средств (из затра-чиваемого ежегодно 1 млрд. долл. на производст-венное обучение персонала) на переподготовку по вопросам качества сотен выпускников школ биз-неса.
Фирма «Моторола» затрачивает ежегодно на обучение персонала около 70 млн. долл., при-чём 40% этих средств расходуется на обучение методам повышения качества продукции.
В компании «3М» проблема качества в конце 70-х – 80-х годов вышла на первый план в стратегии развития. В соответствии с концепцией «3М» качество определяется как обеспечение
21
постоянного соответствия продукции ожиданиям потребителей. Что касается издержек, связанных с управлением качеством и равных цене качества, то специалисты «3М» полагают, что несмотря на важность этого показателя, ему не следует прида-вать первостепенного значения на первых этапах реализации программ по улучшению качества. Иначе борьба за повышение качества может пре-вратиться в мероприятие по снижению издержек.
Советом фирмы «АТТ» была учреждена внутрифирменная премия двух степеней, присуж-даемая за выдающиеся достижения в области ка-чества.
Фирма «Интел» осуществляет подготовку и повышение квалификации своего персонала в собственном учебном заведении – университете. С учетом японского опыта на фирме была уста-новлена продолжительность обучения от несколь-ких недель до нескольких месяцев. Предусмотре-но обучение всего персонала.
22
Тема 8. Внедрение комплексного управления качеством.
8.1. Стратегическая ориентация системы ком-плексного управления качеством и общие рекомендации по её внедрению.
8.2. Место службы технического контроля в системе комплексного управления каче-ством.
8.3. Особенности формирования системы комплексного управления качеством на японских фирмах.
Внедряя комплексное управление качест-вом продукции, многие фирмы сталкиваются с целым рядом технических проблем. Сложность и комплексность большинства технологических процессов обуславливает невозможность приня-тия решений одним человеком. в этих условиях наиболее эффективным направлением при реше-нии проблем, возникающих в ходе подобных про-цессов, является использование групповой орга-низации работ, доказывающей свою эффектив-ность на примере деятельности кружков качества.
23
Система комплексного управления каче-ством (TQC, Total Quality Control) является необ-ходимым атрибутом современной концепции управления промышленной фирмой. Основой сис-темы комплексного управления качеством (TQC) является гарантированное обеспечение пригодно-сти к использованию как полуфабрикатов (посту-пающих на очередную стадию технологического процесса), так и готовой продукции.
В рамках TQC, как вспомогательной стра-тегии рассматриваются и объединяются элементы пяти важнейших стратегий, реализуемых про-мышленными предприятиями:
1. общехозяйственная стратегия;
2. стратегия в области межфункциональ-ных взаимодействий;
3. стратегия взаимоотношений с постав-щиками сырья и материалов;
4. стратегия управления производствен-ными процессами;
5. стратегия управления разработкой но-вых видов продукции (НИОКР).
24
Тема 9. Анализ качества труда.
9.1. Анализ использования рабочего времени.
9.2. Совокупность свойств процесса труда.
9.3. Коэффициенты: качества продукции, рек-ламаций, ритмичности, категории качест-ва, управления качеством продукции.
9.4. Интегральный коэффициент качества труда.
В практике аналитической и планово-экономической работы качество труда оценивает-ся двояко: как потенциальные возможности чело-века выполнять различные по сложности работы и как качественные различия в труде, воплощенные в произведенной продукции или выполненной ра-боте. При этом под качеством понимается сово-купность свойств самого процесса труда, от кото-рого зависят результаты трудовой деятельности.
Значение факторов качества труда оцени-вается по 5 коэффициентам:
К1 коэффициент качества продукции;
Пб – фактические потери от брака, %;
Бс – внутризаводской брак, к годной продукции;
1 – коэффициент снижения брака (0,05 1 0,15);
25
К2 – коэффициент рекламаций;
Рф – объем рекламаций, % к объему товарной продукции; Рс – средний объем рекламаций, принятый по отчетным данным, % к объему товарной продукции; 2 – коэффициент снижения рекламаций (0,05 2 0,15);
К3 – коэффициент ритмичности;
Рф – фактический коэффициент ритмичности за месяц; Рб – базисный коэффициент ритмичности за ме-сяц;
К4 – коэффициент категории качества;
QВ – объем продукции высшей категории каче-ства; Q1 – то же, первой категории качества; Qт – товар-ная продукция; V – стимулирующий коэффициент (0,9 2 1,0);
К5 – коэффициент управления качеством;
WФ – количество подразделений или изделий, подвергшихся контролю; Wо – общее количество подраз-делений или изделий;
26
Кк – интегральный коэффициент качест-ва труда;
Практический смысл приведенных коэф-фициентов состоит в том, что они свидетельству-ют, в какой мере фактическое использование каж-дого фактора приближается к нормативу, приня-тому за 1.
