←предыдущая следующая→
1 2 3
Понятие “контроль” 3
Контроль в социальном управлении 6
Контроль как система 8
Применение аспектного подхода к процессу контроля в организации 11
Политический и правовой контроль 13
Процесс контроля 14
Общие черты контроля 20
Понятие “контроль”
Термин “контроль” не является однозначным. В переводе с французского слово “контроль” означает проверочный документ, оформленный в двух экземплярах или в двух записях.
В течение длительного времени понятие контроля связыва-лось, прежде всего, с проверкой правильности составления доку-ментов, записей в массовых журналах и т.д. Контроль как явление ассоциировался с деятельностью главным образом бухгалтеров, кас-сиров, финансовых работников.
В словарях и энциклопедиях контроль определяется как про-верка чего-либо; проверка правильности тех или иных действий в области производства и управления; наблюдение с целью проверки; учреждение или тот, кто занимается проверкой отчетности, деятель-ности какого-либо другого учреждения или ответственного лица.
Как видно из вышесказанного, исторически первоначальным является объяснение контроля как проверки правдивости и досто-верности документов. Следующим этапом стало представление о контроле как проверке соответствия действий поставленным целям, задачам, действующим законам. Третий этап включил в контроль и анализ отклонений, раскрытие их причин.
Классики науки управления (Ф.У.Тейлор, А.Файоль, Г.Эмерсон, Г.Черч) подчеркивали, что без контроля невозможно управлять любым процессом. Так, А.Файоль отмечал, что в любом мероприятии цель контроля состоит в проверке того, все ли проис-ходит в соответствии с принятым планом, действующими инструк-циями и установленными принципами. Цель контроля - выявить слабые места и ошибки, своевременно исправить и не допускать их повторения. По его мнению, следует контролировать все: предметы, людей, действия.
Рассматривая контрольную деятельность в управлении пред-приятие, А.Файоль разделял ее на шесть основных групп:
1. с точки зрения административной необходимо выяснить, сущест-вует ли программа работы и соответствует ли она моменту;
2. с точки зрения коммерческой - все материалы, поступающие и выходящие, должны быть точно учтены по количеству, качеству, цене;
3. с точки зрения технической нужно проследить ход операций, их результаты, состояние машин и оборудования;
4. с точки зрения финансов необходимо проконтролировать кассу, имущество, материалы, расходный капитал и пр.;
5. с точки зрения охраны - надо проверить средства, употребляемы для охраны имущества (от пожаров, краж и т.д.);
6. с точки зрения учета необходимо выяснить, как быстро поступа-ют отчеты, дают ли они точное представление о положении пред-приятия, как ведется статистика.
Таким образом, по А.Файолю контроль соотносится со всеми основными функциями управления и реально сам становится особой функцией.
В настоящее время под термином “контроль” подразумевают:
• органическую функцию управления;
• набор средств регулирования поведения личности или организа-ции в целом;
• функцию системы, выполняющую задачу обратной связи и обес-печивающую наблюдение за состоянием системы.
Реализация контроля выступает как процесс, который позво-ляет определить качество работы, выяснить как организация про-двигается к намеченной цели, установить степень отклонений и вы-брать соответствующие действия или альтернативный курс.
Контроль в социальном управлении
Совместная, коллективная деятельность людей объективно требует управления в общественной жизни. В социальном управле-нии можно выделить три основных этапа (с точки зрения временной компоненты).
1. Предварительное управление.
2. Оперативное управление
3. Управление на заключительном этапе.
Предварительное управление заключается в выработке цели управления, прогнозировании, т.е. предвидении результатов разви-тия, планирования, т.е. система мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от намеченной нами цели. На этапе предварительного управления уже присутствуют элементы контроля. Они заключаются в обеспечении соответствия планов це-лям, оценке реальности и напряженности планов.
Оперативное управление предусматривает реализацию функ-ций организации и мотивации (иногда говорят и о распорядительст-ва или руководстве как конкретной управленческой функции этого временного этапа процесса управления). Содержательно данный этап предполагает формирование организационной структуры управления, специализацию различных структурных частей, делеги-рование полномочий на разные уровни управленческой вертикали и выбор соответствующих стимулов для исполнителей. Контроль здесь также необходим для обеспечения стыковки при переходе от одного управленческого действия к следующему и замыкания всех действия на выработанный план и сформулированные цели.
