←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
Министерство образования РБ
Брестский государственный технический университет
Кафедра менеджмента
Курсовая работа
по «менеджменту»
Тема: Организационные формы управления инновационной деятельностью фирмы
Выполнил: студ. гр. ЭУ-2
Лукащук К.Л.
Проверил: Федоров А.В.
Брест 2004
Содержание
Введение______________________________________
Инновации____________________________________
Менеджмент на промышленном предприятии_____
Инновационная восприимчивость предприятия_______
Проблемы крупных организаций___________________
Крупномасштабные инновации в больших фирмах____
Стратегии крупных организаций____________________
Планирование инновационной политики__________
Технология управления инновационным процессом____
Формы управления инновационной деятельностью_
Техническое развитие предприятия__________________
Организационный прогресс на предприятии__________
Оценка эффективности инноваций__________________
Личность инноватора____________________________
Заключение_____________________________________
Список литературы______________________________
Введение
Конец ХХ в. привел к широкому переосмыслению путей общественного развития. Концепция экономического роста, которая подходит к анализу мате-риального производства с чисто экономической точки зрения, была применима, пока природные ресурсы казались неисчерпаемыми в силу ограниченного воз-действия производственной деятельности человека. В настоящее время общест-во приходит к пониманию того, что экономическая деятельность является лишь частью общечеловеческой деятельности и экономическое развитие должно рас-сматриваться в рамках более широкой концепции общественного развития.
По некоторым оценкам, в течение ближайших двадцати лет мир должен:
накормить новое население, по численности равное населению всего зем-ного шара в 1940 году, и при этом:
• в меньшей степени использовать химические удобрения и биоциды;
• произвести столько энергии, сколько ее было произведено за всю предшествующую историю человечества, при том, что наращивать производст-во энергии становиться труднее и нужно одновременно ликвидировать кислот-ные дожди;
• удовлетворить на 100% возросшие потребности в продуктах пита-ния, сырье и промышленных товарах, при том, что ресурсы иссякают, а безо-пасно хранить отходы становится труднее;
• генерировать чистый реальный капитал в годовом исчислении по крайней мере вдвое больший нынешнего, несмотря на перераспределение капи-тала правительством в социальных целях;
• радикально улучшить условия жизни, работы, образования, город-ской и окружающей среды как в развитых, так и в развивающихся странах;
• одновременно повысить стандарты здравоохранения всех стран, пе-рейти от лечения болезней к их предотвращению и ограничить рост населения разумными пределами;
• увеличить занятость на 30 – 50%, создав новые рабочие места, во многом, в сфере обслуживания, в то же время увеличив производительность на-столько, чтобы удержать инфляцию;
• выполнить все названные задачи без необратимого нарушения при-родного равновесия или ресурсного кризиса, способного привести к войне.
Названные выше потребности, как бы к ним не относиться, представляют собой действительные потребности человечества. Мы не можем удовлетворить их, используя не то, что вчерашние – сегодняшние технологии. Чтобы завтраш-ний уровень жизни был как минимум не хуже сегодняшнего в материальном и социальном смысле, нужны серьезные изобретения, инновации и институцио-нальные перемены. Из-за того, что для многих решений потребуются крупные инвестиции, большая часть инноваций появится в крупных организациях.
Все более очевидным становится то, что главной характерной чертой но-вых систем внутрифирменного управления должна стать ориентация на долго-срочную перспективу, проведение фундаментальных исследований, диверси-фикацию операций, инновационную деятельность, максимальное использова-ние творческой активности персонала. Децентрализация, сокращение уровней в аппарате управления, продвижение работников и их оплата в зависимости от реальных результатов станут основными направлениями изменений в аппарате управления.
Важнейшим фактором достижения высокого уровня конкурентоспособ-ности, как отмечается во многих исследованиях, остается концентрация произ-водства, что повлияет на сокращение тенденции к образованию гигантских промышленных объединений.
Наряду с концентрацией уровень конкурентоспособности будет опреде-ляться такими факторами, как развитие производства новых видов продукции и стимулирование становления новых потребностей. С ними связаны тенденции продолжения роста затрат на исследовательские и опытные разработки, рекла-му и маркетинг.
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важ-нейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечест-венной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринима-тельство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат “чистой науки”, полученный университет-ским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В прак-тической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная си-ла для капиталистических компаний.
Инновация есть скорее экономический и социальный, нежели технический термин.
Инновации
Инновации можно классифицировать следующим образом:
• технологические инновации, направленные на создание и освое-ние в производстве новой продукции, технологии, модернизацию оборудова-ния, реконструкцию зданий, реализацию мероприятий по охране окружающей среды;
• производственные инновации, ориентированные на расширение производственных мощностей, диверсификацию производственной деятельно-сти;
• экономические инновации, связанные с изменением методов пла-нирования производственной деятельности;
• торговые инновации, направленные на целевые изменения сбыто-вой деятельности;
• социальные инновации, связанные с улучшением условий труда, социального обеспечения коллектива;
• инновации в области управления, направленные на улучшение организационной структуры, методов принятия решений.
Инновации стали промышленной религией 20 века. Для бизнесмена они являются основным средством повышения прибылей, ключом к новым рынкам сбыта. Правительства делают ставку на инновации, когда пытаются преодолеть экономический кризис. Приоритеты инновационного развития давно заменили популярную в послевоенные годы концепцию "благополучной экономики". По словам профессора Кембриджского университета Грегори Дейнса, инновации стали новой религией, объединившей левых и правых политиков.
Однако до сих пор так и не было сформулировано четкое определение инновации, не было придумано единой системы оценки инноваций. Обычно под инновацией понимают создание новой улучшенной продукции или произ-водственного процесса. С другой стороны инновацией является и использова-ние более дешевого сырья для производства уже известного товара, изменение маркетинговой политики, выход на новые рынки или новый уровень сервиса.
Удачливые бизнесмены (антрепренёры), которые чаще всего и являются главными новаторами, редко задумываются о том, как им удалось придумать и раскрутить удачное нововведение. Большинство из них просто "делает деньги", пользуясь сиюминутными изменениями на рынке сырья и технологий, в нало-гообложении, изменением демографической ситуации и даже геополитики в целом. Они создают новые рынки, или придумывают новые способы эксплуа-тации уже существующих. Еще в 1800 году Жан - Батист Сей, французский экономист, ввел в экономическую науку термин "антрепренёр" - "человек, ко-торый находит более эффективный способ использования имеющихся в его распоряжении экономических ресурсов для увеличения продуктивности и по-лучение большего количества конечного продукта". Два столетия спустя, эко-номисты все еще пытаются постигнуть сущность этой наиболее загадочной части процесса создания новой стоимости.
Чтобы лучше понять, что же такое инновация (или нововведение) можно объяснить, что ей не является. Муж с женой, решившие открыть закусочную напротив нового офисного здания, и, возможно, рискующие своими
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
|
|