Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Менеджмент /

Лекции

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


Тема

Природа управления и исторические тенденции его развития

I) Понятие и развитие управления

II) Факторы, определяющие развитие управления

III) Виды и элементы процесса управления

Литература: Виханский О. С., Наумов Н. И. «Менеджмент»

Веснин В. Р. «Основы менеджмента»

Мескон, Альберт, Хедоури «Основы менеджмента»

I) Понятие и развитие управления

Управление – это деятельность по руководству людьми и определенными процессами, предполагающая подчинение одного субъекта другому и направленная на упорядочение процессов, протекающих в природе и обществе.

В принципе, по своей природе управление как процесс остается, примерно, таким же, как и много веков назад. Выделяются два полюса управленческой деятельности – авторитарное, жесткое управление и демократическое, коллегиальное управление. Между ними находится либеральное управленческое мышление. Каждая из этих основных парадигм управления имеет преимущества и недостатки и должны осуществляться в соответствующий момент развития общества, государства, предприятия. На примере военных организаций можно доказать, что любой вид управления имеет право на жизнь и позволяет добиваться определенного успеха. Так, Чингисхан, установив жесточайшую дисциплину, авторитаризм и четкую иерархию, не знал поражений, завоевывал огромные территории. С другой стороны, древние греки, знаменитый Суворов, армия США использовали демократические, коллегиальные принципы управления и тоже добились впечатляющих успехов. История развития человечества показывает, что авторитарное управление приносит успех и чаще всего применяется, если общество имеет ограниченные интеллектуальные, технологические, культурные ресурсы.

Если общество является довольно-таки отсталым в своем развитии и больше привыкло опираться на силу коллектива, чем на индивидуальные особенности и способности своих граждан. Именно жесткий авторитаризм позволяет добиться эффективного управления (СССР при Сталине, КНР при Дэн Сяонине, империя монголов). Однако затем неизбежно проявляются тенденции либерализации и демократизации.

Внимательный взгляд на историю человечества позволяет выделить определенные этапы развития управления (управленческой революции). История возникновения и развития управления насчитывает 7 тысячелетий и 5 управленческих революций. За начало отсчета обычно принимают зарождение письменности в древнем Шумере, относимое к 5 тыс. до н. э. Она привела к появлению особого слоя жрецов – бизнесменов, связанных с торговыми операциями, коммерческими расчетами. Это – первая управленческая революция называется «религиозно-коммерческая».

2 управленческая революция – «светско-административная» – она связана с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) – издал свод законов управления процессом для регулирования всего многообразия деловых отношений между различными социальными группами населения. На основе законов был внедрен светский стиль управления, усилен контроль и ответственность за выполнение работы.

3 управленческая революция – «призводственно-строительная» - она была направлена на соединение административных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. Это правление Навуходоносора II (605-562).

4 управленческая революция связана с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации – 17-18 вв. ее результатом стало отделение управления от собственности и зарождение профессиональных упр-в.

5 управленческая революция – бюрократическая – 19-20 вв. теоретическая платформа – концепция «рациональной бюрократии». Основные результаты:

1. формирование крупных иерархических структур;

2. разделение управленческого труда;

3. введение норм и стандартов;

4. установление должностных обязанностей и ответственности менеджеров.

II) Факторы, определяющие развитие управления

В данном случае мы выделяем факторы, которые влияют на современное управления. Виханский, Наумов – 4 фактора.

1) фактор дифференциации связан с разработкой методологии управления

Исходя из науки и практики управления 20 в (век научного управления), легко выделяются стандартные подходы и принципы к управлению. Это, прежде всего системный подход, который предполагает учитывать влияние внешней среды на предприятие, взаимоувязку всех элементов внутренней среды между собой, умение подстраиваться под ситуационные изменения на рынке. Незыблемыми принципами управления до сих пор остаются: а) измерение производительности труда, б) предельная рационализация труда (ничего лишнего), в) жесткая дисциплина, г) высокая мотивация и социальная защищенность работников, д) создание команды на основе партнерских отношений.

