Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Менеджмент /

Лекции по внутрифирменному планированию

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


Лекции по внутрифирменному планированию

Лекция 1.

В централизованном планировании было жесткое плани-рование, но было легче в связи с тем, что нужно было только вы-полнять план. Предприятия были как закрытые системы.

В условиях рынка предприятие работает как открытая система, взаимодействуя с внешней средой.

Особенности внутрифирменного планирования:

1. Финансовая устойчивость предприятия как системы зависит от взаимодействия с внешней средой, с внешними факторами (кооперация, конкуренция, спрос, предложение).

2. Нужно опережающе определять все организационно-технические потребности, финансово-экономические воз-можности предприятия, обеспечиваемые материальными ре-сурсами ( с учетом воздействия внешней среды).

3. Необходимость самостоятельной разработки долгосрочной стратегии развития фирмы (современный недостаток: страте-гия сводится к текущей деятельности).

4. Внутрифирменное планирование предполагает 2 блока: стра-тегический и текущего планирования. Это нужно, чтобы не нарушать баланс фирмы. Соответственно, стратегический и текущий бюджеты фирмы.

Текущий бюджет направлен на:

• Повышение прибыли;

• Снижение издержек;

• Затраты на маркетинг и рекламу.

Стратегический бюджет направлен на:

• Инвестиции в повышение конкурентоспособности;

• Диверсификация (расширение сфер деятельности);

• Повышение доли рынка.

Планирование – это проектирование желаемого буду-щего предприятия и эффективных путей его достижения.

Конечный итого процесса проектирования – плановое решение.

Основные задачи планирования: определение условий и ограничений, при которых можно достичь желаемого; увязыва-ние стратегического и текущего планирования.

Условия при планировании: снижение степени риска; обязательность рассмотрения альтернативных плановых реше-ний.

Формы планирования:

1) период планирования:

• Долгосрочное (> 3 лет)

• Среднесрочное (< 3 лет)

• Краткосрочное (до 1 года)

2) величина привлекаемых инвестиций:

• Стратегическое

• Текущее (тактическое)

3) иерархия планирования:

• На корпоративном уровне

• На уровне самостоятельных юридических единиц

• Цеховое планирование

Существует также оперативное планирование (до меся-ца). И текущее, и оперативное планирование должно быть на-правлено на стратегическое планирование.

Методические подходы к планированию:

1) Матричное планирование (при планировании затрат производства) (модели Леонтьева). Ограничения: система хорошо работает на серийных производствах в начале жизненного цикла изделия.

2) Оптимизация планирования (модель Конторовича). Ограничения: в меньшей степени учитывается неопределенность; подход для однопродуктовых моделей.

3) Адаптивное планирование учитывает динамику изме-нения ресурсов, динамику привлечения финансов.

Процесс планирования включает в себя:

• Оценка текущего состояния фирмы и оценка реальных воз-можностей предприятия.

• Определение необходимых условий для достижения постав-ленной цели в заданный период времени.

• Разработка альтернативных плановых решений для после-дующего утверждения.

Для каждой цели предприятия (например, расширение доли рынка, обновление продукции, перевооружение предпри-ятия и т.д.) разрабатывается своя система планирования (дерево целей).

Этапы:

1) Анализ состояния предприятия: организационно-экономиеского, технико-технологического, финансового, кадрового. Конечная цель – выявление проблем (несоответствия же-лаемого и действительного).

2) Установление целей, построение дерева целей (желаемых результатов).

3) Установление основных параметров плана (стратегические цели характеризуют внешние параметры, текущие – внут-ренние).

4) Определение и оценка альтернатив. Выбор варианта плана для реализации по установленным критериям.

5) Организация выполнения плана.

Исходные данные:

1) Совокупность сведений о внешней среде.

2) Информация о конкурентах.

3) Состояние производственной среды.

При разработке планов необходимо использовать опреде-ленные принципы планирования:

1) Своевременность

2) Обоснованность

3) Целенаправленность

4) Информативность (на верхнем уровне – агрегированная ин-формация)

5) Рациональность

6) Комплексность (организационные, технические, кадровые аспекты)

Лекция 2.

Стратегическое планирование

Определяем миссию предприятия (не более 6 строк). На-пример, занять ведущее положение в России. После определения миссии идет разработка стратегии в виде конкретных целей.

Разработка стратегии:

1. Строгая формулировка стратегических целей.

2. Оценка потенциала.

3. Оценка, диагностика, анализ внешней среды.

4. Диагностика сильных и слабых сторон (SWOT-анализ).

5. Анализ стратегических альтернатив.

6. Выбор стратегии.

7. Реализация стратегии.

Стратегии (с т.з. пирамиды управления):

• Корпоративные

• Функциональные

- маркетинговая

- финансовая

- производственная

- кадровая

- развития исследований (НИОКР)

Главным инструментом разработки стратегии выступает дерево целей. Под каждую цель создается стратегическая хозяй-ственная цель.

Эмерсон: «Если не цели, то нет смысла выбирать доро-гу».

Цели должны быть:

- реальными и достижимыми;

- измеримыми;

- однозначными;

- конкретизированными и детализированными по подраз-делениям;

- понятными исполнителям.

Условия определения цели с учетом:

- объема работ;

- сроков выполнения;

- количества исполнителей;

- возможностей предприятия.

Учет внешних факторов:

- законодательных;

- политических;

- международных;

- финансовых;

- технологических.

Учет внутренних факторов:

- организационных;

- технических;

- деловой философии фирмы.

Подходы к разработке стратегического плана:

1. От прошлого к будущему (прогноз).

2. От будущего к настоящему.

Отличительные черты стратегии:

1. Разработка стратегии не завершается немедленным действи-ем.

2. Для реализации стратегии необходим набор – дерево целей.

3. На основе стратегии разрабатывается стратегический план.

В системе дерева целей цели делятся на цели и ориенти-ры. Существует иерархия между ними: цели – для верхнего уров-ня; ориентиры – для нижнего. Любая цель имеет двойственный характер.

Когда не нужна стратегия?

Необходимость стратегии отпадает при выходе на же-лаемый уровень результатов.

Меняют не стратегию, а стратегический план. Процесс должен быть управляемым.

С т.з. рыночных целей должны быть характеристики:

- доля рынка (желаемая);

- динамика роста доли рынка.

Надо учитывать отношение собственной доли к доли конкурента. Можно использовать кривые освоения при опреде-лении доли рынка.

доля

цена

Т

Рост доли рынка на 20% требует удвоения производст-венной мощности каждые 3-3,5 года.

Требования к формированию стратегических планов:

• Наличие высококвалифицированного планового персонала (менеджеров).

• Активное использование методов моделирования (имитаци-онного).

• Необходимость учитывать стохастичность (неопределен-ность, вероятностность) получения результатов.

• Установление резервных мощностей (резервные «подушки безопасности»).

Возможные генеральные цели:

• Повышение уровня конкурентоспособности.

• Обеспечение динамики роста собственной доли рынка.

• Повышение прибыльности и рентабельности.

• Обеспечение социальной защиты работников.

Элементами процесса стратегического планирования являются:

• Анализ внешней среды;

• Построение, формирование целей предприятия;

• Увязка, согласование целей верхнего уровня и функциональ-ного уровня с нижним;

• Взаимосвязь планирования с источником финансирования (бюджетом).

Лекция 3.

Основные функции и задачи стратегического плани-рования.

Функции:

1. Формирование стратегии развития предприятия.

2. Планирование основных направлений действий.

3. Оценка потенциальных возможностей фирмы (комплексная) по реализационной стратегии.

4. Определение необходимых ресурсов и

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»