На заключительном этапе управленческого цикла контроля тесно содействует с учетом и анализом. Поясним данные понятия.
Учет означает наблюдение за фактами и явлениями, их изме-рение, регистрацию на различных носителях, хранение полученных данных и их обработку.
Анализ представляет собой систему специальных познава-тельных шагов, связанную с исследованием явлений и процессов в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
И учет и анализ предоставляют ценный материал, но его надо соотнести с целями управления. Данную задачу решает контроль на заключительном этапе.
Как относительно обособленная часть социального управле-ния контроль заключается:
• в наблюдении за соответствием деятельности подконтрольного объекта предписаниям (нормативам);
• в выявлении результатов воздействия субъекта на объект;
• в определении допущенных отклонений и их оценке.
Контроль включает анализ причин отклонений, устранение негативных явлений, определяет способы воздействия на управляе-мый объект с целью преодоления отклонений.
Существует ряд отличий контроля от учета и анализа. Напри-мер:
• если учет и анализ отражают деятельность всей управляемой сис-темы в целом, то контроль проводится строго целенаправленно, т.е. контролируются воздействия на систему, проводится их сор-тировка и оценка с точки зрения влияния на запрограммирован-ный результат и с точки зрения ответной реакции на возмущения;
• учет заканчивается выдачей соответствующего значения изме-ряемой величины, анализ - исследованием явления, факторов и причин их обусловивших. Контроль позволяет определить пути преодоления неблагоприятных воздействий;
• в процессе учета и анализа изучаются в основном количественные показатели. Контроль предполагает получение не только количе-ственной, но и качественной информации;
• учет и анализ изучают, прежде всего, уже свершившиеся факты, контроль же в значительной части ориентирован на будущие со-бытия.
Таким образом, контроль наряду с учетом и анализом является частью заключительного этапа управления. Однако ему присуща и определенная самостоятельность как функции управления.
Контроль как система
Система контроля включает в себя следующие блоки:
цели контроля;
методы контроля;
принципы контроля;
процесс контроля.
Подробнее остановимся на каждом блоке - элементе системы контроля.
Цели контроля. Они фокусируются вокруг задачи обеспечения единства решения и исполнения, а также предупреждения возмож-ных ошибок и недоработок. Конкретной целью контроля выступает в частности задача эффективного использования ресурсов организа-ции. В обязательном порядке контролируют использование матери-альных, финансовых и трудовых ресурсов.
Методы контроля. Основной метод контроля - это проверка. Про-верка предполагает сочетание документального анализа с изучением дел непосредственно на месте. По характеру проверки подразделя-ют на массовые, комплексные, выборочные, разовые. Они бывают плановые и внеплановые.
Массовые проверки широко используются на практике. Целью такой проверки является детальное выяснение положения дел и соз-дание условий для оперативного устранения недостатков. Для дос-тижения целей массовой проверки она должна проводиться по зара-нее разработанному плану и быть достаточно детально организова-на.
Другой метод контроля - это наблюдение. Этот метод является своеобразным комплексом целенаправленных действий, способом выявления недостатков, скрытых резервов, значимых тенденций.
Среди методов контроля стоит назвать такие как: обсуждение отчетов, ревизия, обследование конкретных производственных опе-раций и ряд других.
Следует отметить такую тенденцию в развитии методов кон-троля. В отличие от всей системы управления, где развитие идет в сторону усиления роли экономических методов, в реализации функ-ции контроля явно преобладают организационно-административные факторы.
Принципы контроля
Принципы представляют собой нечто устойчивое, имеющее непреходящее значение. Принцип - это руководящая идея, началь-ная точка опоры, отсчета. Принцип по своей природе объективен, по способу формулировки, выделения из объективной реальности - он субъективен. Формулируется принцип умственным, спекулятивным путем. Поэтому иногда принципы тоже изменяются, образно говоря “проверяются на принципиальность”. Поэтому было бы ошибочно считать принципы
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|