Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Менеджмент /

Организационные структуры предприятий будущего

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Организационные структуры предприятий будущего: виртуальная корпорации, многомерные организации и т.д.

Корпоративная организация

В данном контексте корпоративная организация, или, проще, — корпорация, рассматривается как особая система связи между людь¬ми в процессе осуществления ими совместной деятельности. Такое понимание корпорации следует отличать от понимания корпорации как субъекта права — юридического лица, часто ассоциируемого с формой акционерного объединения. Корпорации как социальный тип организации представляют собой замкнутые группы людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и автори¬тарностью руководства, противопоставляющие себя другим соци¬альным общностям на основе своих узкокорпоративных интересов. Корпорация — это древнейшая форма человеческого объединения, использовавшаяся еще охотничьими группами до образования пар¬ной семьи. Своего рода корпорациями были семья и род, обеспечи¬вавшие процесс воспроизводства определенных отношений внутри группы. Корпоративные структуры были достаточно характерны для античного азиатского общества, когда люди не мыслили себя вне специфического замкнутого в большей или меньшей степени сооб¬щества, организованного по профессиональному, кастовому или Другому принципу. В средневековой Европе они существовали в виде городских ремесленных цехов и купеческих гильдий. Позже таковы¬ми стали хозяйственные монополистические объединения, профессиональные организации и политические партии. В России в силу ее специфики корпорации существуют в хозяйственной и культурной жизни в основном в форме различных государственных (министерства, ведомства и псевдоприватизированные естественные монопо¬лии) и общественных (союзы, общества, академии и политические партии) институтов.

Благодаря объединению ресурсов, и в первую очередь людских, корпорация как форма организации совместной деятельности людей предоставляет и обеспечивает возможность для самого существова¬ния и воспроизводства той или иной социальной группы, профессии, касты и т.п. Однако объединение людей в корпоративной организации происходит через их разделение по социальным, профессиональ¬ном, кастовым и другим (классовым и расовым) критериям.

Помимо объединения ресурсов, важным орудием корпоративной организации в борьбе за выживание является монополия, и главным образом, монополия на информацию. Поддерживая монополию, корпорация стремится стандартизировать свою деятельность и ее результаты, не допускать разрушительной для нее внутренней кон¬куренции. Поддержка слабых и ограничение сильных — основной принцип в борьбе против внутренних конкурентов. Отсюда — тен¬денция к уравниловке.

Объединение людей через их разделение и поддержание монопо¬лии невозможно в корпоративной организации, если в ней не доми¬нируют иерархические властные структуры. Так, интересы «разде¬ленных» людей согласовываются лидерами корпораций. Это и явля¬ется основным источником их власти. В основе данной схемы лежит принцип «разделяй и властвуй».

Важным условием и способом поддержания существования кор¬поративной организации является постоянное поддержание в ней дефицита тех или иных ресурсов, а если необходимо, то и обострение дефицита. Распределение в условиях монополии лидерами корпора¬ции этого дефицита служит для них еще одним важным источником

власти.

Из понятия корпорации видно, что субъектом интереса в ней является сама группа или вся организация. Персонализация индиви¬да осуществляется за счет деперсонализации других индивидов. В соответствии с этим устанавливается приоритет в целях, характери¬зуемый преобладанием целей организационных над индивидуаль¬ными. У индивида могут быть свои, отличные от организационных, личные интересы или цели, но чтобы получить от корпорации усло¬вия поддержания своего существования, он способен на самопожер¬твование ради группы/организации, отождествляя их с собой. Отсю¬да — ложная солидарность, квазипатриотизм, групповщина и про¬чая корпоративная атрибутика. Внешне кажется, что организация выступает как единое целое. Создается обманчивое впечатление ее Мощи и всесильности. На деле же нередко случается, что это «колосс

На глиняных ногах».

Корпоративная организация берет на себя ответственность за своих членов, за человека. Это позволяет ей быть свободной в своих Действиях по отношению к человеку. Существует суверенитет орга¬низации. В результате организация или все ее члены становятся над каждым отдельным человеком. Такая «коллективная» ответственность ставит человека в сильную зависимость и практически его самостоятельности. Действует принцип «организация всегда

права».

