Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Менеджмент /

Менеджмент (шпаргалка билеты 2 курс)

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


Общая теория деятельности.

Функционирование и развитие деятельности.

В практике существует три основных подхода к определению деятельности.

Процессуальный подход. В рамках него деятель-ность рассматривается как любой цикл процессов.

Психологический подход. Деятельность рассмат-ривается как цикл процессов, направленный на удов-летворение индивидуальных потребностей.

Социальный подход. Деятельность рассматривает-ся как цикл процессов, направленных на реализацию нормы, заданной со стороны.

В управленческой практике используется психо-логический и социологический подходы.

Психологический подход к деятельности.

В рамках этого подхода понятие деятельности, формулируется иначе. Деятельность представляется как жизнь и деятельность отдельного человека.

Схема потребительской жизнедеятельности.

Любая жизнедеятельность начинается с появле-ния нужды, следовательно, напряжение. Чем обу-словлена нужда? Нужда осознается и фиксируется в виде построения образа потребности. Образ потреб-ности выступает регулирующим началом во всем цикле жизнедеятельности. После построения образа идет поиск предмета потребности. Его поведение является неорганизованным и стихийным. Поиск будет продолжаться пока не будет найден предмет. Результат познания – образ встречного предмета. Затем человек соотносит образ потребности с обра-зом встречного предмета. В случае неравенства че-ловек продолжает поисковое поведение. В случае равенства образ встречного предмета становится мо-тивом. Иными словами, помимо информационной характеристики у мотива есть положительный эмо-циональный заряд. Далее на основании мотива чело-век организует присвоение внешнего предмета и в данном случае его поведение становится более орга-низованным. Затем предмет потребляется. Потреби-тель удовлетворяется и его образ исчезает.

Схема производительной жизнедеятельности.

1. Возникновение состояния нужды.

2. Построения образа потребности.

3. Поисковое поведение.

4. Построение образа встречного предмета.

5. Может возникнуть такая ситуация, что образ встречного предмета не будет соответствовать обра-зу потребности. С другой стороны на основе образа потребности человек будет углядывать в предмете наличие необходимых свойств, тогда он не будет искать другой предмет, а в плане сознания, опираясь на свою потребность, осуществлять преобразование образа встречного предмета, выделяя необходимые ему свойства. Затем, соотнося полученный образ с образом потребности, зафиксирует равенство между ними. В процессе преобразования образа встречного предмета от требования образа потребности скрыт механизм целеполагания, который носит крайне субъективный характер. Полученный в результате преобразования образ носит название целемотива.

6. На основе целемотива человек осуществляет преобразование встречного объекта, а затем его при-своение и потребление. Потребность удовлетворяет-ся и образ ее исчезает.

Схема развивающейся жизнедеятельности.

1. Возникновение состояния нужды.

2. Построения образа потребности.

3. Поисковое поведение.

4. Встречается определенный объект.

5. Построение его образа.

6. Соотнесение его с образом потребности.

7. В образе предмета углядываются свойства, со-ответствующие образу потребности.

8. Образ предмета преобразуется на основе по-требности.

9. Процесс преобразования встречного предмета.

10. Возникают затруднения.

Любой объект имеет свою объективную логику существования и не может быть преобразован как угодно. Механизмы познания преобразования обра-зов, основанные на индивидуальных потребностях, не могут учитывать эту логику, следовательно, встречая препятствие в преобразовании человек на-чинает познавать внешний мир не только на основе потребностей, но и на основе внешних реакций на его действия. В том случае, если будет зафиксирова-на невозможность удовлетворения потребностей, но потребностная значимость предмета сохраняется, то на основе знаний о внешнем мире, человек осущест-вляет трансформацию образа своей потребности, т.е. будет изменено глубинное основание организации жизнедеятельности.

Именно этот процесс изменения образа потребно-сти под влиянием внешнего и лежит в основе разви-тия индивидуальной жизнедеятельности. Наличие психической способности у человека преобразовы-вать образы потребности и является ключом его гла-венства над природой.

Главная цель обучения – трансформация знаний.

Переход от индивидуальной потребности к соци-альной.

Схема общения.

Процесс общения в качестве первого этапа, вклю-чает в себя процесс противодеятельности. Первый человек, фиксируя затруднения жизнедеятельности, осознает, что предметом его потребности является другой человек.

