Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Менеджмент /

Менеджер по качеству

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


1. Европейский опыт в вопросах технического регулирования

Говоря о вопросах технического регулирования в нашей стране, специали-сты в качестве образцов, на которые следует ориентироваться, называют при-нятые в Европейском сообществе Новый и Глобальный подходы к технической гармонизации. Необходимость сближения российской и европейской про-цедур подтверждения соответствия вытекает и из того, что до 70% поставляе-мой в Россию продукции связана со странами, входящими в Европейский со-юз.

Новый подход к технической гармонизации и стандартам и Глобальный подход к техническим условиям и сертификации были приняты в 1985 г. и 1989 г. соответственно для создания условий свободного перемещения товаров на всем едином пространстве ЕС при обеспечении необходимого уровня их безопасности.

Новый подход в основном предусматривает создание единой норматив-ной базы, определяющей требования к продукции, в то время как Глобальный развивает его положения в области оценки соответствия продукции этим тре-бованиям. Оба подхода стали реализовываться через законодательные доку-менты, обязательные к применению во всех станах ЕС, – европейские директи-вы (аналогами которых в нашей стране будут Технические регламенты), кото-рые содержат единые требования к продукции и способам подтверждения их соответствия на всем пространстве Евросоюза.

Основные принципы Нового подхода характеризуются следующим:

- в директивах на продукцию задаются обязательные для выполнения су-щественные правила безопасности;

- задача установления конкретных требований возлагается на европей-ский стандарты, а в переходный период - на национальный стандарты стран ЕС;

- стандарты сохраняют свой добровольный статус;

- продукция, выпущенная в соответствии со стандартами, гармонизиро-ванными с директивами, считается соответствующей их существенным требованиям;

- факт соответствия стандартам, подтвержденный определенным спо-собам, является реализацией принципа презумпции соответствия;

- если изготовитель продукции не желает воспользоваться гармонизи-рованным стандартом или такого стандарта нет, то он обязан доказать соответствие существенным требованиям директивы, воспользовав-шись, как правило, услугой третьей стороны.

В основе Глобального подхода лежат следующие принципы:

- использование нескольких процедур оценки соответствия, результаты которых являются равнозначными;

- процедуры состоят из модулей, относящихся либо к проектированию, либо к производству, либо к тому и другому сразу;

- выбор оценки из числа установленных в директиве принадлежит изгото-вителю;

- результат оценки, предусматривающий контроль продукции или кон-троль производственного процесса считается равноценным;

- уполномоченный орган должен быть третьей стороной, соответствовать европейским стандартам ЕН 45000 и предпочтительно являться аккре-дитованным органом по сертификации или как испытательная лабо-ратория;

- процедуры подтверждения соответствия в зависимости от требований директивы осуществляет изготовитель и нотифицированный орган, уполномоченный на выполнение работ по конкретной директиве орга-нами власти государства ЕС;

- результатом оценки соответствия является декларация о соответствии и маркировка продукции знаком СЕ;

- процедуры оценки не должны быть слишком обременительными для изготовителя.

Таким образом, директивы устанавливают существенные (общие правила по безопасности) требования к продукции. Они не содержат конкретных ха-рактеристик, так как последние находятся в стандартах. Изготовитель продук-ции может подтвердить ее соответствие добровольным гармонизированным стандартам, и более ему уже ничего подтверждать не надо, так как после это-го продукция будет считаться соответствующей директиве. В случае если изго-товитель этого не делает, он обязан доказать, что его продукция соответствует существенным требованиям директив. Формой подтверждения соответствия гармонизированным стандартам служит декларирование, представляющее собой принятия изготовителем ответственности за безопасность продукции.

Процедуры подтверждения соответствия директивам состоят из модулей, при этом в директиве на конкретную продукцию предусматривается использо-вание нескольких равноценных процедур, а их выбор предоставляется произ-водителю.

