←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
некоторые склонны к мнению, что их намного больше. Те четыре, которые признаны всеми, – есть основа, от которой нужно отталкиваться. Кроме того, людей только с одним чисто выраженным темпераментом не существует.
Психологические различия в типах темперамента видно из следующего шуточного примера.
Холерик положил свою шляпу на скамейку, а вы не заме-тив, сели на неё. Хозяин помятого добра в ту же секунду вспы-лит и поднимет на вас бранный крик. Может, даже вы уйдёте от этой скамеечки с фонарём под глазом, особенно если тоже яв-ляетесь холериком.
Допустим вы умудрились присесть на головной убор сан-гвиника, то он рассмеётся над причудливой формой шляпы и так и оденет её, уже забыв о случившемся.
Флегматик фыркнет, что-то пробормочет себе под нос и гордо удалится.
Меланхолик впадёт в истерику и весь заплаканный пойдёт домой. [5]
К представителю каждого темперамента необходимо найти свой подход, исходя из определённых психологических принци-пов.
Ни минуты покоя. Таков принцип подхода к холерику, ко-торый опирается на использование его плюсов: энергичность, увлечённость, страстность, подвижность, целеустремлённость и нейтрализацию минусов: вспыльчивость, агрессивность, невы-держанность, нетерпеливость, конфликтность. Холерик всё вре-мя должен быть занят делом, иначе он свою активность напра-вит на коллектив и может разложить его изнутри. Очень важ-ный плюс – в критические моменты работает долго и неудержи-мо. В это время его способности к концентрации сил выше всех похвал.
Доверяй, но проверяй. Это уже подходит к сангвинику, имеющему такие плюсы: жизнерадостность, увлечённость, от-зывчивость, общительность и минусы: склонность к зазнайству, разбросанность, легкомыслие, поверхностность, сверхобщитель-ность и ненадёжность. Милый сангвиник всегда обещает, чтобы не обидеть другого, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому необходимо проконтролировать, выполнил ли он свои обещания.
Вкусы сангвиника и интересы не постоянны. Он «постоя-нен в своём непостоянстве», утверждал Чехов. Если работа ка-жется неинтересной, то сангвинику сразу же становится скучно. Но зато он упорен, если увлечён делом. Его можно назвать тру-доспособным, но не всегда трудолюбивым. Его конёк – органи-заторская работа. Поэтому ему лучше поручить работу связан-ную с этим процессом, либо связанную с разнообразием впечат-лений и рисков.
Не торопи. Таким должен быть подход к флегматику, имеющему плюсы: устойчивость, постоянность, активность, терпеливость, самообладание, надёжность и, конечно, минусы: медлительность, безразличие, «толстокожесть», сухость. Главное, это то, что флегматик не может работать в дефиците времени, ему нужен индивидуальный темп, поэтому не надо его подго-нять, он сам рассчитает своё время и сделает дело.
Флегматик – стратег. Он постоянно сверяет свои действия с перспективой. Его трудно обидеть или вывести из себя. Умеет ждать. «Вечно серьезен, потому что лень смеяться». [1]
Не навреди. Это девиз для меланхолика, который так же имеет свои плюсы: высокая чувствительность, мягкость, чело-вечность, доброжелательность, способность к сочувствию и, ко-нечно, минусы: низкая работоспособность, мнительность, рани-мость, замкнутость, застенчивость. На меланхолика нельзя кри-чать, слишком давить, давать резкие и жёсткие указания, так как он очень чувствителен к интонациям и раним. [3]
Но они сильны не только в литературе и искусстве. Пре-имущества этого темперамента проявляются, например, в про-фессиях, требующих большого внимания в условиях принуди-тельного ритма деятельности, – переводчик-синхронист, авиа-диспетчер. [1]
Но темперамент – это лишь один из множества ключей к внутреннему миру человека.
2.2. Характер.
Характер – совокупность устойчивых индивидуальных осо-бенностей личности, складывающихся и проявляющихся в дея-тельности и общении.
В некоторых случаях мы можем сказать, что человек про-явил смелость, настойчивость, правдивость либо откровенность. Однако эти временные проявления в жизни человека ещё не го-ворят о его характере, так как многое может зависеть от обстоя-тельств и других детерминантов. Когда же мы имеем в виду ха-рактер человека, то говорим: «Он смелый, правдивый, откро-венный». То есть все эти качества он проявляет не единожды, а постоянно, почти в любых ситуациях.
