получен¬ным значением.
Рис. 2 Межличностная коммуникационная сеть руководителя группы
в организации
Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, гори¬зонтальных и диаго-нальных связей. Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника к подчи-ненным. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации: между заместителями, между начальниками отделов, между под-чиненными. Диагональные связи — это связи с другими начальниками и с другими подчи-ненными. Сеть этих связей создает реальную структуру организации. Задача формальной ор-га¬низационной структуры заключается в том, чтобы придать коммуни¬кационным потокам правильное направление. Размеры подразделе¬ний в организации ограничивают возможности развития коммуни¬кационной сети. Если размер группы увеличивается в арифметичес¬кой прогрессии, то количество возможных коммуникационных отношений возрастает по экспо-ненте. Отсюда коммуникационная сеть в группе из 12 человек более разнообразная и слож-ная, чем в группе из трех человек. В зависимости от того, как построены коммуникацион¬ные сети, деятельность группы может отличаться большей или мень¬шей эффективностью.
Существуют устоявшиеся образцы коммуникационных сетей для групп одной и той же или разной численности (рис. 3). В сетях типа «кружок» члены группы могут коммунициро-вать только с теми, кто расположен рядом с ними.
Рис 3. Образцы коммуникационных сетей в группах
В сетях типа «колесо» представлена фор¬мальная, централизованная иерархия власти, при которой подчинен¬ные коммуницируют друг с другом через своего начальника. Объек-тивной основой такой ситуации является то, что лицо, находящееся в центре «колеса», имеет больше коммуникационных связей, чем другие члены группы. Он получает больше посла-ний, чаще признается другими членами группы как лицо, выполняющее лидерские
функции, больше оказывает социального влияния на других членов
группы, обычно несет большую ответственность за передачу инфор¬мации, от него больше, чем от других, ожидается окончательное решение проблемы.
Аналогичная картина наблюдается в сетях типа «Y». Такие сети называются централи-зованными и могут быть эффективны, если решаются простые проблемы. Другой тип власт-ной иерархии пред¬ставляют сети типа «цепочка», в которых появляются горизонталь¬ные связи — элемент децентрализации. «Всеканальные» сети пред¬ставляют полностью децентра-лизованные группы. Обычно это тре¬буется, когда необходимо участие всех в решении слож-ных проблем. Такой подход называют еще открытыми коммуникациями.
Знание типов коммуникационных сетей особенно важно для по¬нимания отношений вла-сти и контроля в организации. Известно, что сокрытие или централизация информации под-держивают властные отношения.
Характер взаимозависимости работ и людей в группе или органи¬зации будет определять тип более эффективной коммуникационной сети. Простая взаимозависимость допускает ис-пользование центра¬лизованных сетей. Сложная взаимозависимость требует «командно¬го» подхода к построению коммуникационных сетей. Однако слож¬ная сеть может и не решить простую задачу.
4. КОММУНИКАЦИОННЫЕ СТИЛИ.
Коммуникационный стиль — это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими. Существует много различных сти-лей, используемых людьми в межличностной коммуникации, так же как и много подхо¬дов к определению этих стилей. Знание стилей помогает определить то, как себя вести и чего можно ожидать от поведения, связанного с определенным стилем.
За основу измерения межличностной коммуникации можно взять такие две переменные, как открытость в коммуникации и аде¬кватность обратной связи. Первое измерение включает степень от¬крытия или раскрытия себя в коммуникации для других в целях получения ответ-ной реакции от них, особенно их реакции, показывающей то, как они воспринимают нас и наши действия. Второе измерение показывает степень, с которой люди делятся с другими своими мыслями и чувствами о них. Построив на этой основе матри¬цу, где по вертикали бу-дет отложено первое измерение, а по горизонтали — второе, можно выделить пять стилей межличностной коммуникации (рис. 4).
Рис. 4. Коммуникационные стили.
Коммуникационный стиль индивидов в первом квадранте может быть определен как от-крытие себя. Этот стиль характеризуется вы¬сокой степенью открытости себя другим, но низ-ким уровнем обрат¬ной связи со стороны индивида, использующего этот стиль. Откры¬тие се-бя в этом случае измеряется е диапазоне от среднего до макси¬мального. Индивид идет на это, концентрируя тем самым внимание на себе, чтобы вызвать реакцию других на свое поведе-ние. К сожале¬нию, данный стиль страдает тем, что реакция других нередко остается без аде-кватного ответа или обратной связи со стороны вызывающего его индивида. Принимая реак-цию других на свое поведение близко к сердцу, использующий данный стиль индивид может проявлять не¬обузданные эмоции, мало способствующие установлению эффек¬тивных отно-шений между коммуницирующими сторонами.
