←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
благоприятно авторитарный – БА;
4) конституционный – К.
ЭА – решения принимаются полностью без учета потребностей подчиненных;
БА – при принятии решений руководство учиты-вает потребности подчиненных в своем видении (об-раз доброго царя – руководство);
К – руководство выслушивает рекомендации подчиненных, но само принимает решения;
Д – совместное принятие решений.
Модель Блейка-Моутона.
Они фиксируют различные стили управления ис-пользуя графическую систему Х-У.
Выделяют пять стилей:
1) малоуправление (похож на либеральный) – 1.1;
2) управление организацией (1.9). Основное вни-мание работе, мало внимания потребностям людей;
3) управление людьми (главное внимание – нала-живание отношений в коллективе, ущерб – эффек-тивность работы) – 9.1
4) компромиссное управление (5.5) – баланс меж-ду интересами работы и интересами людей;
5) управление командой (9.9) (коллектив – коман-да единомышленников, эффективно восполняющих свою работу, которые стремятся к совместному дос-тижению целей) – высокая форма либерального сти-ля.
Человек считалось до этой работы от рождения обладает тем или иным стилем управления и поэтому он должен использовать стиль, который соответству-ет его склонностям. Блейк и Моутон утверждают, что руководитель может изменяться и развить в себе ка-чества, которые способны привести его до стиля 9.9.
В зависимости от ситуации руководитель должен выбирать соответствующий стиль управления.
Выбор стиля.
авторитарный предпочтения управленца демократический
подчиненные не умеют работать способности подчиненные уме-ют работать
не желают рабо-тать желание желают работать
структурировано задание не структурировано
неблагоприятная ситуация благоприятная
6. Конфликты в организации.
Конфликт – состояние длящегося противодейст-вия между участниками конфликта, направленное на «стирание» друг друга.
Виды конфликтов:
1) конфликт цели – когда у людей существуют разные видения цели организации или того или ино-го действия;
2) конфликт взглядов – разное представление о природе деятельности организации;
3) конфликт чувств – неприятие одного человека другим на уровне межличностных отношений;
4) конфликт ценностей связан с ценностными ос-нованиями (стабильное функционирование или раз-витие);
5) ролевой конфликт – когда человека заставляют делать работу не свойственную ему по положению в организации.
Стили решения конфликтов.
1) решение проблемы (одна сторона выигрывает, другая – проигрывает);
2) уход от конфликта («проигрыш-выигрыш»);
3) войти в положение с другой стороны («проиг-рыш-выигрыш»);
4) возможность нахождения компромисса («не-выигрыш- невыигрыш»);
5) сотрудничество («невыигрыш- невыигрыш»).
Принятие управленческих решений.
Цели организации.
1. Миссия организации (самый высокий уровень цели) характеризует деятельность организации в долгосрочной перспективе, характеризует ее взаимо-отношение со всеми заинтересованными лицами.
Заинтересованные лица относительно деятельно-сти любой организации.
1) собственники организации, которые создают и развивают организацию для решения своих жизнен-ных проблем;
2) сотрудники организации своим трудом обеспе-чивают деятельность организации и получают ком-пенсации за свой труд, позволяющие решать их жиз-ненные проблемы;
3) покупатели продукта организации, которые от-дают ей свои ресурсы в обмен на результаты ее дея-тельности;
4) деловые партнеры организации, находящиеся с ней в формальных и неформальных отношениях и оказывающие различные услуги;
5) местные сообщества, обеспечивающие соци-альную и экологическую среду существования орга-низации;
6) общество в целом, которое получает часть ре-зультата деятельности организации через налоги и создающее условия для ее развития.
Все это должно быть учтено миссией.
Считается, что миссия организации должна со-стоять из пяти составляющих:
1) история фирмы;
2) существующий стиль поведения собственников и менеджеров;
3) состояние среды обитания организации;
4) инструкции, которыми пользуется организа-ция;
5) отличительные особенности, которыми облада-ет организация.
Когда миссия организации выработана она суще-ствует очень долго, редко меняется, за ее выработку и изменение отвечает высшее руководство организа-ции.
