Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Менеджмент /

Нейро-лингвистическое программирование в психологии

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат

по дисциплине Менеджмент коммуникативного дизайна

НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ

В ПСИХОЛОГИИ

выполнила студентка

группы МО-В-3-2

Шилова Н.Б.

Москва – 2006

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. История возникновения нейро-лингвистического программирования

2. Сущность НЛП

2.1 . Особенности языка в НЛП

2.2. Разнообразие мета-моделей в языке

2.3. Репрезентативные системы и метафоры в процессе моделирования

3. НЛП и управление

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Слово обладает собственной и особой властью. Из ничего приходит оно, обретая звук и смысл, и дает начало всему. Через слово способен человек общаться с миром на равных.

Н. Скотт Момадэй. «Путь к горе дождей»

В процессе осуществления управленческих функций (планирования, мотивации, организации, контроля) менеджер собирает различную информацию для того, чтобы принять правильное управленческое решение.

Раньше в советские времена задача управления заключалась в том, чтобы выполнить план, произвести, продать определенное количество товаров и услуг, внимания человеческой личности уделялось мало. С начала 90-х гг. ХХ в. положение меняется: влияние государства на предприятия ослабляется, главным фактором успеха становятся собственные способности (производить, налаживать контакты, продавать), люди становятся более свободными в выборе места работы, и начальники задумываются над тем, как удержать хороших работников.

В то же время информация о нейро-лингвистическом программировании –теории влияния на людей - становится более открытой, а в конце 90-х гг. ХХ в. стала применяться в организациях в России. Хотя в советские времена техники НЛП уже были известны определенному кругу лиц (приближенным к власти, сотрудникам спецслужб), но тогда они считались государственной тайной.

В настоящее время нейро-лингвистическое программирования (НЛП) заняло прочное место среди других направлений в психологии. Существует большое количество литературы по этому вопросу, проводятся тренинги для практического овладения техниками НЛП. И это объяснимо, ведь мы живем в стране с рыночной экономикой, где достичь успеха в бизнесе можно, если хорошо знать потребности рынка, людей, партнеров, уметь взаимодействовать с ними.

Как и любой метод, НЛП имеет свой понятийный аппарат, свои особенности воздействия, которые необходимо не только знать, но и уметь применять на практике. Поэтому в своем реферате я рассматриваю сущность нейро-лингвистического программирования то, насколько оно может быть применимо в управлении.

1. ИСТОРИЯ НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Основателем НЛП считается математик Ричард Бэндлер, который в начале 70-х гг. ХХ в. открыл для себя, что если в точности воспроизводить образы поведения психотерапевтов, можно достичь подобных результатов в собственной работе с людьми. Это открытие стало основой революционного подхода в НЛП, названного Копированием Человеческого Совершенства.

Позднее Ричард познакомился с еще одним создателем НЛП, доктором Джоном Гриндером, профессором кафедры лингвистики. Когда Бэндлер и Гриндер начали изучать случаи с людьми, обременёнными различными проблемами, было замечено, что все те, кто страдает какой-либо фобией, ведут себя так, как будто то, чего они боятся, происходит с ними именно в эту минуту. В то же время, те, кому удается преодолеть свой страх, вспоминают о пережитом так, как если бы они наблюдали за кем-то иным. Так было совершено принципиальное открытие НЛП: то, как люди думают о чём-то, решительным образом изменяет то, как они будут это переживать. В разработке теории НЛП участвовал и доктор Эриксон, который умел в предложении заложить эффект гипнотической команды.

Систематизировав полученные знания, Бэндлер, Гриндер и Эриксон назвали свою теорию «Нейро-лингвистическое программирование», за которой скрываются три идеи.

Часть "Нейро" отражает ту фундаментальную идею, что поведение берет начало в неврологических процессах видения, слушания, восприятия запаха, вкуса, прикосновения и ощущения. Мы воспринимаем мир через пять своих органов чувств, извлекаем с помощью них "смысл" из информации и затем руководствуемся им. Наша неврология включает в себя не только невидимые мыслительные процессы, но и наши видимые физиологические реакции на идеи и события. Одно является отражением другого на физическом уровне.