Осознав, что противодеятельность не ведет к удовлетворению потребности, то каждый из людей переходит в пространство согласования.

Пространство согласования в качестве своего продукта предполагает создание нормы взаимного использования, в результате реализации которой ка-ждый из людей может удовлетворить свои потребно-сти.

Процесс согласования первоначально не достига-ет своей цели. Он всего лишь готовит почву перехода от интеллектуального познания человека к чувстви-тельному познанию.

Для снятия затруднений в согласовании люди пе-реходят в пространство идентификации. Идентифи-кация предполагает процесс жизни за другого (вре-менной жизни). «Встать на место другого». В резуль-тате идентификации человек строит образ потребно-сти другого человека, причем эти образы имеют вы-сокую эмоциональную окраску. В результате человек познает внутренний мир другого. Образы потребно-стей другого, наряду с образами индивидуальных потребностей, становятся основаниями для снятия затруднения согласования. В результате согласова-ния появляется норма взаимного использования. На-личие такой нормы выступает необходимым (но не достаточным) признаком социальной деятельности.

Достаточным признаком социальной деятельно-сти является наличие человека, реализующего эту норму.

Схема функционирования социальной деятельно-сти.

В своем старшем варианте функционирования социальная деятельность имеет вид процесса преоб-разования исходного материала в конечный продукт, осуществляемого с помощью средства, используемо-го определенным способом.

Этим процессом управляет деятель сознания нор-мы преобразования исходного материала в конечный продукт и способностью к использованию средства и реализации нормы.

Схема развития деятельности.

Процесс деятельности связан с процессом изме-нения нормы.

Существует процесс реализации нормы и в нем возникают затруднения. Затруднения – это факт от-клонения реальных действий от нормативных требо-ваний. Точка отклонения и является затруднением. В том случае, когда затруднение субъективно осозна-ется, деятель покидает пространство действия и вы-ходит в пространство рефлексии.

В пространстве рефлексии он осуществляет три последовательных процедуры: исследование, крити-ку и нормирование. В результате чего вырабатывает новую норму деятельности. Затем деятель возвраща-ется в пространство действия, снимает затруднения и начинает реализовывать новую норму.

Исследование – процесс построения картины осуществляемой деятельности и выявление затруд-нения.

Критика – процесс выяснения причины возник-новения затруднения.

Нормирование – процесс изменения нормы для устранения действия причины возникновения за-труднения.

Деятельностная кооперация. Схема социально-технологической единицы.

Чтобы понять как существуют крупные системы деятельности (деятельностные кооперации), необхо-димо подробно рассмотреть процесс появления этих систем. Для рассмотрения этого процесса нами будет использовано 2 подхода:

– функционарный подход к анализу действий;

– генетический подход.

В основу функционального подхода положена схема функционирования деятельности. Основным принципом, который используется в функциональ-ном подходе, является отношения нормы и реализа-ции нормы.

В основу генетического подхода положено разви-тие деятельности. Основным способом реализации этого подхода выступает отношение, норма, измене-ние нормы.

Функционарный подход.

Исходной точкой появления систем деятельности выступает ситуация, когда необходима одна транс-формация исходного материала в конечный продукт. Этот процесс обеспечен способами и средствами. И существует деятель с достаточными способностями.

Теперь представим себе, что в процессе реализа-ции нормы произошла остановка. Причины могут быть различные (например, деятель устал). Через некоторое время деятель возвращается в деятель-ность и завершает процесс реализации нормы. Еди-ный процесс преобразования материала №1 в мате-риал «2 разделяется на две части (случайно). Разде-ление деятельности было случайным первоначально. Предположим, что появилось дополнительное требо-вание к деятельности – не допускать усталости ис-полнителя. Тогда случайное разделение деятельности на две части будет, нормативно запрещено. Прежде единая деятельность будет состоять из двух частей, у каждой из частей будет свой исполнитель и своя норма деятельности. Сумма этих норм будет равна общей норме деятельности.

На этом простом примере можно выделить прин-цип системы образования деятельности.

Системы деятельности образуются в следствии снятия воспроизводящихся затруднений в базовом процессе за счет создания и нормативного оформле-ния

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»