Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Менеджмент /

Мотивация и ее роль в системе менеджмента

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.И.НОСОВА

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ, КОММЕРЦИИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Самостоятельная работа по дисциплине

МЕНЕДЖМЕНТ

на тему:

«Потребности личности и их роль в мотивации персонала»

Выполнил: Григоренко М.В.

студент группы ФГК-98

Проверил: Немцев В.Н.

Магнитогорск

2001

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ПОТРЕБНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 3

МОТИВАЦИЯ ЧЕРЕЗ ПОТРЕБНОСТИ 4

МАТРИЦА ПОТРЕБНОСТЕЙ 5

ИЕРАРХИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ А.МАСЛОУ 6

КЛЕЙТОН АЛДЕРФЕР И ТЕОРИЯ СВР 7

ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ МАККЛЕЛЛАНДА 7

ДВУХФАКТОРНАЯ ТЕОРИЯ Ф.ГЕРЦБЕРГА 8

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В СТРУКТУРЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10

Введение

Чтобы эффективно двигаться навстречу цели, руководитель должен координировать работу и заставлять или стимулировать людей выполнять ее.

Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.

Самым первым приемом мотивации к труду был метод кнута и пряника или метод вознаграждения и наказания, который применяется и сейчас. Люди, являющиеся подчи-ненными в современных организациях, обычно гораздо более образованы и обеспечены, чем в прошлом и их мотивы трудовой деятельности являются более сложными и трудны-ми для воздействия.

Современному руководителю для эффективного осуществления мотивации необхо-димо глубоко понимать и различать весь спектр потребностей личности, их место в про-цессе мотивации, их иерархию и взаимосвязь. Освещению этого вопроса и посвящена данная работа. В рамках рассмотрения проблемы здесь отражены основные принципы и сравнение содержательных теорий мотивации Абрахама Маслоу, Клейтона Алдерфера, Дэвида МакКлелланда, Фредерика Герцберга.

Потребность как психологическая категория

Потребность — чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо (нужда), при-нявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью инди-вида. (Ф.Котлер)

Психологи говорят, что человек испытывает потребность, когда он ощущает физио-логически или психологически недостаток чего-либо. Хотя конкретное лицо в конкретное время может и не иметь потребности в смысле сознательного ее ощущения, существуют определенные потребности, которые каждый человек может испытывать. Содержательные теории мотивации представляют попытки классифицировать эти общечеловеческие по-требности по определенным категориям. До сих пор нет одной всеми принятой идентифи-кации определенных потребностей. Однако большинство психологов соглашаются, что потребности в принципе можно классифицировать как первичные и вторичные.

Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как пра-вило, врожденными. Вторичные потребности по природе своей психологические. Пер-вичные потребности обычно заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.

Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их сущест-вовании можно судить лишь по поведению людей. Психологи, наблюдая за людьми, оп-ределили, что потребности служат мотивом к действию. Когда потребность ощуща-ется человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности. Побуждение является поведенческим проявлением потребности и сконцентрированы на достижении цели. Цели в этом смысле — это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворенной, час-тично удовлетворенной или неудовлетворенной. Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. В общем случае, люди стремятся повторить то поведение, которое ассоцииру-ется у них с удовлетворением потребности и избегать такого, которое ассоциируется с не-достаточным удовлетворением (закон результата).

Мотивация через потребности

Поскольку потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, то

менеджеры должны создавать такие ситуации, которые позволяли бы людям чувствовать, что они могут удовлетворить свои потребности посредством ти-па поведения, приводящего к достижению целей организации.

Рис.1. Упрощенная модель мотивации поведения через потребности

Сложность мотивации через потребности заключается в том, что характеры лю-дей — это соединение самых различных черт и что существует огромное количество раз-нообразных конкретных человеческих потребностей, тех целей, которые по разумению каждого человека приводят к удовлетворению его потребностей, а также типов поведения при достижении этих целей.

Анализируя эту проблему, Стефон Кэрролл и Генри Тоси отмечают:

«Структура потребностей человека определяется его местом в социальной структуре или ранее приобретенным опытом. Следовательно, между людьми существует множество различий в отношении тех потребностей, которые для них важны. Что еще более важно, так это то, что есть множество путей удовлетворения потребности конкретного типа… Конкретный способ, которым человек может удовлетворить свою конкретную потребность, определяется им исходя из жизненного опыта. Мы узнаем опытным путем, что некоторые ситуации являются более желательными (вознаграждаемыми), чем другие, и стремимся именно к ним…»

Рабочий контекст — еще один определяющий мотивацию фактор. Мы не сможем правильно трактовать действия индивидов, если будем рассматривать их вне текущего и исторического контекстов, отношений к ним и их интерпретации людьми. Правомерно выделить следующие факторы:

 Работа сама по себе (насколько она интересна, разнообразна и сопряжена с ответственностью);

 Организация (руководство, карьера и продвижение, системы оплаты труда);

 Внешняя среда (например, возможности получения другой работы).

Эти и другие внутренние факторы влияют на поведение человека.

Рис.2. Человеческие потребности в контексте — ситуационная концепция.

Матрица потребностей

Признак потребности Характеристика признака

1. Место в иерархии потребностей 1.1. Первичные (низшие)

1.1.1. Физиологические (голод, жажда, отсутствие жи-лища, сексуальные потребности)

1.1.2. Безопасность, защищенность

1.2. Высшие

1.2.1. Социальные потребности (принадлежность к со-циальной группе, потребность в уважении, при-знания)

1.2.2. Духовные потребности

1.2.3. Потребность в самовыражении, самоактуализации, реализации творческих способностей

2. Что влияет на потребность 2.1. Национальность

2.2. История

2.3. География

2.4. Природа

2.5. Пол

2.6. Возраст

2.7. Социальное положение

3. Историческое место потребности 3.1. Прошлые

3.2. Настоящие

3.3. Будущие

4. Уровень удовлетворения потреб-ностей 4.1. Полностью удовлетворенные

4.2. Частично удовлетворенные

4.3. Неудовлетворенные

5. Степень сопряженности потреб-ности 5.1. Слабо сопряженные с другими потребностями

5.2. Сопряженные

5.3. Сильно сопряженные

6. Масштаб распространения 6.1. Географический: всеобщий, региональный

6.2. Социальный: всеобщий, внутри национальной общно-сти, внутри социальной группы и т.п.

7. Частота удовлетворения 7.1. Единично удовлетворяемые

7.2. Периодически удовлетворяемые

7.3. Непрерывно удовлетворяемые

8. Природа возникновения 8.1. Основные

8.2. Вторичные

8.3. Косвенные

9. Применяемость потребности 9.1. В одной области

9.2. В нескольких областях

9.3. Во всех областях

10. Комплектность удовлетворения 10.1. Удовлетворяется одним предметом, явлением

10.2. Удовлетворяется несколькими предметами

10.3. Удовлетворяется взаимозаменяемыми предметами, явлениями

11. Отношение общества 11.1. Отрицательное

11.2. Нейтральное

11.3. Положительное

12. Степень эластичности от дохода и возраста 12.1. Слабоэластичные (физиологические потребности)

12.2. Эластичные (высшие потребности)

12.3.Высокоэластичные

13. Способ удовлетворения 13.1. Индивидуальный

13.2. Групповой

13.3. Общественный

Данная матрица содержит обобщенные данные о признаках, раскрывающих челове-ческие потребности с различных точек зрения, с позиций различных взглядов и концеп-ций.

Иерархия человеческих потребностей А.Маслоу

Одним из первых

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»