Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Менеджмент /

Лидерство: стиль, ситуация, эффективность

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Администрация города Самары

Самарский муниципальный институт управления

Работа на конкурс

Студенческого научного общества

по направлению

"Организационная психология"

по теме:

Лидерство: стиль, ситуация, эффективность

Выполнила студентка

факультета ГМУ

гр. 132 очной формы обучения

ЖАРЁНОВОЙ М.А.

Самара

2000

2

П Л А Н

Введение

1. Основные подходы к проблеме эффективности лидерства.

2. Обзор теорий поведенческого подхода:

а) теория Д. Мак Грегори;

б) теория Р. Лайкерта;

в) двухмерная трактовка Р. Стогдилла;

г) управленческая решётка Блэйка и Мутона.

3. Удовлетворённость и производительность.

4. Ситуационные подходы к эффективному лидерству:

а) теория Фидлера;

б) теория Митчела-Хауса;

в) теория жизненного цикла;

г) модель Врума-Йеттона.

5.Адаптивное руководство.

6. Лидерство в практике российского менеджмента.

Заключение.

Список используемой литературы.

3

Введение

За последние 50 лет в теории и практике менеджмента про-блема соотношения эффективности управления и лидерства являет-ся одной из самых ключевых. Любой менеджер, обеспокоенный эффективностью своей работы, должен стремиться стать лидером. Зачем? Почему? Что значит - быть лидером? Ответы на эти вопро-сы дают ряд наук: социальная психология, философия, педагогика, экономика. В классическом менеджменте лидерство - это способ-ность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. В США раньше всех поняли связь между лидерством и результатами экономической деятельности, и за последние полвека разработали значительное количество теорий и подходов по данной проблеме, издав значительное количество как общетеоретических трудов (например: работа У. Д. Дункана), так и узкоспециальных работ (Д.Френсис, Б.Карлоф, Блейк). Для США идея лидерства является национальной, так как тесно связана с духом свободного предпринимательства, поэтому именно амери-канские теоретики менеджмента являются главными специалиста-ми по данному вопросу, и, значит , вполне справедливо суждение одного из них, экономиста Ральфа Стогдилла: "Джаз - не единст-венный исконно американский вклад в мировую культуру. Лидер-ство, как содержание теории и научных исследований есть резуль-тат исключительно американского творчества". Однако, несмотря на достаточную изученность проблемы и сходства в понимании

4

значения лидерства для менеджмента, до сих пор ряд вопросов ос-таются дискуссионными. Как должен вести себя управляющий, ко-торый является лидером? Какие стили поведения лидера наиболее

эффективны в управлении? Какую роль играют личные качества и ситуация? Может ли успешный менеджер не быть лидером? Можно обосновать лидерство, как важнейший фактор эффективного ме-неджмента? Это сложные и важные вопросы, ответы на которые можно получить лишь рассмотрев природу лидерства, разобрав-шись в системных подходах к определению значимых факторов эффективного лидерства.

Не менее важной задачей данной работы является вопрос о лидерстве в российском менеджменте и о возможности применения общемировых теорий лидерства в российской практике управления.

К сожалению, рассмотрение этого вопроса затруднено, в отличие от других, скудностью источников и исследований, в основе которых лежит не общемировая практика, а непосредственно российская экономическая действительность. Причины этого положения впол-не понятны: из общетеоретических - слишком юный возраст рус-ского менеджмента и практика периода первоначального накопле-ния капитала, который не совсем соответствует классическим поня-тиям цивилизованной рыночной экономики.

Данная проблема ещё не изучена, трудов, где напрямую затрагива-ется эта тема, обнаружено не было, некоторую информацию можно было почерпнуть из учебника Виханского и Наумова, по-

5

этому глава, посвящённая лидерству в практике российского ме-неджмента, является творчеством автора (возможно и не бесспор-ным), основанном на анализе практики российской экономической действительности.

6

1. Основные подходы к проблеме эффективности лидер-ства

В период между 1930 и 1950 г.г. было впервые предпринято изучение лидерства в крупных масштабах и на системной основе.

Эти исследования ставили своей целью выявить свойства или лич-ностные характеристики эффективных руководителей.

Согласно личностной теории лидерства, лучшие из руководи-телей обладают набором общих для всех личных качеств. Если эти качества можно было бы выявить, то люди могли бы научиться их воспитывать в себе и тем самым становиться эффективными руко-водителями. Некоторые из этих изученных черт - уровень интел-лекта, внешность, честность, здравый смысл, инициативность, спе-циальное экономическое образование и высокая степень уверенно-сти в себе. К сожалению, изучая собранные факты и соотношение личных качеств и лидерства, ученые так и не смогли выявить еди-ный выбор свойств лидера. В 1948 году Р. Стогдилл обнаружил, что в разных ситуациях эффективные руководители обнаружили раз-ные личные качества, что позволяет сделать следующий вывод: "не существует такого набора личных качеств, который присутствует у всех эффективных руководителей и, следовательно, человек не ста-новится руководителем только благодаря какому-то набору личных свойств".

7

Разочарование в подходе к лидерству с позиций личных ка-честв сосредоточило внимание исследователей на поведении руко-водителей. Согласно поведенческому подходу к лидерству, эф-

фективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее манерой его поведения по отношению к подчиненным, то есть стилем руководства. Все исследователи данного подхода, не-смотря на множество теорий, сходились в одном: стиль руково-дства можно описать только в рамках автократичного - либераль-ного континуума.

Несмотря на то, что поведенческий подход продвинул изучение ли-дерства, сосредоточив внимание на фактическом поведении руко-водителя, желающего побудить людей к достижению целей органи-зации, его основной недостаток заключался в тенденции исходить из предложения, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства, либо авторитарный, либо демократический. Однако , обобщая исследования, теоретики лидерства вынуждены были при-знать, что не существует "оптимального" стиля руководства, так как очень вероятно, что на эффективность будет влиять характер конкретной ситуации, смена которой ведет к смене стиля. Даль-нейшие исследования показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы, такие как: потребности и личные качества подчиненных, характер зада-ния, требования и воздействия среды, а также информация. Поэто

8

му современная теория лидерства обратилась к ситуационному подходу, в котором ученые пытаются определить, какие стили по-ведения и личные качества более всего соответствуют определен-ным ситуациям. Результаты их исследований указывают, что ана-логично тому, как разные ситуации требуют различных организа-

ционных структур, так должны выбираться и различные способы руководства - в зависимости от характера конкретной ситуации. Это означает, что руководитель - лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.

2. Обзор теорий поведенческого характера

Важнейший вклад данного подхода в теорию лидерства за-ключается в том, что он помог провести анализ и составить класси-

фикацию стилей руководства, то есть того, как руководитель ведет себя со своими подчиненными.

Стиль руководства в контексте управления - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень власти, используемая им, его забота о чело-веческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - всё отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.

9

а) теория Д. Мак Грегори

В 1960 году Д. Мак Грегори опубликовал свою работу "Чело-веческая сторона предпринимательства", в которой чётко обрисо-вал два основных типа или стиля лидерства: авторитарное руковод-

ство (теория "Х") и демократическое руководство (теория "Y").

Согласно теории "Х":

1. Люди не любят трудиться и по возможности избегают рабо-ты.

2. Люди, не имеющие честолюбия, стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.

3. Люди хотят защищённости.

4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использо-вать контроль, принуждение или угрозу наказания.

На основе этих предположений, автократ централизует пол-номочия, структурирует работу подчиненных,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»