Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Менеджмент /

Мотивация и стимулирование работников

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


СОДЕРЖАНИЕ

С.

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

1. МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ РАБОТНИКОВ

НА РЫНКЕ ТРУДА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

1.1 Роль мотивации и стимулирования на рынке труда . . . . . . . . . . . . . 8

1.2 Рынок труда и субъекты рынка труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

2. МОТИВАЦИЯ ТРУДА КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

2.1 Стратегия управления человеческими ресурсами фирмы . . . . . . . .29

2.2 Способы мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

2.3 Опыт кадровой политики IBM . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44

2.4 Проблемы мотивации труда на российских предприятиях . . . . . . .50

3. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И СМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ АО «Холод». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54

3.1 Создание условий для производительного труда на предприятии. 54

3.2 Организация стимулирования труда на предприятии . . . . . . . . . . . 64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72

1. МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ РАБОТНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА

1.1 Роль мотивации и стимулирования на рынке труда

Основная деятельность человека – это труд, который занимает, как ми-нимум, треть взрослой самостоятельной жизни. Ряд этапов трудовой жизни человека захватывает более ранние и поздние периоды его жизни (выбор профессии, трудовое и профессиональное обучение, передача трудового опыта в семье, использование профессиональной помощи других людей и т.п.). Становится очевидным, что труд, а, следовательно, и все вопросы с ним связанные имеют большое значение для любого человека и всегда находятся в поле внимания.

Результаты, достигнутые людьми в процессе работы, зависят не только от знаний, навыков и способностей этих людей. Эффективная деятельность возможна лишь при наличии у работников соответствующей мотивации, т. е. желания работать. Позитивная мотивация активирует способности человека, освобождает его потенциал, негативная мотивация тормозит проявление спо-собностей, препятствует достижению целей деятельности.

Мотивация включает в себя внутреннее состояние человека, называе-мое

потребностью, и нечто вне его, определяемое как стимул или задача. Поведе-ние человека определяется потребностью, которая доминирует в данный мо-мент времени.

Согласно Маслоу (Рис.1.1) /22, стр.18/ , физиологические потребности являются основополагающими для человека: они требуют своего удовлетво-рения в первую очередь. После удовлетворения физиологических потребно-стей на первый план выходит потребность в безопасности, когда человек стремится защитить себя от возможных телесных повреждений, а также от неблагоприятных экономических условий или угрожающего поведения дру-гих людей. Следующая потребность - потребность в духовной близости и любви. Удовлетворение ее требует от человека установления товарищеских взаимоотношений и определения своего места в группе. Удовлетворение этих потребностей выдвигает потребности в уважении и самоуважении. Час-то важными для человека являются именно эти потребности, ему необходи-мо чувствовать собственную значимость, подтверждаемую признанием ок-ружающих. Завершается иерархия потребностей Маслоу потребностями че-ловека реализовать себя, претворить в деятельность запас своих сил, способ-ностей, исполнить свое предназначение.

Потребность в самовыражении.

Потребность в уважении.

Социальные потребности.

Потребность самосохранения.

Физиологические потребности.

Рис. 1.1 Пирамида потребностей Маслоу

По мере того как частично удовлетворяются потребности на одном уровне, доминирующими становятся потребности следующего уровня. При этом важно иметь в виду, что мотивирующими являются только те стимулы, которые удовлетворяют доминирующую потребность. Например, очень рас-пространенным является мнение, что основным фактором эффективной ра-боты являются деньги: чем больше получает человек, тем лучше он работает. Такое убеждение не является истинным, потому что, если у человека доми-нирует, к примеру, потребность в близких отношениях или потребность в са-мореализации, то он предпочтет деньгам место, где сможет удовлетворить эту потребность.

На основе приведенного классификатора потребностей может быть по-строена мотивационная модель (Табл.1.1) /8/.

Удовлетворение своих потребностей, являющихся важнейшим мотиви-рующим фактором человеческой деятельности, человек осуществляет, предъявляя свои возможности на рынке труда.

Таблица 1.1

Мотивационная модель

Претворение в жизнь потребностей своей личности Реализация своего потенциала, увеличение количества знаний

Уважение к себе и признание со стороны других. Компетентность в своей профессии. Право самостоятельно принимать решения.

Социальные контакты Быть признанным в родственной по духу группе. Контакты с людьми. Быть приятным.

Уверенность в зав-трашнем дне Долгосрочное обеспечение денежным дохо-дом, с целью удовлетворения физиологиче-ских потребностей. Гарантия рабочего места на длительный срок.

Физиологические по-требности Питание. Квартира. Одежда.

Исследования показывают, что активный созидательный труд в на-стоящее время в той или иной мере входит в содержание деятельности боль-шей части работающего населения, прежде всего специалистов с высшим и средним специальным образованием, административно - управленческого персонала, высококвалифицированных рабочих, работников услуг. Это ве-дущий отряд национальной рабочей силы, охватывающий в западных стра-нах от 40 до 50 % занятых в народном хозяйстве.

Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривал-ся как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом. Ры-нок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является со-ставной частью рыночной экономики.

На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли - продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою ра-бочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.

На рынке труда предприниматели и трудящиеся ведут переговоры (коллективные или индивидуальные) по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

Продажа труда может иметь место лишь при условии, если работник юридически свободен и может по своему усмотрению распоряжаться своими способностями к труду. С другой стороны, юридическая свобода не вынуж-дает его продавать свой труд; эта необходимость появляется лишь тогда, ко-гда он не имеет всего необходимого для удовлетворения своих потребностей.

Появление на рынке продавца, в свою очередь, еще не гарантирует про-дажи его товара – для этого нужен покупатель. Таким покупателем становит-ся предприниматель, располагающий всем необходимым для ведения своего хозяйства, кроме наемных работников. Здесь надо иметь в виду одно важное обстоятельство: предприниматель, покупая рабочую силу, вместе с этим предлагает работнику трудиться на определенном рабочем месте. В свою очередь и работник, продавая свой труд, предъявляет спрос на определенное рабочее место.

После купли-продажи обычного товара продавец и покупатель в боль-шинстве случаев прекращают свои взаимоотношения. Отношения же купли-продажи труда непрерывны с момента найма работников до их увольнения. Поэтому не правы те, кто считает, что рынок труда существует лишь за пре-делами предприятия, а те работники, которые заняты на фирме, уже не со-стоят в отношениях купли-продажи своего труда с предпринимателем. Предъявляя спрос, предприниматель адресуется не только теми, кто ищет работу, но и занятым на других предприятиях, предлагая им более выгодные условия найма. В то же время и среди занятых работников немало тех, кто ищет работу на других предприятиях с более выгодными условиями найма.

Особенность товара «труд» заключается также в том, что его невозмож-но хранить, как другие товары. Более того, если работник не продал свои способности и навыки, он не будет иметь дохода, а, следовательно, и средств для удовлетворения своих потребностей. А количество этих жизненных средств и их цена на рынке не зависят от того, продал работник свой труд или нет. Эта особенность имеет огромное значение для рыночной экономики в целом.

Существенная особенность товара труд заключается также в его полез-ности после начала использования. Он не уничтожается при использовании, а, напротив, создает или участвует в создании благ.

Основным стимулирующим фактором работников на рынке труда явля-ется заработная плата /7/. На рынке труда действует закон спроса и предло-жения на рабочую

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»