Принятие решения в корпоративной организации строится по принципу большинства или старшинства. Борьба меньшинства за свое мнение нередко заканчивается его уходом из организации. Стремление завоевать поддержку большинства вынуждает руково¬дителя к популистским действиям. Так, например, введенная в ходе перестройки в СССР выборность руководителей предприятий суще¬ственным образом повлияла на перекачивание денег из прибыли предприятий в фонды заработной платы и стимулирования в ущерб техническому развитию. Борьба за сторонников в организации боль¬ше развивает политические способности у руководителя, чем про¬фессиональные и деловые навыки и умения.

В корпоративной организации интересы производства (или любой другой ее деятельности) определяют интересы воспроизводст¬ва самого работника. Создаются условия, в которых работники орга¬низации во все большей степени не способны обеспечить себя в работе необходимыми ресурсами* в особенности информацией. Ин¬тересы работника существуют всегда в «завтра», а интересы корпора¬ции — в «сегодня».

Корпоративной организации соответствует определенная мо¬раль. Последняя выступает как двойная мораль в поведении — мораль индивидуалистская и мораль корпоративная. Индивидуализм в рам¬ках корпоративной идеологии не имеет права на существование и поэтому как бы не регламентируется. На деле же он часто выступает в извращенной форме, игнорируя правила цивилизованного, а порой и законного поведения. Отсюда, например, коррупция и взяточниче¬ство. Корпоративная мораль действует только в тех случаях, когда есть заинтересованные в ней лица. Многие могут брать взятки. Но если кто-то попался, то на него изливается гнев всех членов органи¬зации. Межличностные отношения порой опосредствуются антисо¬циальными ценностными ориентациями.

В корпоративных структурах доминирует лояльность по отноше¬нию к организации, приветствуются послушание и исполнитель¬ность, рождающие в конечном счете безответственность.

Корпоративная организация Индивидуалистская организация

Объединение людей через их разъединение по социальному и профессиональному критериям Свободное, открытое и добровольное объединение людей

Монополия и стандартизация в деятельности организации Сочетание конкуренции и кооперации в деятельности членов и групп в организации

Доминирование иерархических властных структур Интересы согласовываются лидерами Господство принципа увязки интересов всех членов в рамках демократического процесса

Создание и поддержание дефицита возможностей и ресурсов с их централизованным распределением Поддерживаемое руководством обеспечение поиска возможностей и дополнительных ресурсов

Субъект интереса - группа, коллектив или вся организация Субъект интереса - личность

Организация отвечает за человека Суверенитет организации Свобода для организации Человек отвечает сам за себя Суверенитет личности Свобода для личности

Принцип большинства или старшинства в принятии решений Принцип меньшинства или право вето в принятии решений

Интересы производства определяют интересы воспроизводства самого человека Интересы производства определяются интересами воспроизводства самого человека

Двойная мораль (личная и организации) в поведении Общечеловеческая мораль и здравый смысл в поведении

Лояльность по отношению к организа¬ции Лояльность по отношению к своим убеждениям

Человек для работы Работа для человека

Индивидуалистская организация

Противоположным корпоративному является индивидуалист¬ский тип организации. Это тоже объединение людей, осуществляю¬щих совместную деятельность, но объединение свободное, открытое

й добровольное. Сама организация представляет собой совокупность йди сообщество полуавтономных образований. Например, коллек¬тивная собственность в таких организациях — это не собственность всех, а собственность каждого члена коллектива.

Монополия в индивидуалистской организации заменяется соче¬танием конкуренции и кооперации в деятельности ее членов. Это во многом обеспечивается переходом к децентрализованным структу¬рам с «центрами прибыли», эдхократическим предпринимательским структурам, которые будут рассмотрены ниже.

Вместо властной иерархии в индивидуалистской организации господствует принцип увязки интересов всех членов в рамках демо¬кратических процессов. Так, описанные выше процедуры управле¬ния по целям и участия в управлении являются эффективными спо¬собами сочетания интересов членов организации.

Дефицит или ограничение возможностей членов организации в их деятельности заменяется в данном случае созданием условий для свободного поиска возможностей и их наиболее полного использова¬ния. Создание систем открытой коммуникации в организациях и развитие внутрихозяйственного коммерческого расчета позволяют

расширить этот поиск.

Субъектом интереса в индивидуалистской организации становит¬ся личность. Все в организации начинает строится вокруг человека. Не под работу ищется человек, а под человека, под его способности и мотивированность проектируется

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»