←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
Министерство образования Российской Федерации.
Тюменский Государственный Университет.
Международный Институт Финансов, Управления и Бизнеса.
Факультет Управления и Бизнеса.
Кафедра менеджмента.
Курсовая работа.
Менеджмент и психология.
Выполнил: Васюков С. Е., сту-дент группы 1493.
Проверил: Девяткова О. И., кандидат экономи-ческих наук.
Тюмень, 2000.
Оглавление.
ОГЛАВЛЕНИЕ. 2
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОПРОСА. 5
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЯ И ВНУТРИСТРУКТУРНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. 7
1. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ. 7
1.1. Планирование. 7
1.2. Организация. 7
1.3. Мотивация. 7
1.4. Контроль. 8
2. ЛИЧНОСТЬ И РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 8
2.1. Темперамент. 8
2.2. Характер. 11
2.3. Интеллект. 14
3. РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО. 15
4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ГРУППЫ. 18
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЯ ВО ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ. 22
1. УЧИТЕСЬ СЛУШАТЬ. 22
2. УМЕЙТЕ УБЕЖДАТЬ. 24
3. ЖАЖДА – НИЧТО, ИМИДЖ – ВСЁ! 27
3.1. Стиль одежды. 29
3.2. Украшения. 29
3.3. Манера говорения. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 32
Введение.
Хорошие менеджеры не только делают деньги, но и создают смысл существования для лю-дей.
Т. Питерс, Р. Уотермен
«В поисках эффективно-го управления»
Вот уже без малого почти 10 лет Россия осваивает новую форму капиталистической экономики и демократической фило-софии. Всё более активно и упорно пробивается гейзер эконо-мических и социальных процессов в гражданском обществе, ко-торый порождает новый слой в дифференцированном социуме российской действительности – это люди, на профессиональной основе занимающиеся предпринимательством и управлением. Сейчас их принято называть менеджерами, а сам процесс их деятельности – менеджментом.
Современный управленец должен не только знать экономи-ческие постулаты, природу управленческих процессов, инфор-мационную технологию, уметь планировать деятельность фирмы (или другого экономического или политического субъекта), наи-более рационально разделять свои собственные ресурсы, но и быть специалистом по работе со своими коллегами, подчинен-ными и противниками, уметь принимать решения в сложных ситуациях, ясно доходчиво излагать свои мысли.
Вы спросите: «Неужели так много качеств должно сочетать-ся в одном человеке? Возможно ли это?» Да! Возможно, но на помощь необходимо призвать современную практическую пси-хологию.
Каждому менеджеру важно уметь вскрывать свои внутрен-ние психологические резервы. Для этого важно научиться по-знавать себя и других людей, выявлять темперамент, характер, направленность личности, отношение к деятельности и жизни, к целям и жизненным ситуациям, ожидаемое эмоциональное по-ведение в напряженных ситуациях и межличностных отноше-ниях, деловые свойства.
Доказано, что успех любого предприятия на 85% зависит от желания людей трудиться, а так же их взаимоотношений и уме-ния общаться. Эти вопросы находятся только в компетенции психологии. [3]
В СССР в период господства закрытой административно-командной системы управления не могла должным образом раз-виваться психология управления. Из этого вытекает острая не-хватка в современной России психологических и мировоззрен-ческих знаний, позволяющих понять себя, других людей, своё место и роль в мире.
Быть может неумение старых управленцев решать задачи с помощью психологических хитростей – и есть наша главная проблема: проблема не только этой курсовой работы, но и всего общества в целом. Кроме того, нельзя постоянно пенять на бос-са: каждый сотрудник каждого экономического субъекта должен обладать небольшими навыками менеджера и психолога. Я счи-таю, что менеджмент – есть не только управление, но и умение быть управляемым.
Как раз целью своей курсовой работы я вижу слом старых стереотипов руководства. Главнейшая же задача заключается в самоосваивании навыков психолога и дальнейшее применение их в моей деятельности.
Глава I. Психологический аспект вопроса.
Психология в буквальном значении этого слова – «наука о душе». История её, как изучение внутреннего мира человека ме-тодом самоанализа, уходит далеко в глубь веков, в философские и медицинские учения. Психология как самостоятельная наука утвердилась лишь в конце прошлого столетия, после того, как получила экспериментальную базу и естественнонаучную фи-зиологическую основу.
