Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Менеджмент /

Лидерство. Стили лидерства

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Факультет заочно-дистанционного обучения

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

По дисциплине: «Менеджмент и маркетинг»

Тема: «Лидерство. Стили лидерства»

Выполнил студент: Старовойтов С.А.

Группа: Исз-011 Курс: 2 Шифр:

Проверил преподаватель: Пыхова Э.Р.

Воронеж 2003 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА. 4

2. СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ. 5

2.1. КЛАССИФИКАЦИЯ КУРТА ЛЕВИНА. 6

2.2. ТЕОРИЯ ДУГЛАСА МАК ГРЕГОРА. 6

2.3. ЧЕТЫРЕ СИСТЕМЫ РЭНСИСА ЛАЙКЕРТА. 10

2.4. «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СЕТКА ГРИД». 10

3. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ЛИДЕРСТВА. 12

3.1. КОНЦЕПЦИЯ АТРИБУТИВНОГО ЛИДЕРСТВА. 12

3.2. КОНЦЕПЦИЯ ХАРИЗМАТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА. 14

3.3. КОНЦЕПЦИЯ ПРЕОБРАЗУЮЩЕГО ЛИДЕРСТВА. 16

3.4. «ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО ЛИДЕРСТВА». 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 23

Введение.

Во второй половине прошлого века после победы промышленной револю-ции на Западе рыночные отношения владели всеми сферами жизни общества. Как грибы после дождя росли крупные фирмы, требовавшие большого числа руково-дителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рацио-нальные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с суще-ствующими законами. В результате появляется группа людей, специально зани-мающихся управленческой деятельностью. Этим руководителям уже не нужно держать своих подчиненных в повиновении властной рукой. Главной задачей ста-новится кропотливая организация, и каждодневное управление производством в целях обеспечения наибольшей прибыли собственникам фирмы. Эти люди стали называться менеджерами.

В настоящее время существует некоторый минимум различных характери-стик для современного менеджера. Одной из характеристик является стиль управ-ления персоналом.

Стиль управления руководителя своими подчиненными во многом опреде-ляет успех организации, динамику развития фирмы. От стиля руководства зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое. Таким образом, эта область менеджмента имеет огромное значение в управлении и, на мой взгляд, обязательна и полезна для изучения.

Я попытаюсь ответить на вопрос, как должен вести себя руководитель, и какие стили поведения наиболее эффективны для направления усилий людей на достижение целей организации. Другими словами, целью написания этой работы я поставил рассмотрение и анализ стилей руководства персоналом и их достоинства и недостатки.

1. Основы лидерства.

Лидерство – это управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достиже-нию общих целей.

Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных фор-мальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местно-го самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализо-ванная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет соци-альную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.

Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влия-ние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства.

Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.

Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организацион-ной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие оп-ределенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных ис-точников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих це-лей.

Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управле-ния и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «началь-ник - подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведе-нии. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.

Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей по сей день: лидерские ка-чества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подхо-дов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.

Ранние традиционные концепции предлагали определять эффективное ли-дерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуацион-ность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепций в конечном сче-те утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории.

Подходы основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через различные ситуационные переменные, т.е. через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как лич-ность. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационных подходов. В своих выводах эти концепции основываются на анализе лидерского характера и его взаимосвязи с имеющейся ситуации.

2. Стили управления.

Слово “стиль” - греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении “по-черк”. Отсюда можно считать, что стиль руководства – своего рода “почерк” в дей-ствиях менеджера.

Стиль руководства типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели.

Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд осно-ванный на оценке личных качеств. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех них личных качеств (уровень интеллекта, знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе). Поэтому, если можно выявить у себя эти качества, то возможно их развитие позволяющее в будущем стать хорошим руководителем.

В дальнейшем возник другой, поведенческий подход, который создал осно-ву для более точного определения: стиль управления это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера, при-вычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, нацелен-ная на влияние и побуждения их к достижению целей организации. Степень, до которой руководитель делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или о выполнении за-дачи отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.

Но и такой подход оказался не полным. Дальнейшие исследования показа-ли, что в эффективности руководства значительную роль играют ситуационные факторы, которые, например, включают потребности и личные качества подчи-ненных, характер задания, требования и воздействие среды, имеющуюся у руково-дителя информацию. На практике это означает, что руководитель-лидер должен по-разному вести в различных ситуациях.

Таким образом представители поведенческой школы выработали подход к определению значимых факторов эффективного руководства: подход с позиции:

- личных качеств;

- особенностей поведения человека в организации;

- конкретной ситуации.

Согласно поведенческому подходу к руководству, по способу и методу от-ношения к подчиненным, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. А каждый управляющий – это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стиль руководства должен быть соотнесен с какой-то позицией руководителя.

2.1. Классификация Курта Левина.

Возможно, самое раннее исследование эффективности стилей лидерства было проведено Куртом Левином и его коллегами. По классификации Курта Ле-вина стиль является одномерным и может быть авторитарным, демократическим или либеральным (Рис 1).

Стили руководства.

Авторитарный Демократический Либеральный

Рис 1.

В своем знаменитом исследовании Левин обнаружил, что авторитарное ру-ководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако на другой чаше весов были низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»