←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
создание мыслительной модели дея-тельности, т.е. не создается реальная деятельности. Идет дальнейший детальное рассмотрение модели.
6. Фиксация затруднений, возникающих в связи с получением конечного результата.
Затруднение – это отклонение хода реальных процессов от нормы деятельности.
Наиболее общим представлением о затруднении является не достижение цели.
7. Анализ затруднений как проблемы.
Традиционно любое затруднение воспринимается управленцем как проблема.
Говорить о возникновении проблемы можно то-гда, когда в реальных процессах деятельности возни-кают факторы, которые не были учтены при по-строении нормы деятельности. И в данном случае эти факторы необходимо учесть путем изменения нормы.
Если есть возможность устранить эти факторы не изменяя норму, то в данном случае проблемы нет.
Задача – обеспечение реализации нормы деятель-ности.
8. Депроблематизация в построении выхода из зафиксированных проблем.
Представление о деятельности (на третьем этапе) корректируется в связи с необходимостью учета осо-бенностей ресурсов.
9. Фиксация целостной программы деятельности.
На этом этапе фиксируется окончательное пред-ставление о деятельности и ресурсах, необходимых для ее реализации.
Строится план деятельности и переходится к реа-лизации деятельности.
10. Снабжение деятельности.
– организация взаимодействия между ресурсами деятельности в соответствии с представлением о дея-тельности (нормативным представлением);
– построение реальной деятельности по достиже-нию цели.
Передача нормы деятельности исполнителю очень важный этап снабжения, а также принятие этой нормы исполнителем.
11. Контроль деятельности.
Контроль – процесс сопоставления представле-ний о реальной деятельности и норме деятельности.
Контроль в качестве своих результатов может иметь фиксацию соответствия реальной деятельно-сти норм. Тогда управленец находится в пассивной позиции по отношению к деятельности исполнителя.
Фиксация расхождения между реальной деятель-ностью и нормой. В данном случае можно говорить о появлении затруднений в деятельности, что приводит к переходу на следующий этап технологического цикла.
12. Критическая рефлексия несоответствия дея-тельности и нормы.
В рамках критической рефлексии выясняются причины появления затруднений.
13. Корректировка программы деятельности по результатам критической рефлексии.
Возврат в прежнюю деятельность и коррекцион-ное воздействие не ресурсы.
Корректировка – самый простой этап.
Перестройка прежней нормы в новую. В резуль-тате процесса коррекции программы управленец мо-жет зафиксировать, что в сложившихся условиях, достижение заказов невозможно.
14. Проблематизация содержания заказов дея-тельности.
Для этого управленец прекращает анализ дея-тельности и мысленно возвращается в возвращается в ситуацию понимания заказов.
Существует мыслительное моделирование поле-мики заказчика. Находит позитивный выход из по-лемики, что делает возможным переход к нормиро-ванию.
15. Коррекция заказов.
Реализуются все планы, которые были смодели-рованы на предыдущем этапе.
Типы отношений между деятельностями.
1. Содеятельность – тип отношений, когда дея-тельности осуществляют процесс достижения цели независимо друг от друга (каждая деятельность су-ществует автономно).
2. Кооперация – отношение обмена между дея-тельностями своими результатами.
3. Противодеятельность – характеризуется на-личием борьбы между деятелями за обладание ка-ким-либо ресурсом. Противодеятельность протекает в виде борьбы или конфликта, когда действие каждо-го из участников направленно на другого.
4. Псевдодеятельность – тип отношений, когда один кооператоров создает у второго иллюзию нахо-ждения в кооперативной связи.
Типы норм деятельности.
1. Цель – представление о будущем результате деятельности. Имеет качественную и количествен-ную характеристику.
2. План характеризует процесс достижения целей за счет фиксации промежуточных результатов.
3. Технология – в отличие от плана фиксирует средства и способы получения промежуточных про-дуктов и результатов деятельности.
4. Программы. В программе деятельности поми-мо требований фиксируются требования к способно-стям и действиям исполнителей.
5. Проект – представление о результате деятель-ности соотнесенное с процессом его получения. Оба представления носят структурный характер. За полу-чение структурного представления о результате дея-тельности отвечает конструктор как тип. За процесс отвечает проектировщик. Оба – сервисные управлен-цы.