Датой начала научной психологии считается 1879 год, ко-гда в Лейпциге Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория. Путь развития научной психологии был не про-стым, он отражал многообразие и сложность практики, а также жизнедеятельность людей. Вначале разработки в психологии но-сили сугубо теоретический характер, но затем, особенно в связи с развитием производства и техники, на первый план выдвину-лись практические проблемы (работоспособность, взаимоотно-шения в группе, мотивация поведения и так далее).
В середине XX века наблюдается активный процесс диф-ференциации психологии на многочисленные отрасли – возрас-тная, медицинская, инженерная, социальная, педагогическая, космическая, спортивная, творчества, управленческая, деловая и так далее.
В ситуациях, когда перед человеком возникают сложные межличностные (внутригрупповые) проблемы, ему нужно осмыс-лить все внутренние механизмы и предпосылки возникновения этих осложнений. Это можно сделать с помощью психологии, ко-торая способна понять всю сложность и тонкость психического мира человека, его душу.
В системе управления любой сотрудник рассматривается как «чёрный ящик», глухо закрытый на все замки. Главная цель любого управленца, если он хочет успешно взаимодействовать с каждой единицей персонала для максимальной эффективности работы, – узнать что внутри этого «чёрного ящика».
Внутренний мир человека очень многогранен. Он имеет свою внутреннюю структуру и некоторые особенные закономер-ности. Психический мир – это и мир восприятия и познания ок-ружающей действительности, и взгляд внутрь себя, и мир своих переживаний, отношений с другими людьми. Это и есть та са-мая душа человека.
Психология на заре человечества создавалась не просто так, а для того чтобы овладеть мощью человеческого духа, нау-читься управлять поведением человека и предсказывать его дальнейшие действия. [3]
Глава II. Психология и внутриструктурный менеджмент.
1. Функции управления.
При всём многообразии управленческой деятельности мож-но выделить четыре взаимосвязанных функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функ-ции объединены связующими процессами – коммуникацией (общение, обмен информации) и принятием решений.
Руководство можно рассматривать как самостоятельную деятельность, заключающуюся в целенаправленном влиянии на людей, с тем чтобы они работали для достижении целей органи-зации. [2]
1.1. Планирование.
Функция планирования заключается в определении того, какими должны быть цели организации и что надо делать для их достижения.
1.2. Организация.
Организовать в данном случае означает создать определён-ную структуру. Организация состоит из множества формальных и неформальных элементов, которые необходимо приводить в соответствие, координировать процесс решения различных за-дач для достижения общих целей.
Работу в организации выполняют люди, поэтому другим важным аспектом организации является определение того, кто именно будет делать конкретную работу.
1.3. Мотивация.
Абсолютно очевидно, что прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не будут иметь ни-какого смысла, если люди не захотят выполнять необходимую работу. Задача функции мотивации заключается в том, чтобы люди выполняли работу в соответствии с делегированными им правами и обязанностями.
1.4. Контроль.
Контроль тесно связан с планированием. Он выполняет функцию обратной связи.
Все функции управления требуют обмена информацией и принятия решений. Обмен информации в организации проис-ходит по каналам формальных и неформальных структур. На основе информации принимаются решения. Значительная её часть проходит во время разговора (один из важнейших комму-никативных процессов). [3], [2]
2. Личность и род деятельности.
Каждый человек в жизни должен знать, чем ему занимать-ся. Любой человек, даже лентяй не может без работы. Франклин говорил: «Праздность – мать всех пороков. Люди довольны, когда они заняты делом». Другое дело, что не каждому подходит та деятельность, которая подходит другим. Мы все разные и оди-наковые.
Любой менеджер обязан уметь различать в своих подчи-нённых тех, кому можно поручить однообразную и нудную рабо-ту и тех, кто способен на молниеносные рывки, командировки и опасную для жизни и психики работу.
2.1. Темперамент.
Темперамент в каждом заложен от рождения. Это некий фундамент всей личности, основанный на специфических био-логических свойствах нервной системы, строения организма, характере протекания обмена веществ. Учёные утверждают, что черты темперамента являются наследственными и поэтому не поддаются изменению, так как это равносильно переструктури-зации физики и биологии организма.
Данный элемент общей психики человека определяет его стиль работы.
Большинство учёных выделяют четыре типа темперамента. Хотя некоторые
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|