Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Менеджмент /

Инновационный менеджмент

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ “ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ”

ДЛЯ 5 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 1204 И 1901

Тема 1: “Инновационный менеджмент”

Вопросы:

1. Возникновение, становление, основные черты

2. Взаимосвязь инновационного менеджмента с другими дисцип-линами

3. Понятия инновационного менеджмента

1. Сложность и многообразие проблем, возникающих в процессе деятельности организаций и предприятий, выдвигает перед менеджмен-том постоянно растущие требования.

Обеспечение условий для развития организации, достижения кон-курентных преимуществ в товарно-рыночных позициях, особенно в усло-виях перемен, происходящих в хозяйственной и общественной жизни страны, вызывает необходимость переоценки взглядов на содержание, роль и значение управления инновациями. В настоящее время успехи в деятельности предприятий многие ассоциируют со знаниями, неразрывно связанными с инновациями и рассматривают их как один из важнейших ресурсов, которые требуют системы управления всем процессом получе-ния, развития и преобразования знаний в коммерческий продукт с целью обеспечения преимуществ перед конкурентами.

Возникновение инновационного менеджмента неразрывно связано с эволюцией управленческой деятельности и местом производителя в процессе общественного производства. Ремесленник, например, производя товары, самостоятельно выполнял все производственные и управленче-ские функции. С ростом масштабов производства появилось разделение труда, которое затронуло и сферу управления, и собственники производ-ства в лице государства или физических лиц вынуждены были передать часть своих функций наемным работникам - профессиональным руково-дителям всех уровней, т.е. менеджерам.

В настоящее время менеджмент имеет ряд смысловых значений.

Под менеджментом понимают, прежде всего, хозяйственное управление организацией, действующей в условиях рынка, связанное с необходимостью нахождения путей и средств ее развития.

Менеджмент рассматривают и как управление некоторой само-стоятельной сферой деятельности. Объектом такого управления может быть персонал организации, собственно производственная деятельность, техническое развитие, финансы, инновации и т.п.

Часто под менеджментом понимают совокупность научных знаний и практического опыта в области управления, которое носит междисцип-линарный характер, т.к. тесно взаимосвязано с такими науками, как эко-номика, психология, социология и др.

Рассматривая менеджмент, как управление организацией в целом, мы не можем не отметить главную его задачу - это способность любой ор-ганизации решать проблемы своего развития. В процессе своей деятель-ности организации пытаются достичь заранее поставленных целей путем разработки и реализации соответствующих стратегий.

Под стратегией обычно понимают концепцию функционирования и развития организации, способы достижения целей и разрешения возни-кающих перед организацией проблем распределения соответствующих ресурсов.

Традиционная стратегия, характерная прежде всего для плановой экономики, акцентирует внимание на факторах внутренней среды органи-зации, стремясь к рациональному использованию имеющихся в их распо-ряжении различных видов ресурсов. Примером такой стратегии может служить стратегия, направленная на снижение издержек производства. Такой подход имеет право на существование при определенных условиях внешней среды, например, при наличии высокого спроса на товар и его дефиците.

Различия в подходах к управлению, используемых методах, орга-низационных навыках даже при использовании определенной стратегии часто приводят к различным результатам. Одни предприятия длительное время процветают, в то время как другие сдают свои позиции на рынке. Безусловно, организации существенно различаются по своим возможно-стям, но правильный выбор стратегии обеспечивает им конкурентные преимущества.

Конкурентоспособность предприятий зависит от многих факторов - как внутреннего характера, так и внешнего окружения, а значит, совре-менное управление требует не только эффективного использования ре-сурсов, но и учета рыночной конъюнктуры и сложившихся пропорций на рынке. Поэтому способность предприятий к совершенствованию приоб-ретает в условиях конкурентной борьбы решающее значение. Именно усиление конкуренции стало одним из факторов возникновения и станов-ления инновационного менеджмента.

М. Портер, анализируя конкурентные преимущества предприятий в различных странах, пришел к выводу, что конкурентоспособность пред-приятий в конечном счете обуславливает приоритетное положение данно-го государства при производстве того или иного продукта, в то время как стратегии этих организаций существенно различаются, о чем можно су-дить по следующим данным (рис. 1)

основанная основанная основанная основанная

на ресурсах на на на

накопленных инвестициях инновациях

богатствах

Рис. 1. Стратегия обеспечения конкурентоспособности в странах мира.