Тело и разум образуют неразделимое единство, человеческое существо. "Лингвистическая" часть названия показывает, что мы используем язык для того, чтобы упорядочивать наши мысли и поведение и чтобы вступать в коммуникацию с другими людьми. "Программирование" указывает на те способы, которыми мы организуем свои идеи и действия, чтобы получить результаты.

НЛП имеет дело с субъективным опытом человека: как мы организуем то, что видим, слышим и ощущаем, и как мы редактируем и фильтруем с помощью органов чувств то, что получаем из внешнего мира. НЛП также исследует то, как мы описываем это в языке и как мы действуем, чтобы получить результат.

2. СУЩНОСТЬ НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

2.1. Особенности языка в НЛП

Основной лингвистический постулат НЛП заключается в том, что язык как средство отражения действительности не совпадает с опытом человека. Слова – это искусственные ярлыки для опыта, а сам язык представляет собой фильтр, который позволяет отсекать все лишнее из опыта для того, чтобы система не перегружалась и адекватно функционировала. Однако в то же время сознание человека игнорирует важные части его опыта, что приводит к формированию меньшего списка вариантов при решении проблемных ситуаций.

Суть второго постулата в том, что языковые формы регулярно отражают особенности мышления и психического состояния человека. Обращая внимание на особенности речи клиента, коммуникатор в состоянии выявить его ведущую репрезентативную систему .

Однако возникает вопрос: как выявить эту репрезентативную систему? Ученые дают рецепт: необходимо обращать внимание на невербальные аспекты поведения человека (движения глаз, жесты, дыхание, выражение лица, поза тела, характеристики голоса: тон темп, громкость, высота, тембр) и на языковое поведение (особенности построения предложений, употребление определенных слов, характеристика предметов и явлений, событий, самого себя и т.д.).

Для изучения языкового поведения была разработана мета-модель языка.

Вообще приставка «мета» обозначает промежуточность, следование за чем-либо, перемену состояния . Модель естественного языка в НЛП представляет собой набор инструкций, с помощью которых коммуникатор контролирует процесс общения, а также выявляет языковые структуры (феномены), которые указывают на особенности мышления человека (для выявления первичной репрезентативной системы ). Функция этой модели – дальнейшее успешное взаимодействие или воздействие на человека для того, чтобы достичь задуманной цели путем переведения его в нужное психическое состояние.

Одна из действенных техник для перевода человека в желаемое состояние - якорение. Якорем в психологии называют любой стимул, который позволяет человеку перенести свой прежний опыт в настоящее и пережить то же психологическое состояние (как положительно, так и отрицательно окрашенное). Например, определенная мелодия может вызвать у человека ассоциации, связанные с прошлым опытом, или случайно найденная вещь напомнит о каком-нибудь событии детства и пр.

Якорь может устанавливаться вербально (например, произнесением некоторых слов, словесных последовательностей, изменением тона голоса), невербально (пожатием руки, плеча, изменением положения тела коммуникатора и пр.), а также сочетанием вербальных и невербальных элементов.

2.2. Виды мета-моделей

В нейро-лингвистическом программировании существует 3 категории мета-моделей.

1. Опущение – когда часть информации не проговаривается. Если бы не было этого механизма, мы бы очень быстро перегрузились информацией. И в то же время опущение мешает нам понимать друг друга.

Опущения могут быть в виде:

• Исключений (“Я боюсь”).

• Отсутствие референтного индекса (“Меня не любят”), т.е. неточно указан тот, кто производит действие.

• Неспецифические глаголы (“Я боюсь”).

• Номинализации (“У меня обязательства”) – человек превращает процесс в событие.

2. Расширение границ и генерализация.

Генерализация — это процесс, при котором части собственной модели мира отделяются от изначального опыта и начинают представлять целую категорию явлений, для которых этот опыт служит уже только примером. Без генерализации невозможно обучение. Генерализация выражается в таких словах, как: все, никто, всегда, никогда. Например, если человек говорит: «Никогда нельзя ожидать, что будет лучше», то, скорей всего, когда он ожидал этого «лучше», результат не отвечал его требованиям в силу его личностных качеств или недостаточно выполненной работы.

3. Смена значений и искажение.

Искажение — процесс изменения

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»