В структуре характера выделяют четыре группы основных черт, выражающих отношение личности к определённой стороне деятельности:
к труду (трудолюбие, склонности к творчеству, добросо-вестность в работе, ответственность, инициативность, на-стойчивость, леность, склонность к рутинной работе, безот-ветственность, пассивность);
к другим людям, коллективу, обществу (общительность, чуткость, отзывчивость, уважение, коллективизм и замкну-тость, бездушие, грубость, презрение, индивидуализм);
к самому себе (чувство собственного достоинства, пра-вильно понимаемая гордость, самокритичность, скромность, самомнение, тщеславие, заносчивость, обидчивость, эгоцен-тризм, эгоизм);
к вещам (аккуратность, бережливость, щедрость, ску-пость и так далее).
Стержнем сформированного характера являются морально-волевые качества. Отсюда и различают «сильный» и «слабый» ха-рактер. Человек с сильной волей отличается определённостью своих намерений и поступков, большой самостоятельностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей, сла-бовольный человек не может реализовать всех своих возможно-стей. [6], [3]
«Нет ничего бесцветнее, чем ха-рактер бесхарактерного челове-ка».
Ларошфуко – «Максимы».
Типы характера можно подразделить на четыре типа:
Демонстративный тип. Это люди, способные очень ярко выражать свои эмоции (более сильно, чем сам переживает в данный момент), вытеснять из своего сознания многие негатив-ные переживания. Люди демонстративного типа могут лгать, не сознавая, что они это делают; при этом ложь демонстративной личности отличается от сознательной лжи претворяющегося че-ловека.
При положительном социальном развитии демонстративная личность может стать прекрасным писателем, актёром, соци-альным работником – благодаря умению вжиться в другой об-раз, понять другого человека.
Прекрасная приспосабливаемость этого характера часто обуславливает хорошие отношения с начальством, с коллегами же отношения складываются неровно: демонстративная лич-ность очень склонна создавать внутри группы фракции для борьбы с другой частью коллектива во имя справедливости и «интересов дела».
Педантичный характер. Противоположность демонстра-тивному. У таких людей способность к вытеснению невысока, поэтому всякие негативные образы очень долго задерживаются в их сознании. При принятии решений – колеблется и тщательно обдумывает.
Застревающий. Для людей этого типа характерна длитель-ная задержка всех эмоциональных состояний: ярости, гнева, страха. Этот аффект может вспыхивать с первоначальной яро-стью спустя, недели, месяцы и даже годы! Это самый страшный тип начальника. Сутра может быть всё хорошо, а босс разносит всех и вся. Подчинённый такого типа может вообще сломаться, впасть в длительную депрессию и уволиться, в конце концов, бросив предприятие на произвол судьбы.
Возбудимые личности часто выражают недовольство, про-являют раздражительность и склонны к импульсивным поступ-кам, не утруждая себя взвешиванием последствий. Типичные причины увольнения, по словам человека с данным типом ха-рактера, – начальник не захотел пойти на уступки, коллеги плохо относились, низкая заработная плата и так далее. [3], [6]
Ещё один важный элемент – интеллектуальность подчинён-ного (начальника).
2.3. Интеллект.
В психологии под интеллектом понимается следующее: сис-тема психических процессов, обеспечивающих реализацию спо-собности человека оценивать ситуацию, принимать решения и в соответствии с этим регулировать своё поведение.
Интеллект особенно важен в нестандартных ситуациях – как символ обучения человека всему новому.
Уровень развития общего интеллекта часто измеряется че-рез IQ – коэффициент интеллектуальности, предложенный Д. Векслером. Определяется он с помощью тестов. [3]
Но ошибочно думать о том, что тесты на IQ раз и навсегда определяют одарённость или бездарность человека. Если пола-гаться только на эти данные, как любят делать в США, то, как признают специалисты, нужно будет исключить семь из десяти одарённых людей! [4]
Учёными выделено несколько основных периодов интеллек-туального развития:
18-25 лет – частая смена подъёмов и спадов, неустойчи-вость и активная перестройка мысленных функций;
26-35 лет – увеличение устойчивости, снижение уровня непроизвольной памяти, повышение произвольного внима-ния, формирование индивидуального стиля умственной дея-тельности;
36-40 лет – усиление условности интеллекта, появление зрелости суждений и мудрости;
после 40 лет – развитие вербального интеллекта.[1]
Для определения структуры интеллекта можно построить психологические профили. Пример по Р. Мэйли:
Кольцевой тип профиля представлен так: из центра по многочисленным осям откладываются достижения человека в различных направлениях деятельности;
Вертикальный (табличный) отражает развитие внутри структуры интеллекта по отдельным признакам и характе-ризует её зависимость от профессии человека.
Результаты исследования студентов одного инженерного и гуманитарного ВУЗов показали, что наилучших успехов в работе добивались те из них, которые обладали развитым невербаль-ным и вербальным
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|