Коммуникационный стиль индивида во втором квадранте опре¬деляется как реализация себя и характеризуется как максимальной открытостью, так и максимальной обратной свя-зью. В идеальных условиях этот стиль является желательным, но ситуационные факто¬ры (по-литика организации, разница в статусе и т.п.) могут побудить индивида, владеющего этим стилем, отказаться от него.
Коммуникационный стиль в третьем квадранте характеризуется замыканием в себе, т.е. одновременно низким уровнем открытости и низким уровнем обратной связи. Индивид в этом случае как бы изолирует себя, не давая другим познать его. Этот стиль часто исполь¬зуют «интроверты» — люди с тенденцией больше обращать свой разум вовнутрь себя. Край-ность в проявлении этого стиля связана со скрытием своих идей, мнений, расположений и чувств к другим.
Коммуникационный стиль в четвертом квадранте связан с защи¬той себя и, как видно из матрицы, характеризуется низким уровнем открытости, но высоким уровнем обратной связи. Он широко ис¬пользуется для того, чтобы лучше узнать других или более правильно оценить их. Обычно индивиды, использующие данный стиль, мало Открыты для других, но любят обсуждать других. Они любят слушать о себе, но не любят обсуждать свои качества, особен-но плохие, с другими.
В середине матрицы располагаются индивиды, «продающие» себя, если другие делают то же самое. Такой стиль называется «тор¬говля за себя» и характеризуется умеренными от-крытостью и обрат¬ной связью, обмениваемыми в процессе межличностной коммуни¬кации.
Было бы неверно думать, что какой-то один из названных комму¬никационных стилей является наиболее желательным. Однако прак¬тика эффективной коммуникации свидетельст-вует, что стиль, при котором индивид реализует себя, более желателен и используется в большем количестве ситуаций. Владение таким стилем является на¬стоящим достоинством. В отношении использования других стилей важно понять проблемы эффективной обратной связи, умение рас¬крыть себя и умение слушать других.
5. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.
Информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирова-ния, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации. В по-следнее время эта сфера межличностной коммуникации все больше привлекает внимание ученых и специалистов. Дело в том, что эффект большинства посланий создается невербаль-ной информацией: 37% — тональностью го¬лоса и 55% — выражением лица. Особенно это проявляется в тех случаях, когда словесная часть послания отправителя противоречи¬ва. Б такой ситуации получатель больше полагается на невербальную часть, чтобы понять значе-ние послания. Основные типы невербаль¬ной коммуникации приводятся в табл. 1.
Таблица 1. Невербальная коммуникация
Основные типы невербальной комму-никации Примеры
Движения тела Жесты, выражения лица, движения глаз, прикосно-вения, позы
Личные физические качества Строение тела, вес, рост, цвет волос и кожи, запах тела, мускулатура
Речь Качества голоса, грамотность, частота речи, засорен-ность речи, смех, зевание и т.п.
Использование среды Способ использования и ощущения внешнего окруже-ния, манеры помеще¬ния себя в среде, дистанционная близость в общении, чувство «своей» и «чужой» терри-тории
Физическая среда Дизайн помещения, мебели и других объектов, декорации, чистота и опрятость, освещенность, шум
Время Опоздания, ранний приход, склонность заставлять ждать себя, культура времени, соотношение времени и статуса
Антропологам и лингвистам уже длительное время известны такие невербальные сигна-лы, как позы, жесты, выражение лица и т.п. Многие из них являются образцами культуры, в которой «рос» чело¬век. В той степени, в которой они используются как образцы поведе¬ния и имеют при этом символическое значение, они могут быть поняты так же ясно, как вербаль-ная коммуникация, выражаемая из¬вестной двум участвующим сторонам системой словесных кодов. Определенные жесты отражают этику поведения. В каждой культуре существует тип «идеальной сферы» вокруг отдельного человека. Эта сфера является как бы «территорией» или областью вокруг индивида, которая не может быть нарушена, если другой участник коммуника¬ционного процесса не находится с индивидом в отношениях интим¬ного характе-ра. Замечено, что у европейцев эта «дистанция» больше, чем у людей, выросших в азиатской культуре. Относительно позы как способа невербального сигнала известно, что при входе руководите¬ля в контору
|
|