Стратегия, ориентированная на рациональное использование при-родных и климатических ресурсов, характерна для таких стран, как Ку-вейт, Канада, Венгрия, Австралия и т.д.

Стратегия, основанная на богатствах, характерна для ряда фирм стран Европы, имевших колонии в других частях света.

Инвестиционная стратегия характерна для азиатских стран, где упор делается на привлечение инвестиций, использование дешевой рабо-чей силы, льготное налогообложение.

Инновационная стратегия характерна для США, Японии, Герма-нии, многие фирмы которых являются лидерами в технологии производ-ства продукции и формируют “стандарты” деятельности других стран.

Успех организаций в конкурентной борьбе М. Портер связывал с 4 группами факторов, которые формируют среду ее функционирования, и сформулировал три принципа, обеспечивающих конкурентные преиму-щества.

Во-первых - это улучшения, новшества, перемены, которые прояв-ляются в новых товарах, производственном процессе, способе организа-ции, т.е. практически в любом виде деятельности в процессе создания ценностей.

Во-вторых, конкурентное преимущество может быть потеряно, а потому оно должно поддерживаться путем непрерывного поиска более эффективного ведения дела и постоянного внесения изменений в поведе-ние фирмы в рамках ее общей стратегии.

В-третьих, конкурентные преимущества затрагивают всю систему ценностей.

Можно выделить две группы факторов, которые обеспечивают ус-пех организации в конкурентной борьбе.

Первая группа связана с “превосходством в ресурсах”, которыми располагает предприятие: более производительное оборудование, про-грессивные технологии, доступ к источникам сырья, лучшая система сбы-та и обслуживания и т.п.

Вторая группа связана с “преимуществами в умении”, т.е. способ-ностями менеджмента (здесь менеджмент понимается как группа лиц, осуществляющих в рамках организации управленческие функции) рацио-нально использовать имеющиеся ресурсы. Поэтому , главная цель ме-неджмента в этих условиях состоит в умении накапливать знания и пре-вращать их в конкретные преимущества. Именно знания многие авторы называют “неосязаемыми активами”, которые являются важным фактором развития и адаптации организаций к внешней среде.

Влияние знаний на успех организации общепризнанно, но важен не сам процесс накопления знаний, а использование последних в новых про-цессах, услугах, новых технологиях, способах производства, т.е. знания в настоящее время рассматриваются как один из ресурсов организации, ко-торыми необходимо управлять.

С этой целью особое внимание уделяется внутренней инновацион-ной среде организации, в формировании которой всевозрастающую роль, наряду с общепризнанным инструментом обеспечения конкурентоспо-собности (маркетингом), приобретает умение организовать весь процесс получения знаний и трансформации этих знаний в продукт, имеющий спрос на рынке (рис. 2).

Уже сейчас такие фирмы как General Motors, Rank Xerox, Philips Morris и др. Включили знания в сферу своего внимания и направляют в них от 3.5% до 10% своих доходов, а инновации в управленческой сфере проявляются в появлении, например, постов вице-президента по транс-ферту знаний, по интеллектуальному капиталу, менеджера по обмену знаниями и др.

Конкурентные преимущества или успех в выбранной стратегии всегда связаны с осуществлением определенных перемен, которые затра-гивают всех членов данной организации. Исходя из ряда условий (цели, типа экономики и др.), стратегия может быть либо привилегией руково-дства, либо инициативой сотрудников. Но в обоих случаях можно гово-рить о наличии разных проектов развития, которые позволяют осуществ-лять выбор наиболее выгодной а данных условиях стратегии развития. При этом изменения, в той или иной степени, всегда связаны с иннова-циями.

Термин инновация традиционно использовался применительно к проблемам управления научно-техническим прогрессом, но в последнее

Внешнее окружение

Внутренняя инновационная обстановка

Идея

твор- осознанное целенаправленное ново-

чество изменение (проект) введе-

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»