Интегральный коэффициент показывает среднюю величину коэффициента качества труда при условии, что К1, К2, К3, К4 и К5 1,0.
27
Тема 10. Построение контрольных карт.
10.1. Понятие о контрольных картах.
10.2. Карты контроля технологических про-цессов.
10.3. Методика построения контрольных карт.
Контрольные карты впервые введены в 1924 году У. Шухартом с целью исключения от-клонений, вызванных не случайными причинами, а при нарушении процесса обработки деталей (технологии обработки).
Контрольная карта состоит из средней линии, как правило, лежащей в середине допуска обрабатываемой поверхности, и верхней и нижней границы, определенных на основе статистики размеров деталей, находящихся в поле допуска (не бракованных, годных деталей).
В зависимости от того какие статистиче-ские характеристики определяются, различаются и контрольные карты:
1. Для индивидуальной детали и объемом вы-борки n.
2. Для среднего арифметического, среднего квадратичного размаха или доли дефектных деталей (вероятности дефекта) – как меры положения.
3. Интегральная оценка верхней и нижней гра-ницы определяется на основе меры рассея-ния: среднего квадратичного отклонения оп-ределяемой статистики или ее размаха.
28
Название некото-рых контрольных карт
Обозначение Формула расчета при неизвестной диспер-сии
Для средних арифметических значений
(х - ) - карта х;
х + А1; х - А1;
Для средних квадратичных отклонений
- карта ;
В4; В3;
Для индивиду-альных значений (I - ) – карта х;
х + I1; х - I1;
Для средних арифметических значений
(х - R) - карта х;
х + А2R; х – А2R;
Для размаха R - карта R;
D4R; D3R;
Для индивиду-альных значений
(I - R) - карта х;
х + I2R; х – I2R;
Для дефектных единиц продук-ции
P - карта P;
P 3p(1-p)n
Количество де-фектных единиц продукции
С – карта с;
с + 3 с; с - 3 с;
Среднее число дефектов
U – карта
U;
U + 3(U/n)1/2;
U - 3(U/n)1/2;
Первая строка – формула для средней линии;
Вторая строка – формула для верхней (+) и нижней (-) границ;
х – среднее арифметическое значение по выборке;
29
х – среднее арифметическое значение по совокупно-сти выборок;
среднее квадратичное отклонение по выборкам;
R – размах средний;
Р – вероятность наступления события на основе вы-борки (дефектная деталь);
n – объем выборки (j = 1,n);
m – количество выборок (j = 1,m).
Значение других показателей в таблице:
n A A1 A2 B1 B2 B3 B4 C2 1/C2 C3
2 2,12 3,76 1,88 0 1,84 0 3,27 0,56 1,77 0,42
3 1,73 2,39 1,02 0 1,86 0 2,57 0,72 1,38 0,38
4 1,50 1,88 0,73 0 1,81 0 2,57 0,80 1,25 0,34
5 1,34 1,60 0,58 0 1,76 0 2,09 0,84 1,19 0,31
6 1,23 1,41 0,48 0,03 1,71 0,03 1,97 0,87 1,15 0,28
7 1,13 1,28 0,42 0,11 1,67 0,12 1,88 0,89 1,13 0,26
8 1,06 1,18 0,37 0,17 1,64 0,18 1,82 0,90 1,11 0,24
9 1,00 1,09 0,34 0,22 1,61 0,24 1,76 0,91 1,09 0,23
10 0,95 1,03 0,31 0,26 1,58 0,28 1,72 0,92 1,08 0,22
11 0,91 0,97 0,28 0,30 1,56 0,32 1,68 0,93 1,07 0,21
12 0,87 0,93 0,27 0,31 1,54 0,35 1,65 0,94 1,07 0,20
продолжение таблицы
N D2 1/d2 d3 D1 D2 D3 D4 I1 I2 I3
2 1,13 0,89 0,85 0 3,69 0 3,27 9,32 2,66 2,16
3 1,69 0,59 0,89 0 4,36 0 2,58
|
|