2. Основные сферы, в которых организация фор-мирует свои цели:
1) доходы организации;
2) работа с клиентами;
3) потребности и благосостояние сотрудников;
4) социальная ответственность.
В каких параметрах цели организации измеряют-ся:
1) прибыльность – оценивается в величине при-были, рентабельности, доходе на одну акцию (рента-бельность – прибыль/затраты, прибыльность – при-быль/вложенный капитал)
2) положение на рынке – оценивается долей на рынке (отношение объема продажи данного товара предприятия к общему объему продаж на данном рынке этого же товара;
3) производительность – выражается в издержках на единицу продукции (издержки времени, ресур-сов);
4) финансовые ресурсы – оцениваются в структу-ре капитала (показатель ликвидности, обеспеченно-сти собственностью средств, величина оборота капи-тала);
5) мощность организации – количество площадей техники;
6) показатель инноваций – внедрение нового обо-рудования, технологий, изменения в товарном ассор-тименте;
7) изменение в управлении организацией – изме-нение структур, сроки организационных изменений;
8) человеческие ресурсы – измеряются в количе-стве прогулов, в текучести кадров, в повышении ква-лификации;
9) работа с покупателями – характеризуется ко-личеством жалоб клиентов, скоростью обслуживания покупателей;
10) оказание помощи обществу – объемы и сроки благотворительных акций.
Характеристики целей:
1) достижимые;
2) измеримые;
3) распределенные во времени.
Уровни целей:
1) миссия;
2) стратегические цели – описание будущего со-стояния организации в целом, построенное на основе изменения внешней среды организации (взгляд на сегодняшнюю организацию из будущего);
3) тактические цели – цели отдельных подразде-лений организации для реализации ее стратегии;
4) оперативные цели – цели отдельного члена ор-ганизации, позволяющие реализовать тактические цели.
Цели долгосрочные, среднесрочные, краткосроч-ные.
Управленческое решение.
Управленческое решение – это выбор альтернати-вы, позволяющей с наименьшими затратами дости-гать целей организации. Они могут быть разделены:
1) запрограммированные – решения, которые принимаются в соответствии с имеющейся инструк-цией;
2) незапрограммированные – при отсутствии ин-струкций:
1) интуитивные;
2) рациональные управленческие (опираются на анализ);
3) основанные на суждениях.
Этапы принятия решения.
I. Признание необходимости принятия решения.
1) восприятие и признание проблемы;
2) интерпретация и формулировка проблемы;
3) определение целей и критериев ее достижения.
II. Выработка решения.
1) разработка альтернатив;
2) оценка альтернатив;
3) выбор альтернативы.
III. Реализация решения.
1) планирование и организация выполнения ре-шения;
2) анализ и контроль выполнения решения;
3) обратная связь и корректировка принятого ре-шения.
Замыкание на начальный этап
Средства рационального принятия решений.
1) двумерный список
вариант действий преимущества варианта
2) диаграмма Паретто.
Основывается на правиле 80Х20 (полунаучное правило: 20% усилий позволяют достичь 80% ре-зультата)
3) дерево решений
Используется для выбора варианта действия. Графически фиксируются
а) возможные варианты действий
б) в зависимости от событий вариант последствий принятого решения (фиксируются возможные внеш-ние условия)
в) результат, который по каждому варианту мо-жет быть получен.
4) построение дерева цели.
Здесь графически изображаются все цели
5) дерево причин.
6) экономико-математические методы.
Анализ временных рядов (метод экстраполяции) – предсказывание по определенным данным различ-ных ситуаций.
Анализ факторов – управление регрессии.
Построение дисперсии – насколько те или иные действия могут повлиять на результат.
Средства планирования.
Планирование – важнейший этап принятия реше-ний (3 этап).
1) Планирование ключевых событий.
Данный план фиксируется в виде таблицы, в ко-торой находится следующая информация: дата, клю-чевое событие, другие события. Применяется для краткого изложения всего объема проекта и позволя-ет участникам проекта более детально планировать деятельность; для установления контрольных сроков
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
|
|