6. Метод и методика являются средствами управ-ленца, которыми он пользуется при построении норм деятельности. Методика – конкретизация метода как тип теоремы:
К – может существовать в разных проявлениях, может быть деятельность, которую можно описать;
КА – целостное описание деятельности, прообраз методики, обобщенные описания деятельности;
М-Д – обобщенное представление;
М-а – строится программа (действия) в данных условиях;
КА’ – строится программа и проект.
Строительством методов и методик занимается методология.
8. Подход. При построении метода мы пользуемся теорией. При построении представлений о мире, дея-тельности человек использует различные теории. Теория, которая кладется в основу, и называется подходом.
9. Принцип. Мы пользуемся разными уровнями абстракций. Теория используется для построения конкретизированных представлений о деятельности и мире, выполняет функцию уточнения исходной теории.
Управление людьми.
1. Мотивация.
Потребность – состояние нужды в чем-либо, по-лучившая субъективное отражение в сознании в ка-честве образа потребности.
Потребности могут быть первичными и вторич-ными.
Первичные – связанны с обеспечением жизнедея-тельности человека.
Вторичные – с его пребыванием в обществе.
Мотив – образ внешнего объекта, получивший положительную оценку с точки зрения потребности. Мотив может быть положительный и отрицательный.
Стимул – внешний объект, образ которого полу-чивший положительную оценку с точки зрения по-требности.
Внутренние стимулы – непосредственные ре-зультаты деятельности человека, стимулирующие его к труду (новизна в работе, усталость);
Внешние стимулы – то, что дается человеку извне для стимулирования его к труду (з/п, премия, статус в компании, наказания, похвала).
Помимо потребности человеком могут двигать и другие основания – ценности.
Ценности – потребности людей, обобщенные в результате их взаимодействия и согласования.
Ценности обеспечивают объективную оценку то-го, что происходит в действительности.
Мотивация и стимулирование.
Стимулирование – побуждение человека к каким-либо действиям.
Мотивация – внутренний процесс побуждения человека к деятельности.
С помощью стимулирования мы управляем моти-вацией.
В реальности существует множество стимулов и мотивов в одно и тоже время.
История мотивации.
В Древности процесс стимулирования осуществ-лялся в форме «кнута и пряника».
Позднее поняли, что мотивация – сложный про-цесс и стали использовать другие инструменты.
Теория Х и Теория У (по МакГрегору).
Теория Х: отношение руководителя к подчинен-ным. Работники плохие, их надо заставлять работать.
Теория У: человек тянется к работе, к ответст-венности, самоконтролю и инициативе.
Существуют два вида теории мотивации:
1. Содержательная – описывает различные виды и структуру потребности человека как основу его по-ведения.
2. Процессуальная – описывает процесс мотива-ции человека, не оценивая его потребности.
Основные содержательные теории мотивации.
1. Теория Маслоу:
Все потребности человека можно обобщить и представить в виде пирамиды, состоящей из пяти уровней потребностей людей:
1) потребности жизнедеятельности;
2) потребности безопасности жизнедеятельности, уверенность в завтрашнем дне;
3) социальные потребности принадлежности к ка-кой-либо социальной группе, общение;
4) потребности в уважении, признании;
5) потребности в самовыражении, развитии, са-мореализации.
2. Теория МакКлеймонда:
Все потребности человека в организации можно поделить на три вида:
1) власть;
2) успех;
3) причастность.
3. Теория Герцберга:
Все факторы мотивации (стимулы) можно поде-лить на две группы:
1) факторы гигиены;
2) факторы мотивации.
Если построить шкалу работы от неудовлетво-ренности до мотивации, то можно увидеть разницу.
Ф. гигиены – неудовлетворенность от работы, но не влияют на мотивацию.
Ф. мотивации – не влияют на неудовлетворен-ность.
факторы гигиены
1)политика фирмы и ее руководства;
2)з/п;
3)условия работы;
4)отношения в коллективе;
5)уровень контроля факторы мотивации
1)успех;
2)продвижение по служ-бе;
3)признание заслуг;
4)ответственность;
5)индивидуальный
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
|
|