продук-ции и услуг». Согласно ему организации, выполняющие работы по обязатель-ной сертификации, - органы по сертификации и испытательные лаборатории, аккредитуются на ведение данных работ теми же федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательными актами возложена ор-ганизация и проведение работ, т.е. центральными органами соответствующих систем сертификации.
Нарушение принципа совмещение в одной организации функций органа государственного контроля и органа по сертификации накапливалось исто-рически. Выполнять функции органа по сертификации при введении ее на территории России начали органы исполнительной власти (в том числе и ор-ганы контроля), что продолжается до сих пор. Это в равной мере относился к таким органам, как Госстандарт, Госсанэпиднадзор, Госветнадзор, Госпож-надзор России, время нередки были случаи, когда совмещались функции госинспектора и эксперта по сертификации. И хотя сейчас обязательно раз-деление таких функций по персоналиям, ставится вопрос о невозможности их совмещения в одной организации
Внебюджетное финансирование контроля появилось в связи с катастро-фическим уменьшением перечисляемых государством средств. В результате чего надзор стал поддерживаться за счет оказания надзорными органами различных платных услуг. Если учесть, что выполняются в основном те услуги, за которыми и производится надзор, то такое «сращивание» является некоррект-ным с правовой точки зрения. Естественно, что существующее положение ве-щей устраивает органы надзора.
3. Закон «О техническом регулировании»
3.1.Основные принципы закона
По словам Валентина Завадникова, председателя комитета по промыш-ленной политике Совета Федерации, основную концепцию законопроекта можно сформулировать в пяти пунктах.
Во-первых, закон предусматривает разделение добровольных и обязательных требований к продукции. относиться исключительно к параметрам безопас-ности, а добровольные – к потребительским достоинствам продукции.
Во-вторых, требования к безопасности продукции должны быть собраны в спе-циальных нормативных документах – технических регламентах, содержащих перечень обязательных для применения в отдельных отраслях и по отдельным видам деятельности требований.
В-третьих, согласно конституционному принципу о допустимости ограничения прав и свобод граждан только в той мере, в какой это необходимо в целях за-щиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и закон-ных интересов других лиц, все технические регламенты должны утверждаться в виде федеральных законов прямого действия.
В-четвертых, в законопроекте предусмотрена схема декоммерциализации, т.е. максимального изменения разного рода коммерческих схем надзорных (контролирующих) органов, чтобы избежать коррупции и наладить поступление денежных потоков в бюджет.
В-пятых, будет достигаться соответствие технических требований к продукции состоянию нашей экономики, учитывая финансовое положение страны и со-стояние основных фондов.
Обязательные требования должны быть собраны в технических регламентах, а добровольные – в стандартах. В соответствии с текстом закона технические регламенты:
- содержат только существенные требования по безопасности продук-ции, процессов ее производства, эксплуатации и утилизации, т.е. тре-бования, которые реально необходимы для обеспечения безопасности продукции, не являясь в то же время избыточными;
- формулируют эксплуатационные, а не конструкционные характери-стики изделий, давая производителю право самому выбирать ту или иную конструкцию или элемент конструкции, для того чтобы соответст-вовать этим эксплуатационным характеристикам;
- устанавливают процедуры оценки соответствия;
- используют стандарты в качестве законодательной базы.
Стандарты же должны:
- создавать доказательную базу выполнения соответствия техническим регламентам и процедур оценки соответствия продукции требовани-ям конкретных технических регламентов;
- содержать опережающие требования по качеству и безопасности продукции;
- способствовать идентификации продукции и выявлению контрафакта;
- способствовать внедрению инноваций;
- помогать предприятиям внедрять системы менеджмента качества и управления окружающей средой на базе серий ИСО 9000 и 14 000.
Разработчиком технического регламента или стандарта может быть любое лицо, при условии выполнения правил по разработке, установленных в Законе.
Декоммеризация закреплена в 3-ей статье Закона принципами, соответст-вующими международно признанным мировым принципам:
«недопустимости совмещения полномочий органа государственного кон-троля (надзора) и органа по сертификации;
недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
недопустимости внебюджетного финансирования государственного контро-ля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов».
Большой раздел законопроекта посвящен подтверждению соответствия. Различают два вида подтверждения: добровольное и обязательное. С целью подтверждения соответствия стандарту или же условиям договора, что повы-шает конкурентоспособность, дает признание или служит условием при при-нятии контракта, проводится добровольная сертификация. Обязательная сер-тификация служит подтверждением соответствия требованиям технического регламента и проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом. Обязательное подтверждение соответствия про-дукции может быть в двух формах: обязательной сертификации и деклариро-вания соответствия, порядок и правила проведения которых изложены в Законе.
Порядок аккредитация органов по сертификации и испытательных лабора-торий в Законе не описан, но указано, что он должен проводиться в соответст-вии с постановлениями Правительства Российской Федерации. Более под-робно рассмотрен вопрос государственного контроля, как базовый элемент реформы. Закон устанавливает не только полномочия государственных орга-нов контроля, но и их обязанности.
В законопроекте устанавливаются также правовые основы ответст-венности участников отношений, возникающих в процессе стандарти-зации и сертификации, например – разработчиков регламентов, сер-тифицирующих органов, производителей.
В принятом закона содержится специальный пункт, посвященной техниче-скому регулированию в области связи. Важность данного вопроса подчеркну-та выделением этого пункта в качестве одного из трех, составляющих Статью 1 о сфере применения закона. Этот пункт гласит: "Требования к функциониро-ванию единой сети связи Российской Федерации, требования к продукции, связанные с обеспечением целостности единой сети связи Российской Феде-рации, использование и управление радиочастотным спектром устанавлива-ются и регулируются законодательством РФ в области связи". Такой подход еще более усиливает значение Закона о связи, принятие которого должно стать важным событием в жизни отрасли.
В положениях закона, касающихся разработки технического регламента или стандарта, закладывается принцип соответствия мировым нормативным документам. В частности, в статье 12 говорится о необходимости «применения международного стандарта как основы разработки национального стандар-та»; а в статье 9 говорится, что «внесение субъектом … проекта федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу осуществляется при наличии … обоснования необходимости принятия федерального закона о техническом регламенте с указанием тех требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов».
Информация о технических регламентах и документах по стандартизации должна быть доступна для всех заинтересованных сторон. Для этого создается Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов. Сведения о стандартах должны находиться в общероссийских классификато-рах, также доступным заинтересованным лицам.
3.2 Организационные моменты внедрения закона
Законопроект был внесен Правительством Российской Федерации 27 июня 2002 г. Официальный представитель Правительства РФ - председатель
Госстандарта России Борис Алешин. Законопроект принят в первом чтении 15 декабря 2002 года Государственной Думой. «За» проголосовали 293 депутата при необходимом для принятия количестве голосов 266. Закон одобрен Сове-том Федерации 18 декабря 2002 года, он вступит в силу через шесть месяцев после его официального опубликования в «Российской газете», т.е. 1 июля 2003 года. За это время должно быть разработано несколько сотен технических регламентов (приблизительно 400). Это акты, которые утверждаются или ука-зом президента, или постановлением правительства и содержат в себе ис-черпывающий перечень ограничений, которые государство может налагать на конкретный вид деятельности. Сюда относится и набор технических показате-лей, которые сейчас рассредоточены в тысячах стандартах, технических усло-виях, инструкций, приказах и других документах, в основном, ведомственного уровня.
В рамках Межведомственной программы мер по выполнению требований Соглашения ВТО по техническим барьерам подготовлен План созданий техни-ческих
|
|