 год составляла 4,5 %. Численность занятых на них существенно возросла за период с 1990 по 1993 год. Доля научного потенциала России занятого на малых предприятиях, достигла 15 %. В основе их деятельности лежат автор-ские права их работников.[4]

Обращение государств с развитыми рыночными отношениями к вопросам глобального, перспективного характера (имеются в виду тщательный анализ направлений технического развития и выбор приоритетных областей инноваци-онной деятельности; анализ темпов развития инновационных процессов и склонности общества к инновационному предпринимательству; инициирова-ние инновационных программ и т.д.) раскрывает основную причину государ-ственного вмешательства в управление инновациями. Сосредоточивая внима-ние преимущественно на вопросах перспективного характера, государственные меры воздействия гармонично дополняют рыночные механизмы, оказывающие в основном лишь краткосрочное влияние на сферу инноваций. Рыночные ори-ентиры позволяют предприятиям учитывать сегодняшнюю экономическую си-туацию и вырабатывать определенные прогнозы, но только на ближайшее бу-дущее. В этих условиях приоритет отдается инновационным процессам, кото-рые обеспечивают высокий "частный эффект" - чаще всего максимум прибы-ли на вложенный акционерами капитал. При этом могут оказаться невостребо-ванными инновационные идеи, заключающие в себе огромный "общественный эффект" (например, программа борьбы со СПИДом) или потенциальный эффект в будущем (продукты и процессы завтрашнего дня). Вот эти устремленные в относительно дальнее будущее идеи и призвана, главным образом, вбирать в свою орбиту современная инновационная политика государства.

Вряд ли можно расcчитывать, на то, что проведенная приватизация смо-жет в ближайшее время привести к мощному развитию инновационной дея-тельности на уровне предприятий. Рынок, который "хватает" любые товары и любого качества, господство производителя над потребителем, монополизм ценообразования – все это никак не создает радужной картины бурного научно-технического прогресса, при этом каждый изо всех сил стремится заполучить новую машину, освоить прогрессивную технологию, создать новый товар. Од-нако, видоизменяя условия приватизации, критически оценивая и умело ис-пользуя западный опыт "внешнего" прямого и косвенного воздействия на сис-тему стимулирования инноваций, можно ускорить прогрессивные изменения. При этом необходимо, в частности, стремиться к развитию в России междуна-родной структуры нововведений и системы передачи технологий, к созданию соответствующих консультационных служб, патентной системы, междуна-родных технических стандартов, усилению интеграции в инновационных про-цессах.

При слабом "внутреннем" стимулировании инноваций, что пока со-ставляет специфику и одну из основных особенностей экономической жизни в России на ее микроуровне, еще в течение какого-то времени следует поддержи-вать повышенный уровень регуляторных воздействий со стороны государства. Конкретные научные разработки и программы таких регуляторных вмеша-тельств государственных органов и их организационных структур - не только дело настоящего, но в еще большей мере будущего

Ключ к выходу из экономического кризиса лежит в освоении основанно-го на крупных изобретениях базисных инноваций обеспечивающего переход к новым поколениям техники в ведущих секторах экономики. Технологический переворот возможно осуществить лишь на основе включения в мировой инно-вационный процесс, поиска и освоения технологических и рыночных ниш, опираясь на стратегию "лазерного луча", обеспечением патентозащищенности конкурентоспособной продукции.

Замкнутость в инновационной политике и практике, отрыв от мирового научно-технического прогресса привели к падению конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке (а теперь и на внутреннем, все более наводняемом импортными товарами), и растущему отставанию от выс-шего мирового технического уровня. Преодолеть эту тенденцию невозможно, опираясь только на собственные силы, без включения в мировое сообщество. При этом необходима селективная научно-техническая политика, с выделением трех секторов в инновационной пирамиде (рис.1).

Рис.1. Три сектора инновационной политики.

В вершине ее лежит сравнительно узкий сектор прорывных технологий, основанный на отечественных изобретениях, которые могут обеспечить при-оритет и высокую конкурентоспособность на узком сегменте мирового рынка и принести значительный доход при умелой и масштабной реализации приорите-та.

В качестве примера можно привести гамму конусно-инерционных дробилок нового поколения, разработанных МНТК "Механобр" и обеспечивающих экономичное и дифферен-цированное измельчение твердого вещества во многих сферах - от обогащения горных по-род до создания галокамер и соляных ингаляций для людей с больным горлом и легкими. [7]. По оценкам изобретателя Л.П.Зарогатского, спрос на эту продукцию на внешнем рынке оценивается в 700 млн. долл., однако возможность упущена, ибо некому было организовать крупносерийное производство и поставку на внешний рынок этой пионерной техники.

Следующий, более широкий сектор - где есть возможность, опираясь на отечественные и зарубежные лицензии организовать на равных разработку, производство и поставку на рынок конкурентоспособной современной про-дукции. Большие возможности в этом плане предоставляет конверсия военной науки и промышленности, где немало крупных, прежде засекреченных изобре-тений и технологий могут быть использованы для производства такой продук-ции.

Третий, еще более широкий сектор - там, где страна не имела достаточно-го научного задела и инновационного потенциала и где эффективнее использо-вать зарубежный потенциал, тем более что ограничение на экспорт высоких технологий к нам постепенно ослабляются или снижаются. Нужно понимать, что сейчас ни одна страна в мире не в состоянии развивать всю гамму направ-лений современной науки и техники; разумнее опираться на международное разделение и кооперацию труда в этой сфере.

Реализация селективной инновационной политики должна опираться на разработку и выполнение программ, охватывающих всю технологическую це-почку (от фундаментальных исследований до достижения оптимального уровня производства и потребления избранного направления пионерной техни-ки), с организацией, охватывающей весь сегмент мирового рынка системы мар-кетинга,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»