←предыдущая следующая→
1 2 3
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ТОМСКИЙ ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.В.КУЙБЫШЕВА
КАФЕДРА СИСТЕМНОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Контрольная ра-бота
по предмету: Менеджмент
на тему: Методы принятия управленческого решения
Исполнитель: студент заочного отделения
5-го курса экономического факультета
спец. “Финансы и кредит”
Великоричанин Александр Витальевич
Руководитель: Доцент Телегина Надежда Александ-ровна
Томск – 1999
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕHИЕ 3
1.ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ПОДГОТОВКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ 4
2.МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ 4
3. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ В СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЯХ И ТРУДНОСТИ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 5
3.1. Проблемы уникального выбора 5
3.2. Оpганизационные системы решения проблем выбора 5
4.СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРИНЯТИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ 6
5.ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОТДЕЛЕНИИ СБЕРБАНКА РФ. 7
6.ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕДУР ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ. 7
ЗАКЛЮЧЕHИЕ 8
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 9
ВВЕДЕHИЕ
Процессы принятия решений, понимаемые как выбор одной из нескольких возможных альтернатив, пронизывают всю человеческую жизнь. Большинство решений мы принимаем не задумываясь, так как существует автоматизм поведе-ния, выработанный многолетней практикой. Есть решения, которым мы придаем малое значение, и поэтому мало заду-мываемся при осуществлении выбора. И, наконец, существуют проблемы выбора, решая которые, человек испытывает мучительные раздумья. Как правило, эти проблемы имеют исключительный неповторяющийся характер и связаны с рассмотрением целого ряда альтернатив. В таких проблемах новым является либо объект выбора, либо обстановка, в ко-торой совершается выбор. Такие проблемы принятия решений называются проблемами уникального выбора.
Существует множество различных проблем уникального выбора. Прежде всего, выделим проблемы, в которых в принципе может быть найдено рациональное, понятное другим людям изложение причин, приведших к выбору одной из альтернатив (заметим, что многие человеческие, "житейские" проблемы выбора не попадают под это определение). Наи-более характерными проблемами рационального выбора являются проблемы, возникающие перед людьми, работающими в разных административных службах, - при управлении организациями и совокупностью организаций. Любой сотрудник административного аппарата обязан быть рациональным хотя бы для того, чтобы иметь возможность объяснить другим логические основания своего выбора.
Проблемы выбора рационального управленческого решения в уникальных ситуациях, характерных для админи-стративной деятельности (выбор плана капиталовложений, выбор проектов проведения научных исследований и разрабо-ток, выбор плана производства изделий, выбор перспективного плана развития предприятия и др.) всегда интересовали многих специалистов и исследователей. Список подобных проблем довольно обширен, но все они имеют следующие об-щие черты:
• уникальность, неповторяемость ситуации выбора;
• сложный для оценки характер рассматриваемых альтернатив;
• недостаточная определенность последствий принимаемых решений;
• наличие совокупности разнородных факторов, которые следует принять во внимание;
• наличие лица или группы лиц, ответственных за принятие решений.
Проблемы рационального выбора в уникальных ситуациях существовали всегда, но по ряду причин в последние десятилетия важность их значительно возросла. Прежде всего, резко возрос динамизм окружающей среды и уменьшил-ся период времени, когда принятые раньше решения остаются правильными. Во-вторых, развитие науки и техники при-вело к появлению большого числа альтернативных вариантов выбора. В-третьих, возросла сложность каждого из вари-антов принимаемых решений. В-четвертых, увеличилась взаимозависимость различных решений и их последствий. В ре-зультате всего этого резко возросли трудности рационального решения проблем уникального выбора. Эти проблемы существенно усложнились, и люди, руководители организаций, встречаются с ними все чаще. В будущем можно ожи-дать еще большего разнообразия трудных и ответственных проблем уникального выбора.
Как же обычно решаются такие проблемы? Из истории мы знаем, что опытных руководителей отличает умение наилучшим образом использовать свой опыт и интуицию. В ситуациях принятия уникальных решений всегда существует нехватка информации, покрыть которую можно лишь верой в одну из возможных гипотез. Опытные руководители обыч-но используют все полезные советы, но поступают по-своему, на основе своей модели развития будущих событий, своей оценки тех или иных личностей. Проблемы принятия уникальных решений всегда требовали творческого подхода, озарения, другими словами, рациональный выбор в уникальных ситуациях по своей сути является особым искусством.
1.ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ПОДГОТОВКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
Управленческое решение - это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в субъекте управления. Любое управленческое решение проходит через три стадии:
1. Уяснение проблемы
Сбор информации;
Анализ полученной информации;
Выяснение актуальности;
Выяснение, определение условий, при которых эта проблема будет решена.
2. Составление плана решения.
Разработка альтернативных вариантов решения;
Сопоставление альтернативных вариантов решения с имеющимися ресурсами;
Оценка альтернативных вариантов по социальным последствиям;
Оценка альтернативных вариантов по экономической эффективности;
Составление программ решения;
Разработка и составление детального плана решения.
3. Выполнение решения.
• Доведение решений до конкретных исполнителей;
• Разработка мер поощрений и наказаний;
• Контроль за выполнением решений.
2.МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
Методы - это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема.
1. Декомпозиция - Представление сложной проблемы, как совокупности простых вопросов;
2. Диагностика - Поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Используется при ограниченных ресурсах;
3. Экспертные оценки - Формируются какие-либо идеи, рассматриваются, оцениваются, сравниваются;
4. Метод Делфи - Экспертам, которые не знают друг друга даются вопросы, связанные с решением проблемы, мнение меньшинства экспертов доводится до мнения большниства. Большинство должно либо согласиться с этим решением, либо его опровергнуть. Если большинство несогласно, то их аргументы передаются меньшинству и там анализируют-ся. Этот процесс повторяется до тех пор, пока все эксперты не придут к одному мнению, либо перейдут к тому, что выделятся группы, которые не меняют своего решения. Этот метод используется для достижения эффективности;
5. Метод неспециалиста - Вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях;
6. Линейное программирование;
7. Имитационное моделирование;
8. Метод теории вероятности;
9. Метод теории игр - Задачи решаются в условиях полной неопределенности;
10. Метод аналогий - Поиск возможных решений проблем на основе заимствования из других объектов управления.
3. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ В СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЯХ И ТРУДНОСТИ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
3.1. Проблемы уникального выбора
Среди многочисленных звучных имен, которые заслужил наш век, куда более прозаическим кажется на первый взгляд еще одно название: век административного управления. Однако только на первый взгляд, поскольку размеры и влияние административного аппарата в промышленно развитых странах неуклонно растут, несмотря на многочисленные решения о сокращениях штатов и реорганизациях, несмотря на отрицательную реакцию общественного мнения.
Каждый административный орган, существующий в течение десятилетий или недавно организованный, живет своей особенной жизнью. Как нет двух одинаковых людей, так нет и двух одинаковых административных аппаратов: это естественно, поскольку функционирование административных служб существенно зависит от характеров, талантов рабо-тающих в них людей. Но, несмотря на внешнюю непохожесть, административная деятельность характеризуется одни-ми и теми же элементами административных функций, которые определяются следующим набором умений: прогнози-ровать, организовывать, распоряжаться, координировать, контролировать. Принятие решений (умение
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|