Для России представляется целесообразным внедрять такой европейский механизм задания и подтверждения требований к конкретной продукции, адаптированный к российским условиям. Закон «О техническом регулирова-нии» вводит принципы, которые приближают российскую систему к европей-ской модели. Опыт Евросоюза в области технического регулирования пред-ставляется чрезвычайно ценным для формирования российской, именно по-этому разработчикам Технических регламентов следует ориентироваться на директивы «нового подхода», к чему призывает и разработанный специали-стами ВНИИС документ «Рекомендации по сертификации. Выбор схем обя-зательного подтверждения продукции при разработке технических регламен-тов». В этом документе описаны восемь основных схем обязательного под-тверждения соответствия, гармонизированных с европейскими модулями, а также общие принципы включения схем обязательного подтверждения соот-ветствия в технические регламенты.

2.Предпосылки к реформе

Система стандартизации, сертификации и контроля, сформированная после распада СССР, за время своей работы показала неэффективность в решении многих задач. Недоверчивое отношение основной массы потреби-телей к производителю, неправомерные действия контролирующих органов, изнуряющая бумажная волокита при получении сертификата – все это не лучшая база для успешного развития отечественной промышленности. Мно-гие из принципов, которые разработчики реформы планируют коренным об-разом изменить, достались нашему государству от старой экономической системы:

- государство и только государство отвечает за безопасность продукции и услуг;

- контроль производят органы, которым дано право устанавливать обяза-тельные требования;

- превалирует отраслевой принцип управления;

- практически неограниченная власть исполнительных органов.

Во время Советского Союза на развитие и поддержание стандартизации тратились большие средства, что позволяло выпускать по 4000 стандартов в год. Это было эффективно и в экономическом отношении. В постсоветское время эта линия развития была потеряна. И в результате ежегодно в России по-является только около 400 стандартов. По ряду причин (в основном из-за недос-таточного финансирования) снизилась активность технических комитетов по стандартизации. Из 358 зарегистрированных технических комитетов 103 за по-следние 4-5 лет не подготовили ни одного нормативного документа. Только 20 ТК разрабатывают по 20 стандартов в год. А потому средний возраст россий-ского стандарта в среднем 15 лет, что не отвечает нуждам страны. Требуется коренным образом изменить ситуацию, инициировать разработку стандартов промышленностью, так как производитель лучше всех знает, что ему нужно.

Необходимостью стало реформирование системы контроля (надзора) в связи с ее малой эффективностью. Примером этого является ситуация, когда Международная конфедерация обществ потребителей в течение полутора лет вела активную переписку с Госстандартом, для того чтобы убрать с рынка пожароопасные кипятильники. В результате товар все-таки вышел из рыночно-го оборота, а продавцы были наказаны. Но время пребывания опасной для по-требителя продукции в продаже наводит на определенные размышления. Сис-тема штрафов вместо своевременного изъятия небезопасной продукции яв-ляется существенным нарушением прав потребителя. Кроме того, из-за отсут-ствия четко сформулированных в законах правил проведения контроля проис-ходит дублирование процедур оценки соответствия различными органами ис-полнительной власти.

Коррупционность и существование административных барьеров являются значительной преградой на пути развития бизнеса, в том числе малого и сред-него. Частично это возможно преодолеть существенным снижением объема нормативных документов, устанавливающих правила сертификации и прове-дения контроля. При введении единого закона и проверяющая сторона, и про-веряемая будут четко знать круг обязательных требований. Соответственно бу-дет проще предпринимателям защищать свои права в суде, так как разо-браться в небольшой нормативной базе проще, чем в существующем сейчас ворохе документов.

Курс на вхождение во Всемирную торговую организацию (ВТО) стал так же толчком к реформированию системы. Для вхождения необходимо соответст-вие требованиям Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле. А в нашей стране до сих пор действуют принципы, категорически не принимае-мые на западе. Это такие принципы, как:

1) совмещение в одной организации функций по сертификации и ак-кредитации;

2) совмещение в одной организации функций органа государственно-го контроля и органа по сертификации;

3) внебюджетное финансирование государственного контроля,

Естественно, негативное влияние всех этих подходов не только на междуна-родной арене, но и на общероссийской сказывается давно и постоянно. В частности из-за этих нарушений большинство российских систем сертифи-кации не признается за рубежом. Без сомнений, это приносит существенный урон отечественному производителю.

Принцип совмещение в одной организации функций по сертификации и аккредитации закреплен по ряду причин в законе «О сертификации продук-ции

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»