Западный менеджмент все это освоил и сейчас, ввиду повышения конкуренции, на управление предприятиями уже воздействует фактор дифференциации (разделение, отличия), - то есть, как уйти от стандартов, где найти отличие от других.

2) фактор – соединение человека со средствами труда. Как происходит это соединение? В середине 19 в и начала 20 в человек подчинялся средствам труда, так как машинам, конвейеру и все управление человеком исходило от логики подчинения работника технологическому процессу, машине (индивидуализм). В 70-е – 80-е годы 20 в человек управляет машинами, роботами, компьютерами, поэтому заговорили об интеллекте, о творчестве работника, его самореализации, стали использовать коллективные формы управления и организации труда.

21 в – век информации, значит, одна из главных задач управления заключается в правильном и опережающем использовании информации. Следует помнить, что на управление сильно влияют те, кто заинтересован в работе предприятия – раньше это, несомненно, был хозяин, затем акционеры, менеджеры, сейчас на западе оказывают сильное влияние политики, общественность, «зеленые», сами работники.

В нашей стране работники пока «никто» и «ничто». А большую роль играют чиновники и «крыша».

3) фактор – продукт – в настоящее время основной продукт – это информация, исследования и разработки. При этом на первом месте остается безусловное удовлетворение потребностей клиента. В 21 в одним из основных продуктов станет здоровье человека, что повлечет за собой глобальные изменения и в промышленном производстве.

4) культурный фактор – в управлении выделяют в 20 в несколько направлений менеджмента: американский менеджмент (50-60 гг.), японский менеджмент; интегративный менеджмент (слияние лучшего); универсальный менеджмент. В настоящее время модной стала культура, основанная на управлении разнообразием, так как, не взирая на глобализацию, должны сохраняться преимущества национальной культуры управленческих форм.

III) Виды и элементы процесса управления

Итак, нами рассмотрены понятия и факторы управления. Само управление бывает техническим и социальным. Объектом социального управления являются люди и человеческая деятельность. К механизмам управления относят: власть, влияние, планирование, мотивацию, контроль…

Социальное управление можно классифицировать по следующим признакам:

По объекту – государство, регион, организация, подразделения, коллектив, индивидуум;

- По сфере – государственные структуры, фирмы, политические, хозяйственные, религиозные, общественные организации; учреждения социальной сферы;

- По методам воздействия на объекты (административные, командные, демократические, самоуправления);

- По содержанию – (общее управление; управление техникой; управление людьми; управление финансами и т. п.);

- По периоду – стратегическое, перспективное, текущее.

Управленческий процесс состоит из таких элементов, как управленческий труд; его предмет, средство, продукт труда.

Предмет управления труда – информация о проблеме, процессе.

Продукт управления труда – управленческое решение, так как преобразованная информация, которую используют для практического воплощения. Средства управления труда – все, что необходимо для преобразования информации (сам человек, средства связи, оргтехника). Этапы управления деятельности:

1) получение и восприятие информации;

2) анализ информации, выработка и принятие решений;

3) организация выполнения решений;

4) контроль, анализ, корректировка работ;

5) мотивация исполнителей.

Разновидности управления труда:

1) Эвристический труд – изучение проблем и разработка вариантов их решения.

2) Административный труд – координация деятельности подчиненных, контроль, учет, отдача распоряжений, инструктажи, мотивация.

3) Операторный труд – технологическое обеспечение производства и управления необходимой информацией (документооборот, статистика, отработка информации).

Тема

УСЛОВИЯ, ФАКТОРЫ И КОНЦЕПЦИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

1. Понятие менеджмент и менеджер

2. Концептуальные положения менеджмента

3. Этапы развития менеджмента

4. Основные факторы и задачи менеджмента

1. Понятие менеджмент и менеджер.

А) В настоящее время в мире чаще оперируют понятием «М», а не «управление». Между данными понятиями есть как общее, так и отличительное. М-т касается управления предприятиями, которые имеют целевую установку на получение прибыли. Американец Питер Дракер утверждает, что М-т переводить нельзя, это чисто американское понятие; англичане же дают следующее определение:

Менеджмент

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»